Спортивный интерес. Фитнес-индустрию приводят к единому регулятору

Министерство спорта РФ, как и обещало, повернулось к фитнес-индустрии лицом и решило хорошенько ее рассмотреть. В субъекты РФ направлена директива, предписывающая пересчитать фитнес-объекты на местах. Это первый шаг к созданию единой фитнес-площадки. Что с этого получат клиенты и каковы последствия для фитнес-бизнеса, разбирался «Новый проспект».

Документ за подписью заместителя министра спорта РФ Одеса Байсултанова (имеется в распоряжении «Нового проспекта») был отправлен Министерством через пару недель после заявления Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) о повышении цен фитнес-клубами, которое воспоследовало через полторы недели после совещания рабочей группы по вопросам поддержки и развития фитнес-индустрии в РФ в Минспорта России (протокол совещания есть у «Нового рроспекта»). На совещании среди прочего был упомянут вопрос о недопустимости повышения цен фитнес-клубами в привязке к налоговому вычету, который получат клиенты клубов за фитнес с 1 января 2022 года. Представители АОФИ клялись, что этого не произойдет. Однако уже 31 мая АОФИ заявило «Коммерсанту» о поднятии цен в пределах тех самых 13%. Возможно, документ об объединении обусловлен тем, что у профильного ведомства закончилось терпение. Но обо всём по порядку.

Кто к нам с идеей придет...

Идею о создании единой площадки, по словам источника, близкого к Министерству спорта РФ, предложила на встречах в министерстве глава АОФИ Ольга Киселева ещё летом 2020 года. Предполагалось, говорит источник, что объединение возглавит она и получит доступ к грантам министерства, которые много лет выигрывало Национальное фитнес-сообщество (НФС) — официальный партнер Минспорта России и старейшее объединение фитнес-операторов. АОФИ, созданная в 2018 году, долгое время не могла соперничать с НФС. До середины 2020 года в АОФИ состояли всего две-три сотни клубов, которые входят в сети основателей АОФИ Алексея Ковалева (Alex Fitness), Анастасии Юсиной (City Fitness, Orange Fitness) и Александра Колмыкова («Территория фитнеса»). Но благодаря грамотному пиару в пандемию АОФИ удалось привлечь на свою сторону более тысячи клубов: сейчас в АОФИ, по данным сайта, 1430 участников рынка. Осенью 2020 года в АОФИ перешла вся сеть клубов World Class, которая многие годы находилась в НФС. Говорят, ключевым моментом в переходе World Class стало обещание министерских грантов, и хотя они не оправдались (АОФИ не получило ни одного гранта в 2021 году), World Class остался с АОФИ, что существенно ослабило позиции НФС.

Расширенное предложение о создании единой фитнес-площадки было озвучено 20 апреля 2021 на совещании рабочей группы по вопросам поддержки развития фитнес-индустрии (том самом, на котором АОФИ попросили не взвинчивать цены на размер налогового вычета). Доклад делала президент Федерации фитнес-аэробики России Татьяна Полухина — почетный член НФС. Она, говорит источник, тоже мечтает возглавить площадку.

Однако история доказала: революционные идеи изобретают одни, воплощают в жизнь другие, а плодами революции пользуются третьи, так что, вероятно, возглавит площадку неожиданный для отрасли человек.

...от идеи ошалеет

В документе Минспорта России говорится, что «отраслевой регулятор» (так назвали единую отраслевую площадку в сфере фитнеса в документе) «объединит организации негосударственного сектора, бюджетные организации и их объединения, оказывающие возмездные услуги в сфере фитнеса».

Про возмездные услуги: до 1 октября 2020 года АОФИ, набирая членов в свои ряды, говорила о бесплатном взаимодействии с участниками рынка, но после 1 октября членам АОФИ пришли уведомления о необходимости членских взносов. По разным данным, членские взносы составляют от 6 тыс. до 300 тыс. рублей и выше. В АОФИ на запрос «Нового проспекта» отказались прокомментировать размер членских взносов.

В НФС членство было и остается бесплатным, однако это не помогает: в конце 2020 года к АОФИ присоединился еще один гигант фитнес-рынка — X-Fit, а весной 2021 на сторону АОФИ перешел основатель Fitness Holding Александр Половиткин, активно участвующий в отстаивании интересов АОФИ.

Но вернемся к ведомственному документу.

По замыслу Минспорта России, «важным направлением сферы фитнеса станет ее саморегулирование — создание системы единых правил и стандартов, а также создание самостоятельной платформы в области профессиональных квалификаций».

Идею саморегулируемых организаций пролоббировала также глава АОФИ. Ольга Киселева убедительно писала в СМИ (в том же «Коммерсанте») о необходимости создания СРО в сфере фитнеса. Правда, вряд ли она ожидала, что созданием СРО займется не АОФИ, а профильное ведомство.

А что галёрка?

Пока чиновники из профильных ведомств пересчитывают по головам фитнесы и отправляют данные в Министерство спорта РФ для создания первого и единственного в отрасли СРО, «Новый проспект» опросил участников рынка.

«Мне кажется, это очередная утопия для галочки. Им нужно делать совсем другое — формировать программы финансирования для фитнес-бизнеса, чтобы фитнес мог брать кредиты под 2–4% и строить новые объекты, в том числе на основании трехсторонних и четырехсторонних договоров (стороны — фитнес, банк, застройщик и государство в виде субъекта РФ, где возводится фитнес-объект). По договору государство получает право на загрузку фитнес-объекта под свои нужды в обмен на гарантии по кредиту», — так видит ситуацию один из ведущих игроков фитнес-рынка.

Действительно, одна из ключевых проблем фитнес-бизнеса — отсутствие доступных кредитов из-за невозможности внятного обеспечения: по данным НФС, более 80% площадей, которые занимают фитнес-объекты, находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога.

«Если честно, я считаю, что СРО и любые подобные инициативы вредят бизнесу и ограничивают здоровую конкуренцию. Рынок фитнеса и так переживает не лучшие времена, когда 20% клиентов вынуждены оставаться дома из-за ковидных ограничений», — говорит глава одной из крупнейших фитнес-сетей.

«Для фитнес-отрасли создание такой площадки — больше минус, чем плюс. Это убивает развитие и конкуренцию. У нас есть пример СРО в стройотрасли. В выигрыше останутся крупные игроки. Мелкие уйдут в тень, их не будет видно. Пострадает в итоге клиент. Рынок сам должен определять сильных игроков с точки зрения развития и улучшения качества услуг», — говорит еще один владелец крупной региональной фитнес-сети. И отмечает: «У нас май провалился на 50%, июнь чуть выправили, не знаю, как будет июль: клиенты длинные абонементы не покупают и боятся снова ходить. Сотрудники никак не могут адаптироваться к новым условиям продаж».

Фитнес-сети World Class, «С.С.С.Р.» официально отказались от комментариев. В X-Fit не ответили на запрос «Нового проспекта».

«Если никто не авторизуется, значит, вопрос решенный, и наши комментарии — это формальность, борьба с ветряными мельницами. Значит, остаемся неавторизованными», — прокомментировал ситуацию еще один крупный игрок.

В Министерстве спорта РФ не ответили на запрос «Нового проспекта». Отказались давать официальные комментарии и в комитете по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, и в комитете по физической культуре и спорту Ленинградской области.

Однако источник, близкий к правительству Петербурга, неавторизованно отметил, что «если речь идет о цифровой площадке, ее «возглавить» невозможно. Мы против такой цифровой площадки. Пусть формируют отдельный модуль в рамках своей же ФГИС ФКиС (Единой цифровой платформы ГИС «Физическая культура и спорт», которую в соответствии с поручением президента РФ Минспорт России создаст в 2021 году), иначе получим «цифровой зоопарк». Если речь идёт о методологической основе для формирования единого подхода (или стандартизации) в деятельности фитнес-структур, то это ещё более сыро и безжизненно. В данном случае мы также отказываемся от каких-либо комментариев. Если речь идёт о том, чтобы «подстелить соломку» для создания некоего «центра оценки компетенций» в сфере фитнеса, — такая же ситуация».

АОФИ и НФС отказались от комментариев.

Не реализовать, так хоть отрегулировать

Минспорт, говорит источник в правительстве РФ, уже понял, что с помощью фитнес-отрасли он не сможет реализовать Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную правительством России 30 ноября 2020 года, в рамках которой к 2030 году более 70% россиян будут систематически заниматься физической культурой и спортом.

Сейчас, по данным НФС, фитнесом в России занимаются не более 4,5% россиян. Для примера: в том же США, по данным исследования IHRSA (The Global Healt & Fitness Association), еще в 2018 году уровень проникновения фитнес-услуг составлял 20,8%.

Конечно, фитнес мог бы быть полезен министерству хотя бы в выполнении некоторых задач Стратегии 2030, например в обеспечении доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий или в повышении эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом. То же НФС с весны 2021 развивает через свои региональные представительства ГТО и внедряет Народные фитнес-парки (бесплатные спортивные площадки с профессиональным оборудованием, доступным в том числе людям с ограниченными возможностями). В декабре 2020 года НФС обратилось к Министерству здравоохранения РФ с предложением разработать программу реабилитации переболевших коронавирусной инфекцией россиян с помощью ресурса фитнес-индустрии, нашло у ведомства поддержку и запустило работу. Однако в феврале 2021 года эту инициативу перехватило АОФИ — написало письмо в Минздрав, а затем так энергично рассказывало про свои программы реабилитации, что Минздрав был вынужден выступить с предостережением, после чего АОФИ заявило СМИ, что ведомство отказало фитнес-отрасли. Однако по итогам совещания 26 марта 2021 с министром здравоохранения РФ Михаилом Мурашко, который одобрил программу реабилитации НФС, глава АОФИ написала в Facebook: «Здорово, что министерство наконец осознало, что лечить важно и нужно, но профилактика путем интеграции людей в фитнес и ЗОЖ — тоже функция Министерства здравоохранения».

Источник в Министерстве здравоохранения РФ по итогам этого совещания оценил противостояние двух организаций одной фразой: «Хорошо, что не подрались».

Участники фитнес-рынка, в свою очередь, многократно признавались: «Нам не очень комфортно, что у отрасли две саморегулируемые организации, и каждая тянет на себя».

Возможно, утомившись от динамичных отношений двух организаций, в Минспорте приняли решение взять фитнес-рынок под свой контроль.

«Минспорту давно пора забрать под себя все эти организации, иначе такие частные товарищи, как АОФИ, будут прогибать рынок под своих собственников», — говорит другой спикер. Он вспоминает апрельскую историю, когда проблему учредителя АОФИ Анастасии Юсиной в Екатеринбурге ассоциация попыталась решить путем открытого письма в СМИ (есть в распоряжении «Нового проспекта»). Среди подписантов письма Алексей Ковалев, Александр Половиткин и Александр Колмыков.

«Если это будет по принципу СРО, отрасли придется платить деньги за лицензирование. Топили за единые профстандарты — получите регулятора»,— комментирует еще один участник рынка.

В любом случае дополнительные расходы лягут на плечи потребителей — с этим соглашаются все опрошенные «Новым проспектом» спикеры.

Читайте также по теме
Актуально сегодня