Смольный выселяет «Евразию»
Миллиардер Алексей Фурсов хотел выкупить здание на Московском проспекте, но его попросили освободить помещения.
Казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (подчиняется Комитету имущественных отношений города, КИО) требует, чтобы ООО «Деловой центр «Парк Победы» освободило историческое здание на Московском проспекте, 188, где находится один из ресторанов «Евразия».
Анонимка из Смольного
ООО «Деловой центр «Парк Победы» на 100% принадлежит Алексею Фурсову (на фото), владельцу ресторанов «Евразия» и фитнес-центров Fintess House. Здание площадью около 300 м2 компания арендует с сентября 2008 года. Незадолго до того как началась история с выселением, она подала заявление о преимущественном выкупе объектов, арендуемых у города. Но получила отказ и теперь, вместо того чтобы воспользоваться правом, которое город предоставляет добросовестным арендаторам, предприниматель ходит по судам. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на прошлой неделе по ходатайству ООО запретил Росреестру совершать действия, направленные на прекращение права аренды зданий.
Как сообщила «НП» пресс-секретарь КИО Оксана Шульга, «Евразию» было решено выселить в связи с истечением сроков аренды. Отказ же в приватизации здания, по ее словам, является «параллельным процессом». Основанием для отказа послужило наличие у арендатора долга за аренду. Размер задолженности представитель КИО пока не смогла уточнить, но отметила, что «даже если там три копейки, это уже основание для отказа».
«Это смешно, никакого долга нет! — комментирует Алексей Фурсов. — Мы 10 лет платили арендную плату день в день! У них просто свои планы на это помещение». Действительно, ни одного иска КИО к ООО «ДЦ Парк Победы» о взыскании долга по арендной плате в базе арбитражного суда нет. То есть, возможно, речь действительно идет о трех копейках или чем-то подобном.
Как говорится в определении суда об обеспечительных мерах (см. в кейсе), в сентябре 2018 года ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» уведомило арендатора о прекращении договора аренды. Причем, по версии учреждения, КИО принял решение отказать арендатору в продлении договора еще в мае, о чем сообщил ему письмом. Но письмо не дошло до адресата: уведомление о его вручении, представленное чиновниками в суд, гласит, что оно было возвращено в связи с истечением срока хранения. Кроме того, отмечает суд, «адрес, на который было направлено указанное письмо, на данном конверте и уведомлении отсутствует», а пакет документов не содержит описи вложения, поэтому «не представляется возможности выяснить, какой именно документ был доставлен с данным письмом».
Знакомая схема
Участники рынка отмечают, что действия чиновников КИО и ГКУ укладываются в стандартную сегодня схему работы с арендаторами ликвидных обьектов: при попытке предпринимателя подать заявление на реализацию преимущественного права выкупа помещения город «обнаруживает» наличие долга, на основании которого отказывает в приватизации. А параллельно начинает процедуру досрочного расторжения договора аренды, чтобы не было оснований для повторной подачи заявления о преимущественном праве.
«Схема практически идентичная с нашей, — говорит Ольга Котченко, совладелица ООО «Кузнечный рынок», которое город пытался выселись из исторической торговой зоны. — И пустой конверт, и отказ в приватизации по несуществующему долгу, и досрочное расторжение договора — все это было у нас. В такой ситуации остается только судиться. Мы в суде оспорили дату расторжения, сейчас судимся по пеням. Обычно так делается, когда есть интересант на конкретное помещение. Потому что в целом имущественный блок Смольного работает безобразно: в комитете бардак, половина помещений пустует, решения принимаются вне всякой логики».
По словам Алексея Фурсова, который за свой счет провел полную реконструкцию здания, понеся колоссальные затраты, он тоже намерен судиться до победного конца.
Алексей Фурсов подозревает, что симпатичный особняк на Московском проспекте просто приглянулся кому-то еще.
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ