Слишком усовершенствованное оружие. Минобороны и "Пелла" запутались в миллиардах

23 Февраля 2022

Опытовое гидрографическое судно «Ладога». Фото: ИА «ПортНьюс»

Нельзя всё перепутать, не выполнить обязательства перед подрядчиком и его же за это наказать — такое решение Арбитражного суда Москвы вступило в законную силу 21 февраля в споре между Минобороны и АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Вместе с обратной претензией сумма спора из-за засекреченного опытового исследовательского судна проекта 11982 «Ладога» для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны зашкаливает за 2,3 млрд рублей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Опытовые гидрографические суда проекта 11982 разработаны петербургским АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» по заказу Минобороны для проведения научно-исследовательских и океанографических работ и участия в поисково-спасательных операциях. Головное судно «Селигер» изготовило АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининградская область), оно передано Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) в декабре 2012 года. Следующие два судна серии — «Ладога» и «Ильмень» — военные заказали «Пелле», она заложила их в сентябре и декабре 2014 года. «Ладогу» передали заказчику и включили в состав Балтийского флота в октябре 2018-го.

Контракт на строительство «Ладоги» Минобороны и «Пелла» подписали в апреле 2013 года, в ноябре 2016-го на судне должен был подняться Андреевский флаг. Случилось это почти 2 года спустя, за что военные и попытались наказать верфь на 223 млн рублей. Спор длится отчаянно долго — с ноября 2019-го. Минобороны за это время проиграло его на все сто уже в двух инстанциях.

Сначала исполнение заказа шло неплохо: «Алмаз» всего на пару месяцев задержал передачу «Пелле» проектной документации, которую верфь сразу же начала превращать в металл. Тем временем моряки Черноморского флота обкатали «Селигер» (головное судно проекта) и пришли к выводу о его техническом несовершенстве. «Давайте-ка переделаем проект», — решили они и заключили с «Пеллой» дополнительный контракт в декабре 2013-го. Но с документацией к нему опять запоздали: верфь начала получать её еще полгода спустя, и процесс затянулся до февраля 2016-го.

До установленного первым контрактом срока сдачи «Ладоги» оставалось полгода, когда военные поняли, что успеть невозможно, расторгли контракт и заключили новый — уже на два судна. Так к «Ладоге» прибавился «Ильмень», а срок сдачи отодвинулся сначала на середину 2017 года, потом на ноябрь, а потом и вовсе улетел во второй квартал 2018-го. По каждому «сдвигу вправо» издавались специальные документы с визами самых высокопоставленных лиц. И это неспроста: только с марта по август 2018-го военные «уточняли» комплектацию «Ладоги» 4 раза.

А спустя год после получения «Ладоги» Минобороны обратилось в суд, чтобы взыскать с «Пеллы» почти четверть миллиарда за все перечисленные выше художества, что предсказуемо привело к провалу проекта.

«Истец заключил контракт с неактуальной проектной документацией, откорректированная проектная документация была полностью переработана и по сути являлась новой Уже по состоянию на 31.05.2016 истец понимал и признавал объективную невозможность выполнить условия контракта по причинам, признанным истцом уважительными и освобождающими ответчика от какой-либо ответственности Несвоевременная сдача судна была обусловлена исключительно действиями самого истца, связанными с изменениями проектной документации, разработка которой не входила в обязанность ответчика», — написано в мотивировочной части вступившего в законную силу решения первой инстанции.

По словам заместителя генерального директора «Пеллы» Ильи Вайсмана, окончательная цена «Ладоги» в результате изменений проекта выросла с 1,5 млрд рублей до 3,3 млрд, которые верфь так и не получила. Несмотря на все согласования в Минобороны, повышение цены не утвердила Федеральная антимонопольная служба (ФАС): дескать, контракт заключен в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ), который не предполагает изменения цены. В разговоре с автором статьи Илья Вайсман охарактеризовал позицию юристов ФАС как некомпетентную, и с прошлого декабря «Пелла» пытается отсудить у военных недоплаченные 2 млрд рублей. Слушание этого дела по существу начнется в марте.

Стоит добавить, что с «Ильменем», кажется, тоже не всё хорошо. Сведений о его передаче военным в открытых источниках нет, а последний контракт предполагал сдачу обоих судов в 2018 году. В Минобороны к моменту выхода публикации на редакционный запрос не ответили.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным СПАРК, выручка компании в 2020 году составила почти 11 млрд рублей при отрицательной чистой прибыли в 1,1 млрд. Основным бенефициаром «Пеллы» СПАРК называет её генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, имеет «Пелла» и опыт гражданского судостроения, в частности, недавно она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства. «Пелла» — одно из крупнейших судостроительных предприятий Ленобласти. На конец 2020 года на нем и в зарегистрированных в регионе его дочерних компаниях трудились почти 2 тыс. человек. В 2019 году налоги «Пеллы» и «дочек» превысили 1 млрд рублей.

Лев Годованник


Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня