Солнечный удар. Пандемия и жара уложили фитнес-индустрию на лопатки
Традиционно низкий для фитнес-отрасли летний сезон в июле этого года стал мертвее мертвого: продажи упали на 30–40%. Текущие клиенты массово замораживают клубные карты, новые — отказываются покупать абонементы продолжительностью более чем на 2–3 месяца. Причины — третья волна пандемии и аномальная жара.
«Я говорил коллегам, когда мы были на локдауне: подождите, это еще цветочки. Сейчас нам идут навстречу арендодатели, банки, государство оказывает какую-то поддержку, а вот через год, когда кризис «закончится», тогда всё и начнется. И вот — началось», — рассказывает «Новому проспекту» владелец крупной региональной фитнес-сети, работающей в 11 регионах России. Он говорит о том, что в нескольких регионах присутствия сети «жара стабильно под 30», и это очень сильно повлияло на посещаемость: в субботу-воскресенье в фитнес-клубах даже пришлось сократить рабочий день до 14:00, потому что «посетителей просто нет». Он с теплотой вспоминает допандемийные летние сезоны, когда посещаемость «проваливалась до 20–30%». «Продажи идут вяло, вся сеть балансирует на грани безубыточности, — говорит он, — люди массово замораживают абонементы и не торопятся покупать новые. Их пугают растущие показатели по COVID-19 и риск нового локдауна. Арендодатели больше не идут на уступки: удалось добиться минимального дисконта в мае, но он не спас ситуацию».
«Раньше такого не было: мы вообще не обращали внимания на внешние факторы, работали с внутренними процессами, с конкурентами, а теперь добавились существенные внешние факторы, на которые мы повлиять не можем. Они рождаются спонтанно, невозможно подготовиться к ним», — сетует он.
Трудности диалога
Пандемия обнажила слабые стороны фитнес-бизнеса: низкую маржинальность, закредитованность, ставку на предпродажи годовых абонементов и перегретый рынок аренды.
«У меня в месяц 14 млн рублей выручки, из них 6 млн рублей — это банковские обязательства. А ещё фонд заработной платы, аренда, налоги и т.д. Рентабельность бизнеса составляет 14–16% с учётом возврата инвестиций. Если же не будет потока выручки, мы приблизимся к дефолту. Моя ставка по кредиту привязана к выручке. Как только ее объём падает, у меня меняется ковенант», — жалуется владелец небольшой фитнес-сети в Приволжском федеральном округе.
Отсутствие доступных кредитов — прямое следствие неспособности фитнес-отрасли предложить банкам внятное обеспечение: из 6 млн м2, которые занимали фитнес-объекты до пандемии, почти 80%, по данным Национального фитнес-сообщества, находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога — оно малоликвидно.
Непростые переговоры с арендодателями, начатые с первых недель пандемии, показали фитнес-бизнесу, что арендные ставки из-за дефицита площадей были явно завышены. Но отыграть к адекватным условиям вряд ли получится: владельцы коммерческой недвижимости также понесли серьезные потери из-за COVID-19, и теперь, когда кризис как бы миновал, они уже не готовы снижать арендные ставки.
«Жара всегда работает против нас», — соглашается Алексей Фурсов, основатель сети фитнес-клубов Fitness House (59 клубов по стране), одного из лидеров петербургского рынка. Ему удалось сохранить все фитнес-клубы кроме одного, где арендодатель «не шел ни на какие уступки».
В результате фитнес-отрасль, чья бизнес-модель до пандемии преимущественно держалась на продаже годовых карт, теперь в спешном режиме вынуждена адаптироваться к «коротким картам». До пандемии Ассоциация операторов фитнес-индустрии России оценивала общий объем авансов в отрасли в 70 млрд рублей, это составляло практически половину годового оборота всей отрасли за 2019 год (167 млрд рублей).
«Если мы раньше месячный план продаж добивали в половине случаев годовыми абонементами, то сейчас люди отказываются покупать карты больше чем на 2–3 месяца, аргументируя это тем, что «вас всё равно закроют», делится владелец федеральной фитнес-сети.
Не выполнили норму
Еще одна непростая задача, которую фитнес-клубам страны пришлось решать этим летом, — массовая вакцинация. По данным Национального фитнес-сообщества (НФС), доля вакцинированных первым компонентом сотрудников фитнес-клубов на 15 июля составила приблизительно 45% вместо обязательных 60%.
Удалось уложиться в срок только некоторым ведущим игрокам и небольшим сетям в Москве или в тех регионах, где есть вакцина. «На требования о вакцинации сотрудников мы отреагировали довольно оперативно, вакцинацию одним или двумя компонентами прошли уже более 60% сотрудников, то есть минимальный порог мы уже преодолели. Среди сотрудников была проведена большая просветительская работа, в частности организована зум-лекция с биологом, который ответил на самые распространенные и волнующие вопросы. Также компания предприняла ряд стимулирующих и поощряющих мер для сотрудников, принявших решение вакцинироваться», — рассказал «Новому проспекту» генеральный директор World Class и UFC Gym Russia Николай Прянишников.
Полностью «выполнили норму» к 15 июля и даже с запасом в московской фитнес-сети IceBox Fitness. «Мы вызвали лицензированную компанию прямо в клуб и за свой счет привили всех сотрудников, кто не находится в декрете и в отпуске. Часть сотрудников перед отпуском не стала прививаться, однако даже с учетом этого мы норму в 60% вакцинированных сотрудников выполнили с запасом. Это не первый наш опыт борьбы с пандемией. Когда началась вторая волна, я начал проводить тестирование сотрудников на COVID-19. Также вызвал в клуб лабораторию и сделал для всей команды тесты ПЦР. Все сотрудники оказались здоровы. Затем я проводил тесты с периодичностью раз в 2–3 недели, тестируя тех сотрудников, кто наиболее активно работает с людьми. Также к сотрудникам, которые уезжают в отпуск или в командировку, у нас обязательное требование — проходить обследование перед выходом на работу», — рассказал генеральный директор и совладелец IceBox Fitness Георгий Чуманов.
Удалось это сделать и фитнес-сети в Ростовской области: владелица сети proFRESH Александра Халенкова прошла вакцинацию сама вместе со всеми своими сотрудниками.
Однако в ряде регионов вакцина недоступна до сих пор. «Ее тупо нет. Мы стоим вторыми в приоритетной очереди после Сбербанка», — рассказал «Новому проспекту» глава крупной региональной фитнес-сети.
17 июля НФС обратилось с письмом к главе Роспотребнадзора Анне Поповой и главному санитарному врачу столицы Елене Андреевой с просьбой сдвинуть сроки вакцинации в Москве 60% сотрудников первым компонентом до 15 августа, вторым — до 15 сентября.
Ранее президент Национального фитнес-сообщества заявила о том, что пандемия довольно серьезно повлияла на фитнес-отрасль: 25% игроков покинули рынок, а возможное повсеместное ведение QR-кодов приведет к потере еще 15%.
Секрет долголетия
Опрошенные игроки фитнес-рынка предлагают инициативы, которые Министерство спорта могло бы реализовать в помощь отрасли, например программы кредитования для фитнес-бизнеса на основании трехсторонних и четырехсторонних договоров, где государство предоставляет банку гарантии по кредиту, банк предоставляет фитнесу пониженную кредитную ставку, а фитнес отдает часть загрузки будущего фитнес-объекта на государственные нужды.
Министерство спорта РФ для решения вопроса с площадями для фитнес-бизнеса намерено сделать ставку на государственно-частное партнерство (ГЧП). Об этом очень много говорилось на XXVI Всероссийском съезде фитнес-индустрии в декабре 2020 и в апреле 2021 на форуме «SportForumLive. Современный спорт. Инновации и перспективы». Представители Минспорта России отмечали, что пандемия должна дать фитнес-отрасли ориентир на развитие собственной инфраструктуры, а это возможно в рамках ГЧП. При взаимодействии с государством, регионами, муниципальными образованиями можно развивать и строить как госинфраструктуру, так и инфраструктуру, принадлежащую частным инвесторам.
Но пока суть да дело фитнес-сети, чтобы как-то продержаться этим летом, выводят большую часть сотрудников за штат. «Я даже менеджеров перевел в самозанятые, иначе не выжить», — признается владелец крупной региональной фитнес-сети. Он напоминает, что помимо серьезных затрат на арендные платежи есть еще серьезные затраты на фонд оплаты труда: на него приходится 35–40% от общего дохода. Попытки фитнес-индустрии убедить государство уменьшить налоги на социальное, медицинское и пенсионное страхование не привели к нужному результату в прошлом году, а теперь, когда кризиса как бы нет, разговора и вовсе не получится.
Между тем сотрудники одного из крупнейших игроков фитнес-рынка пожаловались «Новому проспекту» на то, что их массово увольняют из-за закрытия фитнес-клуба в Петербурге, хотя продажи в этот клуб до сих пор не остановлены.