Солнечный удар. Пандемия и жара уложили фитнес-индустрию на лопатки
Новый проспект
Статьи

Солнечный удар. Пандемия и жара уложили фитнес-индустрию на лопатки

Прочитано: 879

Традиционно низкий для фитнес-отрасли летний сезон в июле этого года стал мертвее мертвого: продажи упали на 30–40%. Текущие клиенты массово замораживают клубные карты, новые — отказываются покупать абонементы продолжительностью более чем на 2–3 месяца. Причины — третья волна пандемии и аномальная жара.

«Я говорил коллегам, когда мы были на локдауне: подождите, это еще цветочки. Сейчас нам идут навстречу арендодатели, банки, государство оказывает какую-то поддержку, а вот через год, когда кризис «закончится», тогда всё и начнется. И вот — началось», — рассказывает «Новому проспекту» владелец крупной региональной фитнес-сети, работающей в 11 регионах России. Он говорит о том, что в нескольких регионах присутствия сети «жара стабильно под 30», и это очень сильно повлияло на посещаемость: в субботу-воскресенье в фитнес-клубах даже пришлось сократить рабочий день до 14:00, потому что «посетителей просто нет». Он с теплотой вспоминает допандемийные летние сезоны, когда посещаемость «проваливалась до 20–30%». «Продажи идут вяло, вся сеть балансирует на грани безубыточности, — говорит он, — люди массово замораживают абонементы и не торопятся покупать новые. Их пугают растущие показатели по COVID-19 и риск нового локдауна. Арендодатели больше не идут на уступки: удалось добиться минимального дисконта в мае, но он не спас ситуацию».

«Раньше такого не было: мы вообще не обращали внимания на внешние факторы, работали с внутренними процессами, с конкурентами, а теперь добавились существенные внешние факторы, на которые мы повлиять не можем. Они рождаются спонтанно, невозможно подготовиться к ним», — сетует он.

Трудности диалога

Пандемия обнажила слабые стороны фитнес-бизнеса: низкую маржинальность, закредитованность, ставку на предпродажи годовых абонементов и перегретый рынок аренды.

«У меня в месяц 14 млн рублей выручки, из них 6 млн рублей — это банковские обязательства. А ещё фонд заработной платы, аренда, налоги и т.д. Рентабельность бизнеса составляет 14–16% с учётом возврата инвестиций. Если же не будет потока выручки, мы приблизимся к дефолту. Моя ставка по кредиту привязана к выручке. Как только ее объём падает, у меня меняется ковенант», — жалуется владелец небольшой фитнес-сети в Приволжском федеральном округе.

Отсутствие доступных кредитов — прямое следствие неспособности фитнес-отрасли предложить банкам внятное обеспечение: из 6 млн м2, которые занимали фитнес-объекты до пандемии, почти 80%, по данным Национального фитнес-сообщества, находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога — оно малоликвидно.

Непростые переговоры с арендодателями, начатые с первых недель пандемии, показали фитнес-бизнесу, что арендные ставки из-за дефицита площадей были явно завышены. Но отыграть к адекватным условиям вряд ли получится: владельцы коммерческой недвижимости также понесли серьезные потери из-за COVID-19, и теперь, когда кризис как бы миновал, они уже не готовы снижать арендные ставки.

«Жара всегда работает против нас», — соглашается Алексей Фурсов, основатель сети фитнес-клубов Fitness House (59 клубов по стране), одного из лидеров петербургского рынка. Ему удалось сохранить все фитнес-клубы кроме одного, где арендодатель «не шел ни на какие уступки».

В результате фитнес-отрасль, чья бизнес-модель до пандемии преимущественно держалась на продаже годовых карт, теперь в спешном режиме вынуждена адаптироваться к «коротким картам». До пандемии Ассоциация операторов фитнес-индустрии России оценивала общий объем авансов в отрасли в 70 млрд рублей, это составляло практически половину годового оборота всей отрасли за 2019 год (167 млрд рублей).

«Если мы раньше месячный план продаж добивали в половине случаев годовыми абонементами, то сейчас люди отказываются покупать карты больше чем на 2–3 месяца, аргументируя это тем, что «вас всё равно закроют», делится владелец федеральной фитнес-сети.

Не выполнили норму

Еще одна непростая задача, которую фитнес-клубам страны пришлось решать этим летом, — массовая вакцинация. По данным Национального фитнес-сообщества (НФС), доля вакцинированных первым компонентом сотрудников фитнес-клубов на 15 июля составила приблизительно 45% вместо обязательных 60%.

Удалось уложиться в срок только некоторым ведущим игрокам и небольшим сетям в Москве или в тех регионах, где есть вакцина. «На требования о вакцинации сотрудников мы отреагировали довольно оперативно, вакцинацию одним или двумя компонентами прошли уже более 60% сотрудников, то есть минимальный порог мы уже преодолели. Среди сотрудников была проведена большая просветительская работа, в частности организована зум-лекция с биологом, который ответил на самые распространенные и волнующие вопросы. Также компания предприняла ряд стимулирующих и поощряющих мер для сотрудников, принявших решение вакцинироваться», — рассказал «Новому проспекту» генеральный директор World Class и UFC Gym Russia Николай Прянишников.

Полностью «выполнили норму» к 15 июля и даже с запасом в московской фитнес-сети IceBox Fitness. «Мы вызвали лицензированную компанию прямо в клуб и за свой счет привили всех сотрудников, кто не находится в декрете и в отпуске. Часть сотрудников перед отпуском не стала прививаться, однако даже с учетом этого мы норму в 60% вакцинированных сотрудников выполнили с запасом. Это не первый наш опыт борьбы с пандемией. Когда началась вторая волна, я начал проводить тестирование сотрудников на COVID-19. Также вызвал в клуб лабораторию и сделал для всей команды тесты ПЦР. Все сотрудники оказались здоровы. Затем я проводил тесты с периодичностью раз в 2–3 недели, тестируя тех сотрудников, кто наиболее активно работает с людьми. Также к сотрудникам, которые уезжают в отпуск или в командировку, у нас обязательное требование — проходить обследование перед выходом на работу», — рассказал генеральный директор и совладелец IceBox Fitness Георгий Чуманов.

Удалось это сделать и фитнес-сети в Ростовской области: владелица сети proFRESH Александра Халенкова прошла вакцинацию сама вместе со всеми своими сотрудниками.

Однако в ряде регионов вакцина недоступна до сих пор. «Ее тупо нет. Мы стоим вторыми в приоритетной очереди после Сбербанка», — рассказал «Новому проспекту» глава крупной региональной фитнес-сети.

17 июля НФС обратилось с письмом к главе Роспотребнадзора Анне Поповой и главному санитарному врачу столицы Елене Андреевой с просьбой сдвинуть сроки вакцинации в Москве 60% сотрудников первым компонентом до 15 августа, вторым — до 15 сентября.

Ранее президент Национального фитнес-сообщества заявила о том, что пандемия довольно серьезно повлияла на фитнес-отрасль: 25% игроков покинули рынок, а возможное повсеместное ведение QR-кодов приведет к потере еще 15%.

Секрет долголетия

Опрошенные игроки фитнес-рынка предлагают инициативы, которые Министерство спорта могло бы реализовать в помощь отрасли, например программы кредитования для фитнес-бизнеса на основании трехсторонних и четырехсторонних договоров, где государство предоставляет банку гарантии по кредиту, банк предоставляет фитнесу пониженную кредитную ставку, а фитнес отдает часть загрузки будущего фитнес-объекта на государственные нужды.

Министерство спорта РФ для решения вопроса с площадями для фитнес-бизнеса намерено сделать ставку на государственно-частное партнерство (ГЧП). Об этом очень много говорилось на XXVI Всероссийском съезде фитнес-индустрии в декабре 2020 и в апреле 2021 на форуме «SportForumLive. Современный спорт. Инновации и перспективы». Представители Минспорта России отмечали, что пандемия должна дать фитнес-отрасли ориентир на развитие собственной инфраструктуры, а это возможно в рамках ГЧП. При взаимодействии с государством, регионами, муниципальными образованиями можно развивать и строить как госинфраструктуру, так и инфраструктуру, принадлежащую частным инвесторам.

Но пока суть да дело фитнес-сети, чтобы как-то продержаться этим летом, выводят большую часть сотрудников за штат. «Я даже менеджеров перевел в самозанятые, иначе не выжить», — признается владелец крупной региональной фитнес-сети. Он напоминает, что помимо серьезных затрат на арендные платежи есть еще серьезные затраты на фонд оплаты труда: на него приходится 35–40% от общего дохода. Попытки фитнес-индустрии убедить государство уменьшить налоги на социальное, медицинское и пенсионное страхование не привели к нужному результату в прошлом году, а теперь, когда кризиса как бы нет, разговора и вовсе не получится.

Между тем сотрудники одного из крупнейших игроков фитнес-рынка пожаловались «Новому проспекту» на то, что их массово увольняют из-за закрытия фитнес-клуба в Петербурге, хотя продажи в этот клуб до сих пор не остановлены.

спорт фитнес Фитнес-центры
Другие статьи автора Читайте также по теме
Пережившие ковид фитнес-центры после начала военной операции на Украине испытали новый шок и тотальный спад продаж. В некоторых регионах обороты спорткомплексов сократились на 30-40%. Новые вызовы, похоже, будут для фитнес-центров сложнее пандемийных.
Премьера Михаила Мишустина просят воздержаться от ответных мер РФ по ограничению въезда в страну большегрузного транспорта из Евросоюза.
18.04.2022
Российский разработчик и производитель современного городского электрического транспорта — компания «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) подписала контракт со Смольным на изготовление 81 низкопольного трамвая.

11.04.2022

Президент Владимир Путин объявил десятилетие науки и технологий
25.04.2022
На майские праздники РЖД запустит дополнительные поезда между Петербургом и Москвой
25.04.2022
В Петербурге построят новый съезд с Дачного проспекта для борьбы с заторами
25.04.2022
Владимир Путин распорядился снизить до 9% ставку по льготной ипотеке
25.04.2022
Петербуржцы стали реже покупать одежду, мебель и технику
25.04.2022
В Госдуму внесен законопроект о новых запретах для иноагентов
25.04.2022
Россия высылает 40 германских дипломатов в качестве симметричного ответа
25.04.2022
СПбГУ и МГУ ухудшили позиции в мировом рейтинге университетов
25.04.2022
Таиланд упрощает правила въезда в страну для иностранных туристов
25.04.2022
Владимир Путин и ФСБ сообщили о подготовке покушения на журналиста Владимира Соловьева
25.04.2022
На 20% сократился пассажиропоток "Аэрофлота" в марте
25.04.2022
Россию лишили этапа Гран-при по фигурному катанию
25.04.2022
ВЦИОМ: Любовник – это нормально лишь для каждого десятого россиянина
25.04.2022
Лесопромышленная компания Stora Enso нашла покупателя на российские активы
25.04.2022
Россия приняла 1 млн беженцев с Донбасса
25.04.2022
В России растет дефицит дорогих лекарств
25.04.2022
В Петербурге на вторичном рынке покупают комнаты в центре и "однушки" в спальных районах
25.04.2022
Крупным пожаром на нефтебазе в Брянске займется Следственный комитет
25.04.2022
Иноагентами в России смогут признавать и без иностранного финансирования
25.04.2022
Путин 27 апреля приедет в Петербург на Совет законодателей
24.04.2022
Следственный комитет проверяет снос манежа лейб-гвардии Финляндского Полка
24.04.2022
Ипотечные льготы для IT-сектора коснутся только новостроек
24.04.2022
ООН: беженцами за последние два месяца стали почти 5,2 млн украинцев
24.04.2022
Nissan скоро прекратит производство автомобилей под брендом Datsun
24.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки