Старая система для новых людей. Реформа Конституции как повод для чистки
Поделитесь публикацией!

Старая система для новых людей. Реформа Конституции как повод для чистки

Ольга Власова 20 января 2020
Старая система для новых людей. Реформа Конституции как повод для чистки

Сначала, буквально сразу после послания, в отставку подал непотопляемый, казалось, премьер-министр Дмитрий Медведев со всем правительством. Чтобы принять все решения по обновлению политической системы, президент «должен быть абсолютно свободен», невинно пояснил Медведев. То есть получается, что кабинет министров ему, президенту, в чем-то мог помешать. И счел за счастье поскорее убраться с рельс перед мчащимся поездом.

Затем Путин отправил в отставку генпрокурора Юрия Чайку. Чайка, между прочим, занимал свою должность без малого 14 лет, с 2006 года, а до этого, с 1999 года, работал министром юстиции. То есть он в высших эшелонах власти еще с ельцинских времен, в наше время столько не живут, за исключением разве что Сергея Шойгу. За время работы Юрий Чайка пережил немало неприятных историй — и «дело о подмосковных казино», и «дело Цапков», и суровый наезд Алексея Навального, снявшего целый фильм о бизнесе генпрокурорских детей, да много чего еще, и все без ущерба для себя, а перед реформой не устоял.

И ведь это, кажется, только начало. Ведь даже недели еще не прошло. Всего за четыре дня «рабочая группа» по разработке поправок в Конституцию (в кавычках потому, что понятно — никакая это не рабочая группа, а наспех сколоченная ширма, вряд ли члены «рабочей группы» вообще видели эти поправки) все разработала и отправила президенту. Ну хотя бы для приличия можно было выдержать ну хоть неделю, что ли! Конституцию все-таки пишем, а не прейскурант в придорожном кафе.

И тут же — времени на раскачку нет! — Путин вносит проект поправок в Госдуму. Да прочитать-то успел ли, чего там «эксперты» понаписали? Там же спортсмены с музыкантами, мало ли чего сочинят. Тут бы смайлик поставить, только не до шуток — основной закон страны стригут ножницами, как овцу. В среду Госдума соберется на внеочередное заседание, получится, что за недельку все и обтяпают, будто не Конституция и была.

В Telegram-каналах и то едва успевают головой крутить. Депутаты все побросали, бегут срочно утверждать внесенное. Бегом, бегом, еще бегомее, как говорится в старой армейской шутке. Со всех сторон рвутся снаряды — отставка, еще отставка, разрывы ложатся все ближе, только успевай голову прикрывать.

Cовершенно бессмысленно сейчас рассуждать, у кого позиции усилятся, у кого влияния станет больше, у кого меньше. Да ни у кого они не усилятся. У одного президента они сейчас усилились.

Что в поправках? Как водится, все не так, как представлялось. В послании Путин говорил, например: «Предлагаю ... доверить Государственной думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры председателя правительства. При этом президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утвержденные парламентом кандидатуры». На деле получилось следующее: «Президент назначает председателя правительства, кандидатура которого утверждена Государственной думой по представлению президента Российской Федерации».

Как выясняется, рано радовались те, кто разглядел в послании переход к парламентской республике. Госдума не сама будет утверждать премьер-министра, а по представлению президента. Конечно, он его потом назначит — сам же предлагал. «Утверждение» здесь ничем принципиально от «согласования» не отличается.

Только если сейчас президент отправляет министров в отставку по представлению премьера, то сейчас он будет, судя по тексту законопроекта, делать это самостоятельно. И сможет — через Совет Федерации — отправлять в отставку судей Конституционного и Верховного судов. Из разряда «мелочь, а приятно» — члены Совфеда наконец-то будут официально называться сенаторами.

Три главные новации послания — создание нового Госсовета, утверждение примата национального права над международным и объединение муниципальной власти с государственной в «единую систему публичной власти» остались пока скомканными. Про Госсовет никакой отдельной главы или статьи не появилось — его создание лишь оказалось упомянуто среди полномочий президента пунктом под номером ж1). Из этого пункта ясно пока только то, что формирует Госсовет президент и что отвечать эта структура будет за согласованную работу органов госвласти, определение основных направлений внутренней и внешней политики, а также социально-экономического развития.

Статус Госсовета окончательно предстоит оформить специальным законом, но пока он по функционалу напоминает больше администрацию президента, каковая, вероятно, в Госсовет незаметно и трансформируется; для веса туда, конечно, можно набить и губернаторов, как набивают тряпки в ящик с бутылками, чтобы не звенело. Если так, то Госсовет, по сути, зафиксирует принцип неформального управления государством параллельно формальному — ведь в статье 11-й, где сказано, что государственную власть в России осуществляют президент, правительство, Федеральное собрание и суды, Госсовет так и не появится, а значит, органом власти он не станет. В противном же случае судьба Госсовета — продолжать существовать в виде экспертно-совещательного органа.

Органам местного самоуправления предписано войти в «единую систему публичной власти» — более никаких подробностей не сообщается, так что и здесь, очевидно, стоит подождать новых федеральных законов. Что же до международного права, то здесь, на первый взгляд, гора родила мышь: в статью 79, которая и так гласит, что Россия может участвовать в международных договорах, если это это не противоречит основам ее конституционного строя, всего лишь добавляется фраза о том, что в этом случае решения, принятые на основе международных договоров, исполняться не будут. Что, опять же, у нас и так давно практикуется.

В общем и целом получилось, что новые полномочия добавляются только у президента, да и то в виде создания Госсовета; да еще на все высшие госдолжности нельзя будет назначать людей, когда-либо имевших иностранное гражданство или вид на жительство (распространяется и на депутатов) — странное положение, ведь для такого ограничения, в общем, изменения Конституции не требовалось. Все остальное — переложение старых норм на слегка подновленный лад. Ну, получит Конституционный суд право проверять законопроекты на конституционность по запросу, так он и сейчас это делает, разве что не до, а после подписания.

Теперь не вполне понятно, для чего вообще нужна такая спешка — объяснить ее можно разве что желанием создать ту самую атмосферу всеобщей лихорадки, в которой высокопоставленные чиновники не смогут чувствовать себя в безопасности. Поправки в Конституцию — предлог для тотальной чистки российской элиты; под этим предлогом обновления с должностями уже расстались премьер-министр и Генпрокурор, а в ближайшие год-полтора, видимо, расстанутся и многие другие.

После того как поправки были обнародованы, вся идея стала выглядеть как в первую очередь сводящаяся к кадровому вопросу. У нас появляется как бы новое правительство, как бы новые Госдума и Совфед, как бы новые Генпрокуратура и КС РФ — в том смысле, что формально у них новые полномочия и роль в политической системе. Понятно, что старым деятелям не место в дивном новом мире.

Ни один из современных представителей руководства страны, по идее, не должен в политическом смысле пережить Владимира Путина. Практически невозможно представить, что Путин уйдет, а Дмитрий Медведев, или Юрий Чайка, или Валентина Матвиенко, или Алексей Кудрин, или даже Владимир Жириновский останутся где-то на высоких постах. Это не просто по-человечески обидно — статус представителя «путинской элиты», аналогичный статусу «старого большевика», даст любому из них преимущество в дальнейшей карьере, а Путина невольным образом представит в виде проигравшего, не справившегося с конкуренцией. В то время как Путин, конечно же, проиграть не может, это мы все прекрасно понимаем. Он, может, и уйдет, но не позволит остаться никому, кто мог бы этим уходом воспользоваться.

Фото: Роман Яровицын/Коммерсантъ

Ранее на эту тему:

Разлука без печали. Борис Вишневский об отставке правительства

Возврат к списку