Страховка от кадрового голода. Может ли ДМС привлечь и удержать сотрудников
Сборы страховых премий в рамках добровольного медицинского страхования в 2023 году значительно выросли год к году и в России, и в Петербурге. Основными факторами являются серьезное увеличение стоимости медицинских услуг и острейший кадровый голод, который вынуждает компании разного масштаба и разной отраслевой принадлежности придумывать новые схемы привлечения персонала. Интересно, что предприятия Петербурга ориентированы на льготы по ДМС как способ мотивации в гораздо большей степени, нежели компании в других регионах страны.
По данным Банка России, отечественный страховой рынок в 2023 году показал лучшую динамику за последнее десятилетие, и одним из локомотивов роста сборов стал сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС). Объем страховых премий в этом сегменте составил 252,4 млрд рублей, что на 18,3% выше аналогичного показателя 2022 года. Увеличился и объем выплат: в 2023 году он достиг 168,8 млрд рублей, что на 8,4% больше, чем годом ранее.
Темпы развития петербургского рынка ДМС в 2023 году сопоставимы с общероссийскими, говорят его участники.
По статистике Банка России, сборы страховых премий по договорам ДМС в 2023 году в Петербурге составили 43,7 млрд рублей, выплаты — 28,8 млрд рублей. Львиная доля рынка ДМС приходится на корпоративный сегмент: в 2023 году в Петербурге объем страховых премий по договорам ДМС с юридическими лицами составил 41,1 млрд рублей, в то время как по договорам с физлицами — 2,6 млрд рублей.
Однако, как констатируют участники рынка, столь существенный рост рынка в денежном выражении во многом обусловлен увеличением расценок медицинских организаций на свои услуги.
По оценкам генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, в 2023 году стоимость базовых медицинских услуг в среднем по городу выросла на 10-12%, а цены на услуги, в себестоимости которых велики затраты на импортные расходные материалы, увеличились на 20-30% или более. «Рост рынка ДМС в денежном выражении имеет преимущественно инфляционный характер», — отмечает Александр Солонин.
«ДМС в 2023 году действительно стало одним из самых быстрорастущих видов страхования, но основная часть этого роста связана с изменением расценок клиник», — подтверждает и управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева. Она полагает, что корректнее оценивать состояние рынка по динамике числа застрахованных, а «в 2023 году по сравнению с предыдущим годом число застрахованных по ДМС выросло на 2,3%».
«Существенного роста спроса на программы ДМС мы не наблюдаем. Да, на рынке появляются совсем новые клиенты ДМС, но их доля пока незначительная. В основном наблюдается миграция организаций из одной страховой компании в другую: кто-то из страховщиков ушел с рынка, кто-то предложил договор дешевле, кто-то — лучше программу по наполняемости и т. д.», — говорит заместитель директора филиала «Росгосстраха» в Санкт-Петербурге и Ленобласти по ДМС Виктор Посохов.
Однако ряд крупных страховых компаний отмечает взрывной рост спроса на программы ДМС. Так, в петербургском филиале АО «СОГАЗ» в 2023 году приток новых клиентов составил 44%, а в петербургском филиале «Ингосстраха» отмечают, что спрос на программы ДМС в прошлом году вырос «ориентировочно» на 55%.
Заманчивая страховка
Многие страховые компании отмечают появление среди своих клиентов новых компаний, которые ранее не обращались за оформлением полиса ДМС. «Эта тенденция связана с большой конкуренцией на рынке труда, из-за чего работодателям приходится значительно расширять предложения по социальной защите работников», — говорит заместитель директора петербургского филиала по медицинскому страхованию САО «РЕСО-Гарантия» Юлия Лаврова.
«Кадровый кризис оказывает влияние на спрос работодателей на ДМС, так как социальная политика в отношении сотрудников приобретает всё больший вес в вопросе выбора кандидатом места работы, а также в вопросах удержания кадров. Кандидаты, находящиеся в поиске работы, при прочих равных отдают предпочтение компании, которая предоставит медицинское страхование. В свою очередь, уже работающие сотрудники компании также оценивают имеющиеся у них льготы, и программа ДМС становится уже почти само собой разумеющейся привилегией», — добавляет директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых.
По данным опроса, проведенного HeadHunter по итогам 2023 года, выяснилось, что наличие ДМС является важным критерием выбора работодателя: это отметили 46% опрошенных разных возрастных категорий и разных профессиональных сфер деятельности.
«ДМС остается хорошим мотивационным фактором для соискателя, а также рабочим инструментом компании при поиске и найме работников», — отмечает директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова. При этом, отмечает она, работодатели Петербурга и Ленобласти чаще предлагают ДМС своим работникам, чем компании из других регионов: 80% против 66% в целом по России.
«ДМС, конечно, не главное, чем можно привлечь или удержать персонал, но при прочих равных наличие такой страховки является причиной выбора той или иной компании кандидатом и одной из причин трудоустройства», — отмечает директор по персоналу военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Владимир Мишанков. По его словам, опция ДМС востребована у сотрудников КМЗ: в прошлом году количество застрахованных по программам ДМС сотрудников холдинга выросло на 15-20%.
В ГК «Геоизол» сейчас полис ДМС есть у каждого десятого сотрудника, и охват растет по мере роста штатной численности персонала. Об этом рассказал директор по персоналу группы Максим Горожанин. «Полисы ДМС играют определенную роль в привлечении персонала, как дополнительная социальная гарантия. Но в целом наличием ДМС сегодня никого не удивишь. Скорее вызывает вопросы отсутствие данных программ. При прочих равных условиях для ряда соискателей наличие ДМС — важный фактор. Многие задают этот вопрос при собеседовании», — заявил он.
Отраслевая заинтересованность
Работодатели стараются удовлетворить запросы действующих и потенциальных сотрудников в социальных гарантиях. Для последних полис ДМС зачастую используется как дополнительная мотивационная или поощрительная мера. Например, в некоторых компаниях группы «Геоизол» полисы ДМС выдаются в зависимости от стажа. «Год назад этот критерий был 10 лет. В этом году — 5 лет», — рассказывает Максим Горожанин.
В 2023 году доля компаний, указавших, что у них есть опция ДМС в соцпакете, выросла на 15% по сравнению с 2022 годом. Чаще всего ДМС предлагают IT-компании (есть в 17% вакансий с начала года), финансовый сектор (16%), транспортные компании (12%), ретейл (12%), нефтегазовые компании (5%), строительные компании (5%). А реже всего ДМС как «плюшка» встречается у компаний из сферы искусства и ЖКХ (данные hh.ru СЗФО).
Заместитель директора филиала «Росгосстраха» в Санкт-Петербурге и Ленобласти по ДМС Виктор Посохов отмечает рост востребованности программ ДМС у компаний ОПК. А Юлия Галаничева подтверждает «традиционное лидерство в спросе на качественные программы ДМС компаний из IT-сегмента».
«Программами ДМС интересуются как коммерческие организации, так и госучреждения, предприятия, входящие в госкорпорации», — говорит директор Санкт-Петербургского филиала АО «СОГАЗ» Марина Уральская.
Многие страховщики отмечают рост спроса на программы ДМС в 2023 году со стороны малого и среднего бизнеса.
«Если сравнить портфели 2022 и 2023 года, доля действующих договоров ДМС, по которым застраховано 100 или менее человек, примерно одинакова — 75% от общего количества договоров с юрлицами. За 2023 год количество таких договоров немного увеличилось: в прошлом году было заключено на 2% больше новых договоров ДМС на 100 и менее застрахованных сотрудников, чем в 2022 году. В 2023 году наблюдался спрос на ДМС среди малого и среднего бизнеса, имеется в виду увеличение количества запросов примерно в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом. В среднем 10% таких запросов завершаются оформлением договора», — говорит Юлия Лаврова, заместитель директора петербургского филиала по медицинскому страхованию САО «РЕСО-Гарантия».
За ценой не постоим
В 2023 году стоимость полиса ДМС выросла в среднем на 10-15%. «Это произошло в основном за счет инфляции и роста стоимости оказания услуг клиниками», — говорит Виктор Посохов.
«Стоимость корпоративного полиса ДМС в Петербурге в прошлом году составляла примерно 12 тыс. рублей для «обычных» сотрудников, 17 тыс. рублей для линейных менеджеров и 39 тыс. рублей для топ-менеджмента», — рассказал генеральный директор ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) Юрий Волков.
По данным Юлии Сахаровой, в Петербурге в год на полисы ДМС для высшего менеджмента в среднем закладывается около 33 тыс. рублей, на рядовых сотрудников — примерно 17 тыс. рублей, и эти расходы за прошлый год выросли на 64%. «Крупные компании направляют на приобретение полисов ДМС миллионы рублей, и эти расходы увеличиваются», — говорит она.
По словам Владимира Мишанкова, с начала 2024 года КМЗ уже потратил на эти цели около 2 млн рублей, в течение года эта сумма может возрасти более чем в 2 раза.
Сэкономить на зарплате
Еще одним фактором роста заинтересованности компаний в программах ДМС являются ограниченные возможности в использовании самой значимой в деле борьбы за кадры опции — в повышении заработной платы сотрудников.
«Невозможно постоянно повышать зарплату. Возможности компаний в этом не безграничны. Иногда выгоднее выдать сотруднику полис ДМС», — рассуждает Юрий Волков.
Стоимость корпоративного полиса ДМС в Петербурге в прошлом году составляла примерно 12 тыс. рублей для «обычных» сотрудников, 17 тыс. рублей — для линейных менеджеров и 39 тыс. рублей для топ-менеджмента.
«Например, при зарплате в 70 тыс. рублей в месяц ее повышение на 2 тыс. рублей сотрудник особо не оценит, хотя предприятию эта добавка обойдется в 24 тыс. рублей в год плюс налоги. Полис ДМС будет стоить компании 15 тыс. рублей в год, и она сможет отнести эти затраты на себестоимость. Лояльности это добавит больше, чем добавка в 2 тыс. рублей. Сотрудник воспримет ДМС положительно потому, что знает расценки клиник на медуслуги», — говорит Юрий Волков.
Кроме того, наличие у сотрудников полисов ДМС сокращает время, проведенное на больничном. «Работодатели заинтересованы в том, чтобы обеспечить сотрудникам квалифицированную медицинскую помощь без длительного ожидания и очередей. В случае недомогания или болезни сотрудник сможет быстрее получить помощь и вернуться к работе», — объясняет Марина Уральская.
Нужный полис
Сотрудники петербургских компаний, имеющие полис ДМС, активно этой льготой пользуются, подтверждают представители медицинских организаций.
«ДМС становится всё более востребованным в свете ограниченной доступности медицинской помощи по ОМС», — поясняет заместитель генерального директора по развитию сети клиник «Гранти-Мед» Лилия Бадамшина.
«Рост числа пациентов, обращающихся в клиники по полисам ДМС, пропорционален росту количества полисов, выданных страховыми компаниями, отмечают медики. В 2023 году количество пациентов, обратившихся в рамках программ ДМС в сеть клиник «Скандинавия — Ава-Петер», выросло на 25%», — говорит начальник отдела по работе с ДМС сети клиник «Скандинавия» Наталия Стрелкова. При этом, отмечает она, взрывного роста количества обращений, подобного пикам 2022 года, в 2023 — начале 2024 года не наблюдается.
«В основном у пациентов ДМС востребованы консультации базовых врачей — терапевтов, неврологов, гинекологов, урологов, дерматологов, основные лабораторные и инструментальные исследования», — говорит Наталия Стрелкова. По ее словам, пациенты с ДМС болеют так же, как и пациенты без ДМС. Лилия Бадамшина также говорит о том, что обращаемость в клинику за медицинскими услугами по разным профилям имеет сезонный характер.
Рост числа пациентов, обращающихся в клиники по полисам ДМС, пропорционален росту количества полисов, выданных страховыми компаниями.
«Напряженный эмоциональный фон за последние годы существенно подорвал здоровье населения, вследствие чего обращаемость в медицинские учреждения в целом увеличилась. Это касается не только пациентов с полисом ДМС, но и людей без него, обращающихся за медпомощью на платной основе в связи с ухудшением здоровья. Это последствия как пандемии, так и сложившейся во всем мире напряженной политической обстановки. Лидерами по обращаемости являются пациенты с нарушениями и заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем. Также значительно возросла востребованность услуг психотерапевтов и психологов», — рассказывает Лилия Бадамшина.
Новые веяния
Участники рынка ДМС отмечают появление в 2023 году целого ряда новых трендов. Один из них — растущий интерес потребителей к программам ДМС с франшизами, в рамках которых обладатель полиса может получить непредусмотренную договором медуслугу или обратиться в более дорогую клинику, самостоятельно оплатив часть счета.
«Франшиза на поликлинические услуги повышает осознанность пользования услугами ДМС застрахованными и значительно снижает стоимость страховой программы при сохранении ее качества. Это дает возможность сделать пакет ДМС шире и полезнее для сотрудника, но зафиксировать стоимость программы страхования для компании», — объясняет Марина Уральская. Юридические лица при пролонгации договоров ДМС охотнее стали включать условия с франшизой по амбулаторным услугам, подтверждает Юлия Лаврова.
В России растет спрос на ДМС с франшизами: в 2023 году число таких программ увеличилось на 9%. Они предусматривают оплату франшизы сотрудником. Она как правило, составляет 15-20% от суммы счета.
«Среди наиболее интересных трендов — рост спроса на ДМС с франшизами: в 2023 году число таких программ увеличилось на 9%. Эти программы предусматривают оплату франшизы сотрудником, франшиза составляет, как правило, 15-20% от суммы счета. В некоторых программах франшиза устанавливается только на часть опций, допустим, на стоматологию и амбулаторное лечение. Популярность таких бюджетосберегающих опций связана с требованием многих компаний сохранить бюджет на ДМС в объемах прошлого года или допустить лишь какой-то ограниченный рост», — говорит Юлия Галаничева.
Виктор Храбрых отмечает тенденцию роста спроса на расширение программ ДМС, так как работодатели хотят обеспечить своим сотрудникам большее количество медицинских услуг. «Например, если раньше сотрудники были застрахованы только по программе поликлинической помощи, то теперь работодатели хотят добавить и стоматологические услуги и какие-то дополнительные программы, например ведение беременности и родов, коррекцию зрения, покрытие критических заболеваний», — объясняет он.
Ряд страховщиков отмечает также рост интереса работодателей к профилактическим мероприятиям, проверке здоровья коллектива. Это подтверждают и медики. «Пациенты заинтересованы в профилактике и динамическом наблюдении за хроническими заболеваниями по ДМС. Однако такие услуги не входят в страховку», — подчеркивает Наталия Стрелкова.
«Возможно, назрел вопрос о расширении программ ДМС страховыми компаниями. Стоит рассмотреть вариант повышения стоимости на программы ДМС в случае включения в них востребованной пациентами профилактики и динамического наблюдения», — полагает Наталия Стрелкова.
«Есть тенденция развития превентивных направлений в рамках программ ДМС: проведение медосмотров, чекапов, профилактических мероприятий. Всё больше компаний начинают воспринимать заботу о здоровье и благополучии сотрудников как стратегически важный аспект, инвестицию в долгосрочное развитие бизнеса. Поэтому вопрос создания комплексных программ управления здоровьем коллектива будет ключевым для страховщиков ДМС в ближайшие годы», — добавляет Марина Уральская.
В 2024 году, уверены эксперты и участники рынка, сегмент ДМС будет расти. Причинами этого являются продолжающийся кадровый кризис и борьба за персонал, а также интерес к страхованию со стороны среднего и малого бизнеса, ранее не оформлявшего ДМС.