Собачья работа. Как живут российские сервисы розыска животных

22 Сентября 2021

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

В России более 63 млн домашних кошек и собак и, по разным оценкам, от полумиллиона до десятков миллионов бездомных животных. Ежедневно эта цифра растет: за день в стране пропадает около 300 питомцев. В новогодние праздники из-за любви россиян к салютам число потерь может достигать 2-2,5 тыс. собак и кошек в день. На стыке этих двух реальностей бизнес и зоозащитники пытаются взаимодействовать друг с другом. Как работает розыск животных в России и кто на этом зарабатывает, разбирался «Новый проспект».

«Две трети владельцев бросают своих потерянных питомцев на произвол судьбы: убежал, потерялся — и ладно. К сожалению, по нашей статистике, на трех потерянных животных приходится только одна заявка на поиск», — делится с «Новым проспектом» глава крупнейшего в Санкт-Петербурге центра помощи бездомным животным «Потеряшка» Марина Пушенко. По ее словам, за 25 лет работы центра соотношение потерянных животных и ответственных хозяев, разыскивающих своих питомцев, не меняется в лучшую сторону. Но зато несколько уменьшилось абсолютное количество потеряшек плюс при нынешних интернет-технологиях у владельцев животных больше возможностей для их успешного поиска, было бы желание.

Технологии распознавания морд

В середине сентября АО «Гознак» запустило технологию поиска пропавших кошек и собак «Хвост удачи». Консультантом и инфопартнером проекта выступила Российская кинологическая федерация (РКФ). Технология цифровой идентификации домашних питомцев была разработана Гознаком в начале 2021 года и презентована в апреле на конференции «Технологии и доверие: защита подлинности и идентификация». За прошедшее с тех пор время её доработали до сервиса для широкой аудитории (размеры ЦА разработчики оценивают в более чем 1,8 млн человек) и добавили функцию распознавания кошек.

«Развитие культуры ответственного отношения к домашним животным в России — наша общая цель. Уверен, что у этой технологии большое будущее, а благодаря сервису «Хвост удачи» люди получат реальную возможность найти потерявшегося домашнего питомца или вернуть найденного четвероногого друга хозяевам», — отметил директор НИИ Гознака Георгий Корнилов.

Поиск основывается на анализе и сравнении загруженной фотографии потерянного питомца с фотографиями в других опубликованных объявлениях о найденных животных. Точность распознавания составляет 97% для собак и 96,5% для кошек. Для поиска необходимо загрузить фото потерянного питомца и указать дату и место пропажи. Правда, пока технология анализирует только объявления, поданные на сайте «Хвост удачи». Когда пропавший питомец находится, связанные с ним объявления убираются из общего доступа. В ближайших планах у разработчиков запуск мобильного приложения и дальнейшее развитие на базе мобильной версии. Сервис, по задумке разработчиков, должен быть бесплатным.

На рынке поиска домашних животных несколько лет работает Всероссийская система помощи пропавших животных Pet911, однако её критикуют за низкую эффективность, активное продвижение платных услуг и спам в зоозащитных волонтерских группах. Есть также Благотворительная картотека потерянных и найденных собак и кошек CLAWS, которую ее создатели позиционируют как бесплатный «частный ресурс и сообщество людей, небезразличных к судьбам потерянных и бездомных животных». Также Поисковая база данных пропавших помимо поиска людей занимается розыском собак и кошек. По словам разработчиков, это крупнейшая на территории России, Украины, стран СНГ, Латвии и Эстонии поисковая база данных пропавших. Она также бесплатна.

На официальном сайте мэра Москвы есть бесплатный городской сервис «Поиск пропавших и найденных животных» с единым реестром всех пропавших и найденных кошек и собак столицы. В Санкт-Петербурге похожую функцию выполняет раздел «Животные» на Daily GO.

Существует платный поиск на основе маркетинговых технологий и таргетированной рекламы iDetective. Его создатели за минимальную плату (до 2 тыс. рублей), а в ряде случаев безвозмездно (пенсионерам и подросткам) круглосуточно помогают владельцам разыскивать собак и кошек по всей России.

Чип, да не тот

Все проекты помогают, уверена руководитель проектов благотворительного фонда защиты городских животных «Накорми», «Котоспас» и горячей линии «Кошки в городе» Анна Фельдман. По ее словам, ключевой проблемой является отсутствие в России единой базы данных по животным и массового чипирования животных, как в Европе и США. По ее мнению, первым шагом в этом направлении может стать проект закона о ветеринарной безопасности, который уже несколько лет находится в разработке. Она имеет в виду проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии», который был подготовлен Минсельхозом России, но так не был внесен в Государственную думу.

«Многие владельцы не чипируют питомцев из-за того, что у нас в стране нет единой системы учёта, а процедура не является обязательной. Отчасти также негативно влияет слабая осведомленность владельцев: некоторые не понимают, зачем их питомцу нужен чип, если он всегда находится под присмотром и хозяин не собирается с ним за границу», — соглашается президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев.

Поскольку поиск потерявшихся животных в России не систематизирован и затруднен, в этой нише за последние годы (по крайней мере в столице) появились даже детективные агентства, специализирующиеся на розыске домашних животных. Пик развития этого бизнеса пришелся на доковидный 2019 год. Некоторые агентства подходят к поиску животных с использованием передовых технологий: дронов и фотоловушек, экстренных уведомлений. Средний чек на услуги таких контор составляет 35 тыс. рублей.

Действительно, всё больше россиян начинают относиться к питомцам как к членам cемьи (согласно последнему исследованию Mars Petcare, 85% опрошенных владельцев собак и кошек считают их членами семьи, ассоциируя с другом или ребенком), и, несмотря на ковидные времена, россияне тратят на своих пушистых любимцев серьёзные деньги (в 2019 году объем этого рынка составлял 36 млрд рублей в месяц.

Но Марина Пушенко скептически оценивает возможности детективов по розыску пропавших: «В большинстве своём это мошенничество. Либо, если действительно задействуются заявленные на сайтах компаний человеческие и технологические ресурсы, стоимость услуг огромна и недоступна большинству россиян. Как рядовая российская семья или бабушка, у которой убежал котик, может позволить себе такие услуги?» Действительно, как выяснил «Новый проспект», качество оказываемых услуг у ряда подобных организаций вызывает нарекания у клиентов, которые обвиняют агентства в желании заработать на горе хозяев и «отъеме денег у плохо соображающих после потери животного любящих хозяев».

Классика жанра

Самым эффективным способом для поиска потерявшихся животных зоозащитники по-прежнему считают профилактику: стерилизацию, отсутствие самовыгула, так называемые решетки-«антикошки» на окнах, чипирование, адресники на ошейниках и GPS-трекеры. Правда, с последними тремя пунктами есть проблемы.

«GPS-навигатор действительно эффективен, но его может снять с убежавшей собаки первый же мимо пробегающий подросток. То же самое с дорогими ошейниками с контактами хозяев — их тоже часто снимают. К сожалению, соотношение порядочных и непорядочных людей в нашей стране за 25 лет не изменилось», — делится Марина Пушенко. Так же непросто обстоят дела с чипированием: сам по себе чип в холке животного без внесения его данных в две международные базы (у России пока нет своей собственной базы данных) не имеет никакого смысла. Для внесения же в базы данных владельцу животных необходимо приехать в ветеринарную клинику, имеющую такой доступ, заплатить деньги и верить, что данные питомца внесены. «Мы сталкивались со случаями, когда люди оплачивали подобную услугу по прайс-листу клиники, но сотрудники по каким-то причинам не вносили питомца в базу», — рассказывает Марина Пушенко.

Еще одной демаркационной линией между владельцем и его пушистым другом в чипировании является устаревание данных владельца, привязанных к чипу животного. «Мы сталкивались со случаями, когда людям удавалось по чипу получить данные владельца, но его телефон уже сменился», — делится Марина Пушенко.

Милосердие во время пандемии

Во время пандемии люди стали лучше относиться к животным, констатируют эксперты. Во время первой наблюдался ускоренный рост онлайн-продаж в категории «Товары для животных», свидетельствуют результаты совместного исследования Mars Petcare и «Яндекс Маркета» (данные есть в распоряжении «Нового проспекта»). Динамика продаж в онлайн-ретейле в этой категории составила в январе 2020 года +30%, в середине марта — +40%, в середине мая динамика чуть снизилась, до +8%. Также наблюдалось увеличение спроса на сумки-переноски, ошейники, поводки, одежду для любимцев. Зоотовары стали лидерами по индексу годового роста у продавцов в прошлом году, отмечают аналитики исследовательского агентства Data Insight.

И это мировой тренд. За последние 5 лет объем глобального рынка зоотоваров и услуг для домашних животных вырос почти вдвое и достиг $ 300 млрд. По данным разных экспертов, в России рынок товаров для животных интенсивно растет и на текущий момент составляет около 200 млрд рублей (по итогам 2018 он составил 177,4 млрд рублей против 164,4 млрд рублей в 2017 году).

При этом особенно активно растет сегмент, связанный с использованием информационных технологий, а именно — GPS-трекеров. По оценке Berg Insight, к 2022 году рынок GPS-трекеров для кошек, собак и прочей мелкой домашней живности в Северной Америке и Европе вырастет до € 340 млн (в 2017 году его объем составлял всего € 60 млн). Данных по продажам GPS-трекеров в России пока нет, однако можно предположить, что молодое поколение россиян чаще будет использовать данные устройства, а с уменьшением цены и размеров трекеров и увеличением продолжительности работы без подзарядки батарей интерес к ним будет возрастать. Сейчас цены на GPS-ошейники для собак и кошек варьируются от 1 тыс. до 120 тыс. рублей и выше.

За пандемию практически все владельцы стали проводить значительно больше времени с питомцами, чем в допандемийном 2019 году. Заметно усилились эмоциональные связи между владельцами и домашними животными, россияне продолжают заботиться о своих подопечных на прежнем уровне, несмотря на сложности, связанные с пандемией, говорят исследователи Mars Petcare и «Яндекс Маркета». И есть надежда, что ответственное отношение к животным наконец-то превратится из счастливого исключения в правило хорошего тона.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня