Слишком усовершенствованное оружие. Минобороны и "Пелла" запутались в миллиардах
Опытовое гидрографическое судно «Ладога». Фото: ИА «ПортНьюс»
Нельзя всё перепутать, не выполнить обязательства перед подрядчиком и его же за это наказать — такое решение Арбитражного суда Москвы вступило в законную силу 21 февраля в споре между Минобороны и АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Вместе с обратной претензией сумма спора из-за засекреченного опытового исследовательского судна проекта 11982 «Ладога» для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны зашкаливает за 2,3 млрд рублей.
Опытовые гидрографические суда проекта 11982 разработаны петербургским АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» по заказу Минобороны для проведения научно-исследовательских и океанографических работ и участия в поисково-спасательных операциях. Головное судно «Селигер» изготовило АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининградская область), оно передано Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) в декабре 2012 года. Следующие два судна серии — «Ладога» и «Ильмень» — военные заказали «Пелле», она заложила их в сентябре и декабре 2014 года. «Ладогу» передали заказчику и включили в состав Балтийского флота в октябре 2018-го.
Контракт на строительство «Ладоги» Минобороны и «Пелла» подписали в апреле 2013 года, в ноябре 2016-го на судне должен был подняться Андреевский флаг. Случилось это почти 2 года спустя, за что военные и попытались наказать верфь на 223 млн рублей. Спор длится отчаянно долго — с ноября 2019-го. Минобороны за это время проиграло его на все сто уже в двух инстанциях.
Сначала исполнение заказа шло неплохо: «Алмаз» всего на пару месяцев задержал передачу «Пелле» проектной документации, которую верфь сразу же начала превращать в металл. Тем временем моряки Черноморского флота обкатали «Селигер» (головное судно проекта) и пришли к выводу о его техническом несовершенстве. «Давайте-ка переделаем проект», — решили они и заключили с «Пеллой» дополнительный контракт в декабре 2013-го. Но с документацией к нему опять запоздали: верфь начала получать её еще полгода спустя, и процесс затянулся до февраля 2016-го.
До установленного первым контрактом срока сдачи «Ладоги» оставалось полгода, когда военные поняли, что успеть невозможно, расторгли контракт и заключили новый — уже на два судна. Так к «Ладоге» прибавился «Ильмень», а срок сдачи отодвинулся сначала на середину 2017 года, потом на ноябрь, а потом и вовсе улетел во второй квартал 2018-го. По каждому «сдвигу вправо» издавались специальные документы с визами самых высокопоставленных лиц. И это неспроста: только с марта по август 2018-го военные «уточняли» комплектацию «Ладоги» 4 раза.
А спустя год после получения «Ладоги» Минобороны обратилось в суд, чтобы взыскать с «Пеллы» почти четверть миллиарда за все перечисленные выше художества, что предсказуемо привело к провалу проекта.
«Истец заключил контракт с неактуальной проектной документацией, откорректированная проектная документация была полностью переработана и по сути являлась новой Уже по состоянию на 31.05.2016 истец понимал и признавал объективную невозможность выполнить условия контракта по причинам, признанным истцом уважительными и освобождающими ответчика от какой-либо ответственности Несвоевременная сдача судна была обусловлена исключительно действиями самого истца, связанными с изменениями проектной документации, разработка которой не входила в обязанность ответчика», — написано в мотивировочной части вступившего в законную силу решения первой инстанции.
По словам заместителя генерального директора «Пеллы» Ильи Вайсмана, окончательная цена «Ладоги» в результате изменений проекта выросла с 1,5 млрд рублей до 3,3 млрд, которые верфь так и не получила. Несмотря на все согласования в Минобороны, повышение цены не утвердила Федеральная антимонопольная служба (ФАС): дескать, контракт заключен в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ), который не предполагает изменения цены. В разговоре с автором статьи Илья Вайсман охарактеризовал позицию юристов ФАС как некомпетентную, и с прошлого декабря «Пелла» пытается отсудить у военных недоплаченные 2 млрд рублей. Слушание этого дела по существу начнется в марте.
Стоит добавить, что с «Ильменем», кажется, тоже не всё хорошо. Сведений о его передаче военным в открытых источниках нет, а последний контракт предполагал сдачу обоих судов в 2018 году. В Минобороны к моменту выхода публикации на редакционный запрос не ответили.
АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным СПАРК, выручка компании в 2020 году составила почти 11 млрд рублей при отрицательной чистой прибыли в 1,1 млрд. Основным бенефициаром «Пеллы» СПАРК называет её генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, имеет «Пелла» и опыт гражданского судостроения, в частности, недавно она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства. «Пелла» — одно из крупнейших судостроительных предприятий Ленобласти. На конец 2020 года на нем и в зарегистрированных в регионе его дочерних компаниях трудились почти 2 тыс. человек. В 2019 году налоги «Пеллы» и «дочек» превысили 1 млрд рублей.
Лев Годованник