Стальной кредит. Поставщик труб для Балтийского завода пошел в суд
За последние полгода крупный дистрибьютор трубной продукции ООО «Трубная компания «Санеста-Металл» подала в арбитраж несколько исков к АО «Балтийский завод» о взыскании оплаты за поставленную по контрактам продукцию на 74 млн рублей. Юристы и участники рынка констатируют, что крупные предприятия всё чаще пытаются «бесплатно кредитоваться» за счет поставщиков.
ООО «Трубная компания «Санеста-Металл», один из крупнейших на Северо-Западе поставщиков стальных труб индустриального назначения, с конца ноября 2023 года подало в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти шесть исков к АО «Балтийский завод». Требования истца во всех случаях аналогичны: компания через суд пытается взыскать с судостроительного предприятия оплату за уже поставленную продукцию, а также неустойку за задержку платежа, прописанную в контракте.
Общий объем взыскиваемых средств — чуть более 74 млн рублей. По трем искам, поданным в 2023 году, на общую сумму 25,79 млн рублей суд уже вынес решения в пользу «Санеста-Металл». А юристы Балтийского завода при рассмотрении дел в основном оспаривали размер неустойки, не возражая против основной задолженности.
Судя по материалам арбитражных дел, подобные трения у компаний возникли не впервые. Например, в течение 2022 года «Санеста-Металл» подала в петербургский арбитраж 17 исков к Балтийскому заводу о взыскании задолженности за поставленную в 2021—2022 годах продукцию. Тогда общая сумма исковых требований составила 82,25 млн рублей, а общий объем долга Балтийского завода превышал 110,7 млн рублей.
По ряду дел суд выносил решения в пользу истца с последующей выдачей исполнительного листа, а часть споров завершалась либо мировым соглашением, либо погашением основного долга без неустойки.
«Новый проспект» отправил запрос на Балтийский завод с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, но ответ пока не последовал.
ООО «Трубная компания «Санеста-Металл» образовано в июне 2017 года с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Учредителями общества на май 2024 года, по данным «Фокус-Контур», выступают предприниматели Андрей Сарбаев (37%, он же является генеральным директором компании), Кирилл Иголкин и Евгений Ганапольский (по 27%) и Надежда Гурьянова (9%). Выручка «Санеста-Металл» за 2023 год составила 1,5 млрд рублей, что на 18% выше аналогичного показателя 2022 года. Однако чистая прибыль в 2023 году сократилась на 31%, до 67,37 млн рублей.
Балтийский завод основан в 1856 году, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, является одним из крупнейших предприятий отрасли, специализируется на строительстве судов атомного флота. В настоящее время предприятие строит серию атомных ледоколов проекта 22220. Компания не раскрывает финансовую отчетность с 2017 года.
Танец с выплатами
Судя по уже появившимся судебным актам, в договорах между Балтийским заводом и компанией «Санеста-Металл» максимальный размер неустойки за нарушение сроков оплаты товара ограничен 5% от невыплаченной суммы. При этом начисляется такая неустойка в размере 0,05% ежедневно.
«Скорее всего, причина — банальное нежелание платить деньги за продукцию здесь и сейчас, поскольку это менее выгодно, чем заплатить когда-то потом «по суду», — считает старший юрист, руководитель практики сопровождения коммерческой деятельности Maxima Legal Дмитрий Урякин. По его словам, подобный размер и порядок начисления неустойки не стимулирует Балтийский завод как можно быстрее оплачивать товар.
Желание у крупных предприятий кредитоваться за счет своих поставщиков возникло давно и в последнее время стало трендом. По словам руководителя направления реструктуризации и несостоятельности компании «Некстонс СТП» в Петербурге, адвоката Арутюна Саркисяна, к настоящему времени сформирован целый механизм, как «сравнительно честно» тянуть со сроками оплаты поставленных товаров и услуг.
«Устанавливается отсрочка по платежам, например, на 90 или 120 дней. Оплата производится только на основании подписанного двустороннего акта без права подрядчика составить акт в одностороннем порядке. Сроки на предоставление возражений заказчика по такому одностороннему акту очень длинные. Отдельно оговаривается обязательный претензионный порядок, и в случае его соблюдения происходит взыскание в суде. Но с подачи иска до его рассмотрения может пройти значительное время — в среднем от 6 до 12 месяцев. И это только в суде первой инстанции. Далее начинается уже инстанционное оспаривание в апелляции и кассации», — говорит Арутюн Саркисян. Таким образом, «танец с выплатами» может продлиться довольно долго, резюмирует юрист.
Придержать деньги для своих нужд
Участники рынка говорят, что платежная дисциплина крупных заказчиков, особенно из сферы машиностроения, со временем только ухудшается. Например, исполнительный директор компании «Санеста-Металл» Кирилл Иголкин, выступая перед участниками XIV Общероссийской конференции «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» рассказал, что «в последнее время усложнилась работа с машиностроительными компаниями по гособоронзаказу: возникают проблемы с ценообразованием и сроками выполнения контрактных обязательств».
По оценке владельца одного из крупнейших в России частных военно-промышленных холдингов АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаила Даниленко, расчет по госконтрактам в настоящее время занимает до полугода. «Если предприятие в рамках госконтракта выступает субподрядчиком второго уровня, то ситуация еще тяжелее. Обычное дело, когда головной исполнитель придерживает полученные от заказчика деньги для своих нужд, затягивает расчет», — рассказывал Михаил Даниленко в интервью «Новому проспекту».
«Это не тенденция, а реалии экономического оборота. Крупные игроки на рынке продавливают выгодные для себя условия, максимально ограничивая размер своей ответственности перед контрагентом. В результате этого оперативно платить деньги для них становится невыгодно», — подтверждает Дмитрий Урякин.
«Подобная работа с выстроенными финансовыми потоками позволяет создать существенную экономию. При этом у подрядчиков крупных компаний зачастую нет права выбора, поскольку несогласные попросту не вступают в контрактные отношения и теряют клиентскую базу», — поясняет Арутюн Саркисян.
Долго и без гарантий
Даже положительный для истца исход слушания в первой инстанции дела о взыскании заложенности не означает, что присужденная сумма придет на его счет быстро. «Если ответчик согласен с решением суда, то платить по нему он должен сразу же. Но обычно должник, который занял позицию «не платить вовсе» или «не платить сейчас», добровольно решение суда первой инстанции не исполняет», — констатирует Арутюн Саркисян. По его словам, у истца в такой ситуации есть два пути. Первый — обратиться в суд за исполнительным листом, который можно передать судебному приставу или направить в кредитную организацию, где у должника открыты счета. Второй — если же ответчик попытается оспорить решение суда первой инстанции в апелляции (это займет еще 2-3 месяца) и проиграет, истец может снова обратиться в суд первой инстанции за исполнительным листом.
«В рамках исполнительного производства сроки оплаты долга зависят от возможностей должника: если деньги у него есть, то списание проводится относительно оперативно, в срок от недели до месяца. А если денег нет, возникает вопрос реализации имущества, а в случае его отсутствия или небольшой стоимости — вопрос банкротства должника», — рассказывает Арутюн Саркисян.
По данным TK Solutions, в 2023 году российские металлургические предприятия выпустили 7,34 млн тонн стальных пустотелых бесшовных труб, профилей и их фитингов, что на 19,4% больше, чем в 2022 году. С 2017 по 2022 год среднегодовой прирост объемов производства составил 3,2%. Наибольшее количество трубной продукции было выпущено предприятиями Уральского (45,1% объема производства) и Южного федерального округов (20,1%).
Однако, по данным Росстата, в 2024 году объемы выпуска трубной продукции сокращаются. Так, за 4 месяца 2024 года в России произведено чуть более 4 млн тонн труб, профилей и фитингов, что на 3,2% меньше аналогичного показателя 2023 года. Наиболее активными потребителями трубной продукции эксперты называют предприятия ЖКХ, промышленности, в частности судостроения, и сегмента стального строительства.