Средняя "температура" импортозамещения в России не хуже, чем в других странах
Компания «Балтэнергосервис» в индустриальном парке «Храброво» строит завод, который обеспечит Калининградскую область электрощитовым оборудованием. Фото: пресс-служба правительства Калининградской области
Высшая школа экономики, Российский союз промышленников и предпринимателей и «ВЭБ.РФ» выяснили, что российская промышленность зависит от импорта существенно меньше, чем многие развитые экономики мира. У нас показатель зависимости составляет 39%. Меньше всего он в металлургии, транспортном машиностроении и производстве стройматериалов. А в фармацевтической отрасли картина противоположная. Пока экономика ждет структурных изменений, которые выравняют ситуацию, компании Северо-Запада начинают новые импортозамещающие проекты.
На прошлой неделе были опубликованы результаты исследования «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра». Его совместно проводили эксперты Высшей школы экономики при участии РСПП и Института исследований и экспертизы «ВЭБ.РФ».
Авторы этого труда уверены, что импорт — дело естественное и позитивное, так как экономическое развитие в XXI веке тесно связано с интеграцией локальных экономик в глобальные цепочки и связи.
Зависимость различных отраслей от импорта эксперты оценивали по нескольким категориям: зависимость от поставок деталей и компонентов, машин и оборудования, технологий и услуг (инжиниринг, дизайн, ремонт и обслуживание). А отправной точкой исследования стал 2018 год. На тот момент наибольшая импортозависимость была в категории «услуги», а наименьшая — в «технологиях».
С тех пор, отмечают авторы исследования, «в большинстве отраслей российской экономики произошел рост обеспеченности отечественной продукцией, наиболее существенный — в машиностроении для пищевки, в сельскохозяйственном и тяжелом машиностроении».
Сегодня, по данным исследования, самый высокий уровень импортозамещения — в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и черной металлургии (90%), а наименьший — в станкоинструментальной промышленности (24%), фармацевтической (35%) и в индустрии детских товаров (31%).
Цель — устойчивая экономика
В целом сейчас промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%, что сопоставимо с показателем США и Индии. Но это примерно в 2 раза ниже, чем в Венгрии и Прибалтике, в 1,5 раза ниже, чем в Канаде и Австралии, и в 1,3 раза ниже, чем в Германии.
Уровень использования импорта в экономике и ее отдельных отраслях лишь косвенно позволяет судить об уровне реальной импортозависимости. Высокий уровень импорта вовсе не проблема, если это импорт с низкими рисками и существуют альтернативы. Но у многих российских обрабатывающих отраслей импорт завязан на недружественные страны. Особенно это характерно для фармацевтической промышленности, автомобилестроения, машиностроения.
Эксперты отмечают, что после 2021 года мотивация в политике импортозамещения радикально поменялась. «Внешние ограничения, в том числе экономические санкции, привели к тому, что основным мотивом стало достижение устойчивости экономики, восполнение провалов в цепочках поставок, обеспечение технологического суверенитета страны», — говорится в докладе. Достигалось это сдвигом вектора технологических цепочек на дружественные страны, заполнением пустоты отечественными решениями, а также созданием научно-технологических заделов.
«Политика импортозамещения в новых условиях должна быть сбалансированной по отраслям. Она должна быть направлена на достижение структурных эффектов, а не на фронтальное импортозамещение», — говорится в докладе. Для этого «требуются многомерные решения с разумным использованием производственных мощностей, человеческого капитала и НИОКРа».
Электротехника в анклаве
Пока промышленность ждет структурных эффектов, компании пытаются решить проблемы импортозависимости своими силами. Например, в индустриальном парке «Храброво» в Калининградской области компания «Балтэнергосервис» строит завод по производству электротехнического оборудования: трансформаторных подстанций, щитов управления, распределительных устройств и пунктов коммерческого учета электроэнергии.
Новый проект «Балтэнергосервиса» может почти полностью заместить импортные поставки электрощитового оборудования для Калининградской области, а также поможет импортозамещению этой продукции в других регионах страны, уверены в местном правительстве.
Недавно компания получила заем в 40 млн рублей по региональной антисанкционной программе льготного финансирования. На эти деньги «Балтэнергосервис» закупит новое оборудование, термопластавтомат для производства пластиковых корпусов и секционных боксов, и таким образом полностью локализует свое производство на территории региона-анклава, что снизит риски поставок комплектующих из «большой России».
Тесты в «Моглино»
Псковская компания «Скрининг-М» намерена реализовать проект строительства завода по производству медицинских диагностических экспресс-тестов в местной ОЭЗ «Моглино». Пока речь идет о выпуске изделий для определения наличия в организме человека наркотических веществ. На производство этого продукта уже получена лицензия Росздравнадзора.
Согласно инвестпроекту, на территории особой экономической зоны компания возведет два здания по 1,5 тыс. м2 для производственных целей. На начальном этапе «Скрининг-М» инвестирует в проект 145 млн рублей собственных средств.
Пока завод строится, компания намерена организовать сборку тестов на арендованных у «Моглино» площадях и уже к началу марта запустить производственный процесс.
Наука помогает бизнесу
В условиях повышенной зависимости промышленности от импорта технологий большое значение приобретает работа ученых, и, судя по всему, она идет. Ученые Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) разработали собственную рецептуру и технологию производства кормов для аквакультур. Работа над проектом началась еще в 2021 году и потребовала 4,5 млн рублей инвестиций.
Недавно на базе САФУ был открыт экспериментальный производственный цех, где были изготовлены стартовые партии кормов для мальков. Испытывать их будут на Солзенском производственно-экспериментальном лососевом заводе в Северодвинске. Завершить испытания планируют в мае, а в июне будут получены первые результаты, после чего будет принято решение о старте полномасштабного производства.
А на прошлой неделе об успехах отчитался Государственный университет аэрокосмического приборостроения. Его ученые разработали и зарегистрировали первую в России установку для сертификации и тестирования оборудования, которая работает по стандарту SpaceWire. Установка представляет собой стенд, который предназначен для исследования, сертификации и тестирования оборудования, работающего в соответствии со стандартом SpaceWire-RUS.
Зарядка без провода для электромобиля
Петербургский производитель зарядных станций для электротранспорта «Яблочков» и ученые нового физтеха ИТМО разработали и испытали прототип первой в России системы беспроводной зарядки для электротранспорта.
Благодаря единому стандарту беспроводной передачи энергии система подходит для любого вида электротранспорта с любым модулем заряда — от электромобиля и электробуса до беспилотных электротакси и складских погрузчиков.
Прототип уже позволяет зарядить электрокар за 6 часов, однако в ближайшие полгода разработчики планируют увеличить мощность устройства, чтобы оно было способно заряжать аккумулятор электромобиля до 80% всего за час. Чтобы начать заряжать электромобиль, водителю нужно припарковаться, подключиться к станции через мобильное приложение, чтобы система беспроводной зарядки определила электрокар как потребителя энергии, и оплатить зарядку.
К лету 2023 года исследователи планируют оптимизировать технические характеристики системы зарядки, чтобы ее можно было вмонтировать в дорожное покрытие, и увеличить мощность устройства до 50 кВт. Это позволит зарядить аккумулятор электромобиля до 80% за час. А чтобы за это же время подпитать электробус, уже на следующем этапе разработчики намерены создать полноценную зарядную станцию мощностью до 300 кВт. Эта работа может занять около года.
Прототип системы беспроводной передачи энергии, предназначенной для зарядки электротранспорта. Фото: Степан Лихачёв, ИТМО