Слили масло. В Киришах заморожен проект по переработке технических масел
Новый проспект
Статьи

Слили масло. В Киришах заморожен проект по переработке технических масел

Прочитано: 2004

Тосненский Никольский завод регенерации масел заморозил строительство завода по переработке отработанных масел в индустриальном парке «Левобережный» в Киришах. Главным тормозом проекта стало удорожание импортного оборудования. Аналитики отмечают, что в будущем завод, скорее всего, столкнулся бы и с тотальной нехваткой сырья.

О том, что проект ООО «Никольский завод регенерации масел» по строительству завода, перерабатывающего отработанные масла, не реализуется, «Новому проспекту» подтвердили в комитете по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Ленобласти. Причиной решения о заморозке в администрации региона назвали изменение курса валют.

О том, что инвестор остановил проект, сообщили и в руководстве индустриального парка «Левобережный», где Никольский завод регенерации масел арендовал участок земли площадью 3 га под строительство будущего завода. Правда, говорят в «Левобережном», компания рассматривает в будущем возможность возобновления проекта: «От участка не отказываются, ищут инвестора».

Полмиллиарда на масло

Никольский завод регенерации масел планировал организовать в Киришах переработку около 10 тыс. т отработанных масел ежегодно, преимущественно речь шла о моторных маслах. Компания планировала использовать американские технологии и установить американское же оборудование, потратив на проект около 500 млн рублей.

«Такой выбор логичен», — считает начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. В США, по его словам, высокая автомобилизация, сбор и утилизация моторных масел давно отработана и поставлена на поток. «Идея воспользоваться заокеанскими наработками была логичной на этапе планирования», — объясняет он.

Однако из-за ослабления рубля стоимость импортного оборудования значительно выросла. «Инвестор мог бы перейти на использование схожего российского оборудования, но и оно из-за кратного увеличения стоимости металла тоже поднялось в цене», — говорит президент Ассоциации рециклинга отходов Давид Есаян. По его оценкам, сегодня реализация задуманного проекта потребовала бы уже не менее 1 млрд рублей инвестиций.

Кроме того, по мнению экспертов, потенциальной проблемой будущего завода стала бы нехватка сырья: в России не развита система сбора и утилизации отходов и «совершенно дикий масляный» рынок. По оценкам Давида Есаяна, в стране ежегодно образуется около 1 млн т отработанных масел, из которых в официальную отчетность включается не более половины, остальное «уходит в серую зону». Но из оставшихся 500 тыс. т легально утилизируется не более 100–120 тыс. т. Из остального нелегальные переработчики получают печное топливо и используют сырье для производства несертифицированной продукции.

Рынок в серых тонах

Объем рынка отработанных масел Петербурга Давид Есаян оценивает минимум в 30 тыс. т в год. «Отработанное масло — ценное сырье, за него идет битва между легальными и нелегальными переработчиками», — говорит Давид Есаян. По его словам, рынок очень конкурентный, и для того, чтобы проект Никольского завода регенерации масел функционировал бы в плановом режиме, инвестору пришлось бы создавать свою сеть сбора сырья, а это очень непросто.

«Кроме того, дефицитное сырье постоянно дорожает: за 5 лет стоимость тонны отработанных моторных масел выросла с 10 тыс. рублей за тонну до 15–25 тыс. рублей за тонну», — подчеркивает Давид Есаян. Для бесперебойной работы завода, по его словам, собственная система должна обеспечивать поступление не менее 70% перерабатываемого сырья. «Но с учетом дороговизны транспортировки отходов (а перевозка 1 т отработанного масла на расстояние 1–1,5 тыс. км от места сбора до места утилизации обходится в 2,5–3 тыс. рублей) проект становится невыгодным», — поясняет Давид Есаян.

Авторынок подводит

Экономическая модель инвестпроекта Никольского завода регенерации масел ориентирована на рост авторынка и, соответственно, рынка масел. Но продажи автомобилей в России не растут с 2014 года. Кроме того, европейские производители к 2030 году планируют переходить на гибридные и электромобили, соответственно, потребление автомасел будет еще меньше. «Не исключена возможность, что лет через десять новый завод вообще остался бы без сырья. Так что решение о заморозке проекта продиктовано объективными рыночными реалиями», — считает Дмитрий Кумановский.

Между тем, по словам аналитиков, у проекта Никольского завода регенерации масел теоретически есть перспективы. «Но для этого в России должен быть изменен подход к утилизации отходов и состояться введение стимулирующих мер со стороны государства, например поощрение производителей нефтепродуктов, использующих вторсырье, или использование денег, полученных в качестве экологического штрафа за не утилизированные самостоятельно отработанные масла, на организацию переработки именно масел», — поясняет Давид Есаян. По его словам, эта система сейчас выстраивается, но нужно еще 3–4 года, чтобы она заработала повсеместно.

«Введение высоких экологических штрафов и вменение в обязанность сдавать подобные отходы на переработку могло бы стимулировать появление новых заводов по утилизации масел», — согласен Дмитрий Кумановский. «В любом случае Никольскому заводу регенерации масел придется менять экономическую модель проекта и уходить от ориентированности на моторные масла, организовывать, например, переработку трансформаторных масел или масляных отходов крупных сетей фастфуда», — резюмирует эксперт.

справка нового проспекта

ООО «Никольский завод регенерации масел» зарегистрировано в 2017 году, уставный капитал организации — 33,3 тыс. рублей. Собственником и генеральным директором компании является предприниматель Леонид Бидный. По данным СПАРК, сейчас «Никольский завод регенерации масел» испытывает финансовые трудности: в 2020 году компания получила чистый убыток в размере 549 тыс. рублей, у нее есть задолженности по платежам за газ, тепло- и электроэнергию, в отношении ООО в 2019–2020 годах возбуждались административные дела о взыскании к уплате налогов и сборов. На 1 июля, по данным СПАРК, счета компании частично заблокированы.


промышленность нефтяная отрасль
Другие статьи автора Читайте также по теме
Новый министр обороны России Андрей Белоусов намерен повысить эффективность расходования средств на гособоронзаказ. Одна из его инициатив касается перехода на долгосрочные контракты с поставщиками. О том, как это отразится на исполнителях гособоронзаказа и что еще необходимо менять в существующей системе ГОЗ, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко.
Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» выиграл конкурс на производство и поставку 199 многоцелевых катеров для МЧС РФ в рамках четырех контрактов.
20.05.2024
Российский международный энергетический форум в этом году состоялся в Петербурге в конце апреля. Команда «Нового проспекта» посетила выставочную экспозицию и узнала, что из себя представляют зарядные станции для отечественных электромобилей, как применяют лазеры при очистке металла и могут ли быть красивыми антивандальные уличные шкафы.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки