Создателю амфибий угрожает банкротство
«Ирбис» — амфибийное судно на воздушной подушке производства ЦКБ «Нептун». Фото: neptun-ckb.ru
Петербургское ЦКБ «Нептун» возглавил представитель семьи, члены которой контролируют бизнес с суммарным годовым оборотом в 2,3 млрд рублей. Финансовое положение самого «Нептуна» плачевно, а эксперты считают перспективы его продукции туманной.
Петербургского производителя судов на воздушной подушке и морских эвакуационных систем АО «ЦКБ «Нептун» возглавил Сергей Бескровный. К своим новым обязанностям он приступил в конце августа. Члены его семьи контролируют 15 компаний, большинство из которых специализируется на судостроении и машиностроении. Лично Сергею Бескровному принадлежат доли в трех фирмах, занимающихся судостроением, авторемонтом и оптовой торговлей, с суммарной выручкой в 2,5 млн рублей за 2022 год.
Владельцы заводов, газет, пароходов
Основной бизнес семьи Бескровных — АО «НИИ резиновых покрытий и изделий» (НИИРПИ), чью выручку за 2021 год СПАРК оценил в 1,1 млрд рублей (более свежих данных нет). В конце прошлого года АО вошло в список полутора десятков расположенных в нашем регионе получателей субсидий Минпромторга на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования. Компании выделено 450 млн рублей на разработку насосов для перекачки нефти для крупнотоннажных танкеров. С актуализацией на конец 2019 года СПАРК называет владельцем 23,56% акций НИИРПИ Александра Бескровного, а генеральным директором — Бескровного Виктора, судя по отчеству, сына акционера.
Александр Бескровный владеет 50% долей ООО «Новоладожская судостроительная компания», 26% ООО «НПП «Вотум» и 4% ООО «Судостроительный завод «Ростр». Суммарная выручка этих компаний за 2022 год составила, по данным СПАРК, полмиллиарда рублей.
Виктору Бескровному принадлежат петербургское ООО «МБКС». Компания занимается оптовой торговлей стройматериалами и выручила в прошлом году 43 млн рублей. Еще в двух компаниях (кроме НИИРПИ) он занимает посты генерального директора. Это «дочки» НИИРПИ — АО «Корпорация «Оборонные технологии» и АО «Синтез-Кировец». Первая разрабатывает и производит оборудование для судостроительной, нефтяной, ракетно-космической промышленности и атомных электростанций, вторая специализируется на изготовлении резинотехнических изделий и смесей. Доходы первой составили в прошлом году 300 млн рублей, доходы второй указаны в СПАРКе лишь за 2021 год — 97 млн.
У возглавившего «Нептун» Сергея Бескровного финансовые успехи гораздо скромнее. Принадлежащее ему ООО «Монохром Ультра» (станция техобслуживания в Москве) показало в прошлом году выручку в 2,5 млн рублей. Московское ООО «АЕ Керамик», где у Сергея Бескровного 40%, выручило всего 86 тыс. Еще бизнесмену принадлежат 50% петербургского судостроительного ООО «Мортехпром», но там о выручке говорить не приходится: компания закончила прошлый год с отрицательной прибылью.
ЦКБ «Нептун», судя по данным СПАРК с актуализацией на 2016 год (более свежих нет), — ещё одна «дочка» корпорации «Оборонные технологии».
«Платить надо вовремя…»
Дела у «Нептуна» идут так себе. Только с начала 2023 года конрагенты предъявили ему претензии примерно в двух десятках процессах общей суммой почти в 0,7 млрд рублей. Самые крупные претензии от петербургского АО «НПП «Авиационная и морская электроника» — 0,5 млрд в трех исках. Кроме того, в конце июля иск о банкротстве «Нептуна» подало ООО «Планета плюс», петербургская компания, которая специализируется на производстве металлоконструкций. Слушание пока не назначено, сумма долга «Нептуна» не указана. Владелец и генеральный директор «Планеты плюс» Юлиан Суханов описывать подробности отказался, а на вопрос о причинах банкротного иска сказал: «Платить надо вовремя».
АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун» зарегистрировано в Петербурге в 2004 году. Компания специализируется на строительстве гражданских судов, военных кораблей и плавучих конструкций. В линейке продукции — амфибии на воздушной подушке, рыболовные суда, боевые и патрульные катера, скоростные катамараны и морские эвакуационные системы. На своем сайте компания заявляет о себе (https://neptun-ckb.ru/ru/about-ru.html) как о единственном предприятии в мире, проектирующем и выпускающем катера на воздушной подушке двух типов: с классическим гибким ограждением (амфибийные) и скеговые (балонетные). Сегодняшний «Нептун» — наследник одноименного советского ЦКБ, образованного в 1945 году, которое первым в СССР в 1975 году начало проектировать и строить суда на воздушной подушке.
В конце 2020 года «Нептун» выиграл тендер на переоборудование и восстановление судов, плавучих платформ и конструкций для северодвинского АО «Центр судоремонта «Звездочка» за 1,2 млрд рублей. Сведений об исполнении этого контракта в открытом доступе нет. Последняя публичная новость про «Нептун» датируется июнем 2021 год. Тогда заместитель генерального директора самарского судостроительного завода «Нефтефлот» Виктор Зотов рассказал (https://paluba.media/news/7495) о строительстве трех пассажирских судов проекта PV20S по заказу петербургского ЦКБ.
У компании, по данным СПАРК, нулевая выручка за 2021 год, финансовые показатели за 2022-й вовсе не указаны. Но так было не всегда: в предыдущие годы выручка «Нептуна» стабильно превышала 0,3 млрд рублей, а в 2020-м превысила 0,5 млрд. На фоне многочисленных судебных претензий и начала банкротного процесса такое положение дел выглядит не шибко оптимистично, а появление как раз в это время на посту генерального директора члена семьи, владеющей масштабной бизнес-группой, воспринимается как антикризисное управление.
«Перспективы туманные…»
Предыдущий генеральный директор «Нептуна» Захар Сидоренко отказался рассказывать о причинах, из-за которых компания пришла к столь сложным финансовым результатам в период его руководства. В начале июля Захар Сидоренко стал владельцем 92% ООО «Судостроительный завод «Ростр», положение дел в котором выглядит куда стабильнее: выручка завода за 2022 год составила 453 млн рублей. В начала августа Российский морской регистр судоходства выдал классификационные документы на стоечное судно-причал «Остров фортов — 1», построенный «Ростром». 4% «Ростра» у Александра Бескровного.
Новый генеральный директор ЦКБ «Нептун» Сергей Бескровный рассказывать о своих планах по развитию компании не захотел.
Банкротство ЦКБ «Нептун» может привести к неприятностям для владеющей его акциями корпорации «Оборонные технологии», считает партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Арам Григорян.
«Владелец банкротящегося акционерного общества, во-первых, может попасть под риск привлечения к субсидиарной ответственности по долгам дочерней фирмы. Во-вторых, сделки между банкротом и акционером (либо его аффилированными лицами) могут быть оспорены, если они будут признанными убыточными или совершенными во вред интересам кредиторов. Другие «дочки» владеющей банкротом компании могут пострадать лишь в случае, если они экономически были связаны с банкротом. Например, если они участвовали в выводе активов, то потенциально находятся под риском субсидиарной ответственности либо оспаривания сделок», — говорит юрист.
У петербургского ООО «Морские комплексные системы» (МКС) есть опыт успешного совместного с ЦКБ «Нептун» строительства судна на воздушной подушке «Пардус» для Минобороны РФ. Первый заместитель генерального директора МКС Лев Засыпко полагает, что в коммерческом сегменте перспективы для такого типа судов туманные.
«В России в настоящее время суда на воздушной подушке производят 17 компаний. Большинство из них располагается в Нижнем Новгороде. Полноценное серийное производство налажено в компаниях «Нептун», «Аэроход», «АМФИТЕХ» и «Кристи-Ховеркрафт». ЦКБ «Нептун» имеет отделения в Москве и Подпорожье Ленинградской области, признано ведущим в сегменте судов на воздушной подушке. Но с точки зрения экономических показателей такие плавсредства могут успешно конкурировать лишь с вертолетами на коротких маршрутах — на переправах через крупные реки, заливы и так далее», — говорит эксперт.