Смольнинская задолженность. Налоговая банкротит хлебозавод
Одна из структур кондитерского объединения «Невские берега» — Смольнинский хлебозавод — оказалась под угрозой банкротства. Участники рынка говорят о том, что кондитерская и хлебопекарная промышленность переживают не лучшие времена. И дело не только в конкуренции со стороны мелких пекарен.
ФНС подала иск о признании банкротом ООО «Смольнинский хлебозавод», сообщается в картотеке арбитражных дел. Сумма претензий в иске не указана. «Новый проспект» направил запрос на предприятие с просьбой пояснить ситуацию. Скорее всего, в данном случае речь идет о распространенной практике, когда налоговики используют банкротный иск просто для того, чтобы заставить компанию побыстрее произвести все необходимые выплаты, говорит один из участников рынка. По закону после публикации информации у должника есть 2 недели на то, чтобы погасить всю недоимку и таким образом предупредить судебное разбирательство.
ООО «Смольнинский хлебозавод» входит в объединение «Невские берега» и выпускает кондитерские изделия. Предприятие считается небольшим участником рынка: его выручка за прошлый год, по СПАРК, — 42 млн рублей, чистая прибыль — 155 тыс. рублей. У АО «Невские берега» выручка за прошлый год составила 747 млн рублей, чистая прибыль — 8,5 млн рублей.
«Сложная компания»
«Я бы сказал, что Смольнинский хлебозавод — это малозаметный участник рынка, в случае его закрытия никто, скорее всего, не заметит потери», — комментирует Роман Калинин, генеральный директор ООО «Ватель Маркетинг» и руководитель сетевого b2b-медиа для хлебопеков и кондитеров Ohlebe.ru.
По его словам, кондитерское объединение «Невские берега» и все его структуры — достаточно «сложная» компания, которую успешно теснят такие динамичные игроки рынка, как «Север-Метрополь», «Буше» и прочие сети.
Конкуренция усиливается также из-за того, что число пекарен, каждая из которых занимается продажей кондитерских изделий, продолжает расти, добавляет Роман Калинин. «В целом я бы назвал перспективы «Невских берегов» и его структур довольно туманными, если компания не изменит менеджмент, маркетинговую стратегию и ассортимент», — заключает эксперт.
Что в отрасли
Что касается ситуации в хлебопекарной и кондитерской отрасли, то глава Российского союза пекарей Алексей Лялин недавно заявил, что союз обратился в Минсельхоз с просьбой принять программу развития отрасли до 2035 года. «Нужна комплексная программа модернизации и переформатирования отрасли в целом и заводов в частности: всё, что в хлебопекарной отрасли сегодня есть, за малым исключением ярких и прорывных проектов, было спроектировано в 1954 году», — заявил он.
По словам Алексея Лялина, доходность хлебопечения снижается: доля низкомаржинальных, то есть «социальных» сортов хлеба растет, а нормальную доходность обеспечивают премиальные сорта хлебобулочных и кондитерских изделий. На них спрос снижается, заявил глава союза.
Производители также признают, что маржинальность их бизнеса падает. «По многим позициям мы торгуем уже в убыток, потому что крупные сети отказываются поднимать цены, но при этом не собираются уменьшать наценки, которые по некоторым позициям составляют от 70%», — сетует глава ХК «Петрохлеб» Валентин Иванов. И это притом, что только упаковка подорожала с начала года на 20%, напоминает он.
«В связи с такой ситуацией мы вынуждены сворачивать торговлю через крупные сети и заниматься реализацией через собственную сеть, а также через небольшие магазины в Ленобласти», — заявил Валентин Иванов.
Вместе с тем другие участники рынка более оптимистичны. «Те компании, которые регулярно проводят модернизацию и смогли повысить производительность, снизить себестоимость продукции, вполне смогут пережить текущий кризис. А если еще работать над продвижением своей продукции, а не только жаловаться на рост расходов, то шансы на успешную работу вырастут еще больше», — уверен гендиректор сети «Хлебный дом» Хачатур Сугян.
«Сложнее всего в ближайшее время придется даже не хлебопекам, а кондитерам, потому что только за последний квартал шоколад подорожал на 40%, масложировая продукция — на 10%», — отмечает Роман Калинин. Игроки, у которых маржинальность относительно высокая, смогут пережить это повышение цен. А вот компании, которые продают дешевую продукцию в сегменте экономкласса, не смогут поднять цены без потери покупателей. Для некоторых компаний это может оказаться критичным, считает Роман Калинин.
Производство и тенденции
По данным Национального рейтингового агентства (НРА), за прошлый год производство кондитерских изделий составило 3,9 млн тонн и осталось на уровне 2021 года. По оценкам НРА, по итогам 2023 года производство может вырасти на 3-4%.
Основными проблемами отрасли НРА считает существенную долю импортного оборудования и возможные проблемы с платежами за поставку сырья.
Что касается сегмента хлебобулочных изделий, то некоторые аналитики считают, что их потребление будет снижаться. Так, эксперты компании Strategy Partners полагают, что тренд на здоровое питание может снизить на 3% потребление хлебобулочных и кондитерских изделий к 2025 году. Причем отказываться от хлеба и сладкого будут как люди со средним и высоким доходом, отдавая предпочтение более полезным продуктам, так и с низким: внимание таких покупателей будет смещаться в сторону базовых товаров, отмечают в Strategy Partners.
Фото: Смольнинский хлебозавод