Станок преткновения. Структура ОСК может стать банкротом из-за мелкого долга
Станок плазменный резки металла с ЧПУ IGNIS MTP 6000, за который не до конца расплатился НССЗ. Фото: firdavil.ru
Невский судостроительно-судоремонтный завод (НССЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) и ООО «Фирдавил и Компания» из Чувашии судятся из-за долга за станок плазменной резки металла. Конфликт дошел до заявления о признании НССЗ банкротом.
Заявление о признании НССЗ несостоятельным подало ООО «Юридическая сила», представляющее интересы ООО «Фирдавил и Компания» из Чувашии. Об этом сообщает Единый реестр сведений о деятельности юрлиц.
По данным картотеки арбитражных дел, спор между компаниями возник после того, как «Фирдавил и Компания» поставила на НССЗ станок плазменной резки металла за 6,6 млн рублей. Оплата была разбита на две части: 81% от суммы сразу после поставки оборудования, остальное — 1,2 млн рублей — после завершения пусконаладочных работ.
По заявлению «Фирдавил и Компания», станок был запущен на НССЗ в конце 2022 года. Таким образом, просрочка по уплате 1,2 млн рублей составила уже год. Минувшим летом поставщик оборудования обратился в арбитражный суд Чувашской республики, который встал на его сторону.
В свою очередь, Невский ССЗ обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с просьбой отменить решение суда первой инстанции. Представители завода утверждают, что удовлетворение иска приведет к ухудшению финансового положения предприятия. Однако апелляционный суд оставил решение арбитражного суда без изменения.
ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», расположенное в Шлиссельбурге, входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). НССЗ строит суда всех типов под ключ: аварийно-спасательные, танкеры, сухогрузы, буксиры, служебно-разъездные теплоходы и другие.
НССЗ также выполняет комплексный ремонт судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания как в межнавигационный период, так и во время навигации.
НССЗ закрыл свою актуальную финансовую отчетность. Сервис проверки контрагентов Rusprofile.ru сообщает, что в 2020 году выручка завода составляла 4,7 млрд рублей, чистая прибыль — 608 тыс. рублей. Портал Rusprofile отмечает, что у организации недостаточно собственных средств для обеспечения текущей деятельности, существует риск потери платежеспособности.
Иск маленький, да удаленький
Сейчас у НССЗ финансовые дела не слишком хороши. Впрочем, как и у всех верфей, входящих в ОСК. Об этом «Новому проспекту» рассказал источник, знакомый с ситуацией. «Однако предприятия корпорации банкротить никто не будет», — уверен он.
Начальник аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов напоминает, что подобные судебные разбирательства у верфей ОСК происходят регулярно и на деятельности заводов практически не сказываются. «Не отразится на работе НССЗ и данный иск», — уверен он.
«Однако не стоит недооценивать подобные ситуации», — предупреждает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического института Елена Ткаченко. По ее словам, последствия исков о признании компании банкротом, даже если речь идет о небольшой сумме, могут стать критичными для компании с не слишком устойчивым положением.
«Я прекрасно помню ситуацию, когда крупную компанию с миллиардными оборотами подкосил иск всего на 300 тыс. рублей от одного из контрагентов. После него аналогичные иски посыпались, как вал, и в итоге предприятие обанкротилось», — вспоминает Елена Ткаченко.
Финансовые дыры
Работу ОСК с прошлого года открыто критикует президент РФ Владимир Путин. А осенью этого года своим указом он передал холдинг в доверительное управление ВТБ на 5 лет. Председателем совета директоров ОСК стал глава банка Андрей Костин.
В интервью РБК он говорил, что проблем на предприятиях корпорации достаточно: «Это и хромающее корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание, особенно в зоне гражданского судостроения».
По словам Андрея Костина, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а вся отрасль судостроения находится «на подсосе государства». У корпорации, по словам Андрея Костина, отсутствует единая достоверная финансовая отчетность, и «надо брать каждое предприятие и каждое судно в производстве отдельно и смотреть на эффективность этой деятельности». У банка есть полгода на проведение анализа финансовой деятельности ОСК и формулировку мер оздоровления его бизнеса.