Сокращение гособоронзаказа отправляет авиастроителей на отдых
Поделитесь публикацией!

Сокращение гособоронзаказа отправляет авиастроителей на отдых

Сокращение гособоронзаказа отправляет авиастроителей на отдых

ПАО «Техприбор» входит в состав АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации «Российские технологии» (Ростех). Предприятие разрабатывает, производит, а также осуществляет сопровождение бортовых систем контроля топлива, аппаратуры контроля и виброконтроля авиадвигателей для всех самолётов и вертолётов, произведённых в России и СНГ. По этим направлениям приборостроения производитель — единственный в стране.

«Официального приказа по предприятию нет, но нас просят по собственному желанию написать заявление о переходе на сокращённую рабочую неделю, с пятидневной на четырехдневную», — сообщили изданию сотрудники компании. В распоряжении редакции «НП» находится бланк заявления: по документу сотрудники в апреле на месяц добровольно переходят на укороченную неделю (дополнительный выходной день — пятница). «Но не исключено, что такой режим работы сохранится до конца года», — опасаются в «Техприборе».

Не первый раз

Задержек заработной платы на предприятии нет. Но собеседники «НП» сообщили, что это не первый случай сокращения рабочей недели: последний раз к этой мере руководство прибегало в 2015 году, когда режим экономии длился три месяца. В администрации предприятия и в КРЭТ информацию не прокомментировали. «Мы выясним обстановку и ответим на ваши вопросы», — заверили в Ростехе.

Среднесписочная численность работников «Техприбора» — около 2 тысяч человек. Годовые расходы завода на заработную плату в 2017 году составили 1,5 млрд рублей. Таким образом, каждая неделя, сокращённая на один день, может дать экономию до 6 млн рублей.

По данным СПАРК, в 2018 году число контрактов, которые ПАО «Техприбор» получило от авиапредприятий России, сократилось почти вдвое. Предприятие заключило 50 контрактов на сумму 259 млн рублей. Для сравнения в 2017 году общая сумма заказов составила 599,3 млн рублей по 85 контрактам, из которых завершено только 11, остальные реализуются по сей день. На сегодня самые крупные заказы «Техприбора» — это поставка оборудования, а также инженерно-техническое обслуживание самолётов специального лётного отряда «Россия» (134,6 млн рублей), а также поставка систем и их комплектующих для Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова ПАО «Компания «Сухой» (41,2 млн рублей).

Заказчики предприятия действительно испытывают проблемы. В конце 2017 года завод им. Чкалова сократил производство машинокомплектов для самолетов Sukhoi Superjet 100 по причине снижения спроса, а в ноябре минувшего года новосибирские СМИ узнали о неофициальных сокращениях на заводе из-за падения объёмов госконтрактов.

Поскольку большинство контрактов, полученных «Техприбором» в 2017 году, пока не завершены, финансовые показатели предприятия показывают положительную динамику. За 9 месяцев 2018 года выручка компании составила 2,1 млрд рублей, прибыль — 180 млн рублей, что выше показателей аналогичного периода 2017 года, когда оборот составил 1,9 млрд рублей, а прибыль — 140 млн руб. Активы завода оцениваются в 2,5 млрд рублей.

Тем не менее в отчете ПАО «Техприбор» за 3 квартал 2018 года (см. дополнительные материалы) говорится о снижении экономической рентабельности предприятия более чем на 40%. Проблемы предприятия, говорится в документе, связаны с низкими возможностями диверсификации производства, ограниченным кругом постоянных клиентов, санкциями США против Ростеха, усилением конкуренции со стороны зарубежных компаний, а также ростом цен на комплектующие и сокращением оборонного заказа.

Правительство режет госзаказ

Расходы России на вооружение в 2018 году составили 2,8 трлн рублей, тогда как в 2017 году на ОПК было выделено 4,5 трлн рублей, а в 2016 году — 3,145 трлн руб. Сокращение гособоронзаказа связывают с насыщением армии новой техникой в предыдущие годы, что видно и по объёму покупок. Так, в 2017 году по заказу Минобороны было произведено и закуплено более 500 единиц лётной техники, в 2018 сообщалось уже о 120 единицах. К урезанию гособоронзаказа многие авиастроительные предприятия оказались не готовы, что повлекло за собой проблемы у смежников.

«Пик закупок техники для ОПК прошел. Сейчас правительство поставило задачу по импортзамещению элементной базы и выпуску гражданской продукции. «Техприбору» надо подумать, какой компонент им импортозаместить и что выпускать дополнительно. Пока что новые самолёты, в том числе МС-21 (пассажирский среднемагистральный самолёт ПАО Корпорация «Иркут») и Sukhoi Superjet 100 (ПАО Компания «Сухой»), на 70-80% состоят из импортных деталей, что с этим делать, непонятно», — сообщил изданию источник в авиапроме, представитель крупного заказчика «Техприбора».

Сокращённая рабочая неделя — стандартная практика для промышленных предприятий в периоды падения продаж. Чаще всего к ней прибегают автомобильные заводы, но и авиастроители тоже не исключение. Вслед за вынужденным изменением графика, как правило, следуют сокращения персонала.

«Чем меньше заводу нужно произвести деталей, тем выше стоимость каждой. Но мы как заказчики не можем платить высокую цену, так как завязаны на утверждённую ставку Минобороны. Сейчас по многим заводам отрасли идут такие сокращения из-за уменьшения объёмов гособоронзаказа», — говорит один из авиастроителей. Он уверен, что в ближайший год Ростех должен работать над тем, как снижать последствия санкций, диверсифицировать производство, а также решать вопрос с пересертификацией лётной техники, которая неизбежно потребуется при переходе с импортной элементной базы на местную.

Надеяться на замену оборонных заказов гражданскими в авиастроении не приходится, считают эксперты. Этот рынок уже несколько десятилетий подряд занимают крупные зарубежные игроки. «Не секрет, что 96% полётов российских авиакомпаний выполняют суда иностранного производства: они комфортны и экономичны. Это данность. Более того, в месяц концерны Airbus и Boeing производят столько судов, сколько вся наша промышленность едва производит за год», — комментирует состояние отрасли заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров.

«Безусловно, сокращение расходов — это головная боль для всех предприятий, работающих на ОПК. Но стоит посмотреть на проблему и с другой стороны: все те сотни единиц авиатехники, произведённые для Минобороны, теперь должны регулярно обслуживаться, — отмечает аналитик агентства Infomost Олег Пантелеев. — Это значит, что нивелировать последствия сокращения гособоронзаказа можно, перестроив бизнес-модель с производства на обслуживание техники».

В инвестиционном холдинге «Финам» подчёркивают, что авиационная отрасль во всём мире считается низкорентабельной и высококонкурентной, а потому развиваться без международной интеграции российским авиастроителям будет трудно, равно как и концентрироваться только на внутреннем рынке. «Очень много времени упущено. Мы потеряли инженерную школу, мало вкладывали в разработку. Плюс огромная конкуренция наблюдается в производстве компонентов,  — констатирует аналитик «Финама» Алексей Калачёв. — А поскольку собственные производители из-за внешнеполитической ситуации не включены в международные цепочки, они ещё долго будут зависеть от госзаказа. В текущих условиях отрасли нужна господдержка. Её и должен обеспечить Ростех».

Справка «Нового проспекта»

ПАО "Техприбор» основано в 1942 году. В 1946 году на базе завода было создано конструкторское бюро. Сейчас это ведущее в России предприятие, производящее аппаратуру топливометрии, контроля и виброконтроля авиадвигателей. Оборудование предприятия устанавливается на всех летательных аппаратах, выпускаемых в стране.

В 1950-1960-е годы предприятие разрабатывало и производило изделия для космической отрасли — его приборы стояли в кабинах космических кораблей «Восход» и «Восток», станций «Союз» и «Салют».

В 2007 году ПАО «Техприбор» вошло в состав ОАО «Концерн "Авионика"» (владеет 37,05% компании), которое, в свою очередь, вошло в Госкорпорацию «Российские технологии». Сейчас входит в состав АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Ростеха.

В составе учредителей компании, по данным СПАРК, числятся АО «Элкус» (производитель собственной элементной базы, разработчик бортовой электроники) и АНО «Промтехносерт» (компьютерные технологии). Дочерними структурами ПАО «Техприбор» числятся ЗАО «Техприбор-бизнесцентр», ЗАО «Техприбор-девелопмент», ООО «Твоё здоровье» и ООО «Техприбор-Инвест».

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Возврат к списку