Сначала накорми-напои. Как гастрономическая дипломатия сближает народы
Новый проспект
Статьи

Сначала накорми-напои. Как гастрономическая дипломатия сближает народы

Прочитано: 1448

Что такое гастрономическая дипломатия, почему она крайне важна в наше непростое время и где можно пройти ускоренный курс по этому направлению, узнал «Новый проспект».

Гастрономическая дипломатия как наука — явление новое: сам термин гастродипломатия появился лишь в 2002 году. Его, как рассказывает Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра, ввело одно из известных международных изданий при описании программы правительства Таиланда.

Однако в реальной жизни, как и в политике, гастрономическая дипломатия существовала всегда. Леонид Гелибтерман отмечает, что сейчас программы по ее развитию официально есть более чем в 30 странах мира.

В качестве одного из самых ярких примеров гастродипломатии в действии можно привести французскую кухню. «У подавляющего большинства людей при ее упоминании возникают ассоциации с изысканностью, с тем, что она лучшая в мире и прочее. На самом деле я вполне допускаю, что это не так. Но с того момента, как был построен Версаль, французский королевский двор делал всё, чтобы внушить Европе, а потом и всему миру, что французская кухня — это кулинарная вершина и произведение искусства. И сделать это удалось», — говорит Леонид Гелибтерман.

А отношение к кухне вполне естественным образом переносится на отношение к стране и людям. «Гастрономия, вино и еда — это мощный инструмент укрепления дружбы между людьми», — подтверждает Хосе Антонио Видаль, президент, главный исполнительный директор Всемирной организации винного туризма (Испания).

Именно поэтому гастродипломатия крайне важна для укрепления международных отношений, недаром ритуалы гостеприимства культивировались с древности.

Гарантия нужных контактов

«Насколько для человечества важен этот ритуал, показывает то, что в Древней Греции богом гостеприимства являлся сам Зевс — главный бог греческого Пантеона. После того как люди в Греции садились вместе за стол и трапезничали, они не имели права поднять друг на друга оружие: это считалось кощунством и варварством. Более того, воевать друг с другом не могли даже потомки родителей, разделивших стол», — рассказывает Леонид Гелибтерман, вспоминая, что и в русской культуре было принято «сначала накормить-напоить, а потом дело спрашивать».

«Дипломатия — это прежде всего искусство договариваться. А договариваться можно лишь тогда, когда есть взаимное доверие», — отмечает Сергей Мелик-Багдасаров, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Боливарианской Республике Венесуэла, Доминиканской Республике и Республике Гаити.

И еда, как подтверждает его богатый опыт, способствует движению в этом направлении. Дипломат рассказывает, что если в посольстве работает хороший шеф-повар, то сюда будут стремиться попасть не только на большие приемы, но и на более узкие форматы.

«Еда и напитки придают раскованность в общении, ощущение безопасности и комфорта. Удобная и вкусная еда располагает к новым знакомствам, и хороший шеф-повар в посольстве — гарантия того, что у вас будут нужные контакты», — улыбается он.

Синергия ряда направлений

Сегодня, когда, как эмоционально говорят эксперты, мир сошел с ума, когда рушатся формы контактов, формировавшиеся между народами на протяжении столетий, люди ищут новые способы объединения.

«Никогда на моей памяти, а я профессиональный международник, не было, чтобы в угоду абсолютно сумасшедшим политическим идеям рушились связи в образовании, науке, музыке, живописи. И сейчас, когда это происходит, мир и мы ищем новые формы, которые позволят сохранить общение между людьми, восполнить то, что уходит», — говорит Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Ученый называет две, на его взгляд, очень перспективные формы — дипломатия, концентрирующаяся вокруг устойчивого развития, и гастрономическая дипломатия. «Это новое и быстрорастущее направление, которое у нас в стране уже сформировалось, и мы на уровне спецкурса этот предмет преподаем», — отмечает Сергей Мясоедов.

«Это первая программа не только в России», — подчеркивает Ирина Тимонина, доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, рассказывая о новом курсе. Она объясняет, что по отдельности в институтах и университетах мира изучается многое, но гастродипломатия объединяет сразу несколько направлений.

«Гастрономическая дипломатия является синергией дипломатии, народной публичной дипломатии, ресторанного бизнеса, туризма — и всё это через призму регионального развития. Наши студенты изучают и гастрономические традиции, и национальные стратегии, и гастротуризм, продвижение регионов, работу со СМИ, гастрономический этикет и протокол, а также целый комплекс организационно-управленческих мероприятий», — рассказывает эксперт.

Развитие любви к стране

Сегодня гастродипломатия — это прежде всего продвижение экономических интересов страны за рубежом. Но не только.

«Без толку спорить, что лучше — русский заварной черный хлеб или французский багет, луковый французский суп или наш национальный борщ. Но когда вы начинаете изучать гастрономию по регионам, понимаете, что это не просто развитие кухни и далеко не только экономический процесс, включающий в себя привлечение туристов, формирование отраслей, создающих продукты питания, и прочее. Это всегда развитие любви к стране и изучение ее истории, это, наконец, развитие коммуникаций, которые выходят за национальные рамки — на международный уровень», — подчеркивает Сергей Мясоедов.

Совсем недавно, в июне 2023 года, в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС создан Центр гастродипломатии, директором которого стал Леонид Гелибтерман. Среди основных задач центра — организация мероприятий в России и за рубежом для продвижения национальных и региональных гастрономических брендов; содействие экспорту российских продуктов питания, напитков и услуг; повышение конкурентоспособности и туристической привлекательности российских регионов.

Сейчас в РАНХиГС начинают готовить большую коллективную монографию по гастродипломатии мира с акцентом на страны БРИКС. Кроме российских ученых и педагогов, в этой монографии примут участие руководители посольств ведущих дружественных стран мира.

«Думаю, это будет интереснейший и первый в мире такого рода труд, который покажет, как гастрономическая дипломатия способствует развитию национальной культуры и как, включая ее в учебный процесс, мы можем воспитывать молодое поколение для лучшего будущего, для более доброго мира, открытого и многополярного», — заключает Мясоедов.

Гастродипломатия в деле

На практике задачи дипломатии и гастродипломатии решает прежде всего туризм.

«86,5% испанских путешественников заявляют, что они совершили бы гастрономическую поездку, а 20,5% внутренних путешественников едут в поездку для того, чтобы попробовать определенные блюда», — отмечает Хосе Антонио Видаль.

«Чистых туров «полежать на пляже» сейчас не бывает. Внутри маршрутов мы всегда предлагаем знакомство с местной культурой и местной кухней», — подтверждает Александр Сирченко, заместитель генерального директора туристической компании Fun & Sun (ex TUI Россия).

В прошлом году, по его словам, компания предлагала около 20 чартерных направлений по стране, и люди выбирали Бурятию, Мурманск, Камчатку, Сахалин, Алтай, Карелию. «При этом основной наш посыл был — ознакомление с культурой, бытом, традициями этих народов, куда, конечно, органично входит и кухня».

Он говорит о местных блюдах — буузах в Бурятии, морепродуктах на Дальнем Востоке, строганине из муксуна в Тюмени, угольном мороженом в Кузбассе, арктической кухне Мурманска, широкой кавказской кухне, шорской кухне в Шерегеше. «Разрабатывая тур, мы понимаем, что люди должны почувствовать дух, душу народов, к которым они приезжают. И сделать это можно и через гастрономию в том числе», — уточняет эксперт.

«Наша страна многонациональная, и нужно не забывать про этнические блюда — блюда коряков, ительменцев, камчадалов и других народов. Нужно находить свой локальный продукт и правильно его презентовать, тогда он станет мощным», — подтверждает Антон Сальников, шеф-повар, участник Российских гастрономических недель.

Чтобы не было диссонанса

Когда на государственном уровне эксперты разрабатывают стратегию по представлению имиджа страны перед другими народами, они должны очень хорошо понимать, что и как именно они должны показать, чтобы страну воспринимали так, а не иначе. «При этом со стороны турагентств, государственной индустрии услуг и частного сектора должна быть единая концепция того, как именно мы хотим о себе заявлять. Иначе получится кто в лес, кто по дрова, и иностранные туристы будут уезжать из страны с неким диссонансом от того, что они думали о стране, когда собирались ее посетить, и что в результате получили», — обращает внимание Анна Мазманян, основатель гастрономических проектов Yerevan Food Fest и Gastronomic Map of Armenia.

Эксперт рассказывает, как однажды Армению впервые посетил глава арабской страны, в честь которого был дан большой прием. При этом на стол выставили хумус, рулетики из баклажана, табуле и прочие «армянские» блюда. «Я спросила потом у организаторов, что это было? Вы решили, что президент другой страны за несколько часов соскучился по хумусу? Где армянские блюда? И по реакции я понимаю, что об этом никто не подумал», — приводя этот пример с отрицательным результатом, Анна подчеркивает, что как раз понимание того, что мы хотим рассказать о себе гостю, является самым главным в подготовке любого приема.

Она приводит другой пример, уже с положительным результатом: тур для послов из стран СНГ в Армении на Севан с застольем на берегу этого озера. «Мы пригласили местных рыбаков, местного повара, нам подали локальную рыбу в разном виде, масло из соседней деревни, местный дистиллят. И один из послов потом сказал: «Я нахожусь здесь почти два года, но понял Армению только сейчас».

«Я убеждена в том, что для страны необходима единая концепция стратегии гастрономического развития, мы должны идти в одном направлении», — поддерживает Ирина Тимонина.

Камчатка рулит

Первые шаги в этом направлении начали делать российские регионы, причем дальние: год назад на Камчатке впервые прошел «Гастрокэмп Камчатка», итогом которого стало создание камчатского меню, разработанного командой российских шеф-поваров, шеф-кондитера и бармена под руководством Леонида Гелибтермана.

Это 30 авторских блюд и 9 напитков, которые, подчеркивая уникальность региона, готовятся из местных продуктов. Теперь, указывая авторство рецептов, их может вводить в меню любой камчатский ресторан или бар.

«До прошлого года мы вообще не рассматривали наш регион как регион, у которого есть шанс занять какую-то значимую гастрономическую позицию в Дальневосточном крае, ведь главным центром притяжения гастрономического внимания у нас всегда являлся Владивосток. Наш потенциал открыл для нас гастрокэмп», — говорит Владимир Русанов, министр туризма Камчатского края.

Он рассказывает, что гастрокэмп очень сильно изменил отношение местных жителей и местных поваров к гастрономическому богатству региона: оказалось, что в нем есть множество продуктов, интересных всем приезжающим. «И теперь, оценив потенциал края, стратегическим направлением мы считаем создание Центра тихоокеанской кухни», — рисует перспективу Владимир Русанов.

Эксперт считает, что многие регионы обладают таким нераскрытым потенциалом, и рассказывает, что если в прошлом году гастрокэмп прошел на локальном уровне, то в этом планируется проводить его уже на международном.

Выстраивание системы

«Вектор развития гастрономии смещается из Центральной России в регионы», — замечает Анна Жукова, президент Национальной ассоциации кулинаров России.

Гастрономия является неотъемлемой частью туризма, развивая эту отрасль, а значит, обеспечивая развитие и региону.

«Любой человек состоит из того, что он ест и пьет. Народы состоят из того, что они едят и пьют. Поэтому тема гастрономической дипломатии для людей будет важна всегда. И те, кто сможет правильно использовать этот инструмент, всегда будут добиваться поставленных целей», — заключает Леонид Гелибтерман.

Однако, подчеркивает он, гастродипломатия будет всесильной лишь тогда, когда станет системой, а не отдельными, пусть даже очень яркими и значимыми мероприятиями.

По материалам круглого стола «Рост гастродипломатии», прошедшем в рамках дискуссионного клуба Ecumene в редакции «Комсомольской правды»


гастрономия дипломатия рестораны общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
На Конюшенной площади Петербурга откроется караоке-бар, совладельцем которого является российский эстрадный певец Григорий Лепс.
25.04.2024

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

Новый ресторан премиум-класса Drevå открыла Надежда Третьякова, создатель и управляющий партнер ресторана северной кухни Nordic.

14.04.2024

Продюсера Reuters отправили в СИЗО за участие в проекте Навального
27.04.2024
Для мигрантов-нарушителей создадут режим высылки — он сильно ограничит их права
27.04.2024
Coffee Like выкупила конкурирующие сети кофеен в Петербурге
27.04.2024
В Смольном определились с датой "Алых парусов"
27.04.2024
В Госдуме собираются сократить время пребывания иностранцев в России
27.04.2024
Правило о продаже валютной выручки продлено до апреля следующего года
27.04.2024
В Петербурге в 2023 году стало на 11 тысяч больше малых и средних предприятий
27.04.2024
В Петербурге и пригородах растет предложение на рынке вторичного жилья
27.04.2024
Количество свободных площадей в ТЦ Петербурга и Москвы сокращается
27.04.2024
Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки