Слили масло. В Киришах заморожен проект по переработке технических масел
Тосненский Никольский завод регенерации масел заморозил строительство завода по переработке отработанных масел в индустриальном парке «Левобережный» в Киришах. Главным тормозом проекта стало удорожание импортного оборудования. Аналитики отмечают, что в будущем завод, скорее всего, столкнулся бы и с тотальной нехваткой сырья.
О том, что проект ООО «Никольский завод регенерации масел» по строительству завода, перерабатывающего отработанные масла, не реализуется, «Новому проспекту» подтвердили в комитете по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Ленобласти. Причиной решения о заморозке в администрации региона назвали изменение курса валют.
О том, что инвестор остановил проект, сообщили и в руководстве индустриального парка «Левобережный», где Никольский завод регенерации масел арендовал участок земли площадью 3 га под строительство будущего завода. Правда, говорят в «Левобережном», компания рассматривает в будущем возможность возобновления проекта: «От участка не отказываются, ищут инвестора».
Полмиллиарда на масло
Никольский завод регенерации масел планировал организовать в Киришах переработку около 10 тыс. т отработанных масел ежегодно, преимущественно речь шла о моторных маслах. Компания планировала использовать американские технологии и установить американское же оборудование, потратив на проект около 500 млн рублей.
«Такой выбор логичен», — считает начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. В США, по его словам, высокая автомобилизация, сбор и утилизация моторных масел давно отработана и поставлена на поток. «Идея воспользоваться заокеанскими наработками была логичной на этапе планирования», — объясняет он.
Однако из-за ослабления рубля стоимость импортного оборудования значительно выросла. «Инвестор мог бы перейти на использование схожего российского оборудования, но и оно из-за кратного увеличения стоимости металла тоже поднялось в цене», — говорит президент Ассоциации рециклинга отходов Давид Есаян. По его оценкам, сегодня реализация задуманного проекта потребовала бы уже не менее 1 млрд рублей инвестиций.
Кроме того, по мнению экспертов, потенциальной проблемой будущего завода стала бы нехватка сырья: в России не развита система сбора и утилизации отходов и «совершенно дикий масляный» рынок. По оценкам Давида Есаяна, в стране ежегодно образуется около 1 млн т отработанных масел, из которых в официальную отчетность включается не более половины, остальное «уходит в серую зону». Но из оставшихся 500 тыс. т легально утилизируется не более 100–120 тыс. т. Из остального нелегальные переработчики получают печное топливо и используют сырье для производства несертифицированной продукции.
Рынок в серых тонах
Объем рынка отработанных масел Петербурга Давид Есаян оценивает минимум в 30 тыс. т в год. «Отработанное масло — ценное сырье, за него идет битва между легальными и нелегальными переработчиками», — говорит Давид Есаян. По его словам, рынок очень конкурентный, и для того, чтобы проект Никольского завода регенерации масел функционировал бы в плановом режиме, инвестору пришлось бы создавать свою сеть сбора сырья, а это очень непросто.
«Кроме того, дефицитное сырье постоянно дорожает: за 5 лет стоимость тонны отработанных моторных масел выросла с 10 тыс. рублей за тонну до 15–25 тыс. рублей за тонну», — подчеркивает Давид Есаян. Для бесперебойной работы завода, по его словам, собственная система должна обеспечивать поступление не менее 70% перерабатываемого сырья. «Но с учетом дороговизны транспортировки отходов (а перевозка 1 т отработанного масла на расстояние 1–1,5 тыс. км от места сбора до места утилизации обходится в 2,5–3 тыс. рублей) проект становится невыгодным», — поясняет Давид Есаян.
Авторынок подводит
Экономическая модель инвестпроекта Никольского завода регенерации масел ориентирована на рост авторынка и, соответственно, рынка масел. Но продажи автомобилей в России не растут с 2014 года. Кроме того, европейские производители к 2030 году планируют переходить на гибридные и электромобили, соответственно, потребление автомасел будет еще меньше. «Не исключена возможность, что лет через десять новый завод вообще остался бы без сырья. Так что решение о заморозке проекта продиктовано объективными рыночными реалиями», — считает Дмитрий Кумановский.
Между тем, по словам аналитиков, у проекта Никольского завода регенерации масел теоретически есть перспективы. «Но для этого в России должен быть изменен подход к утилизации отходов и состояться введение стимулирующих мер со стороны государства, например поощрение производителей нефтепродуктов, использующих вторсырье, или использование денег, полученных в качестве экологического штрафа за не утилизированные самостоятельно отработанные масла, на организацию переработки именно масел», — поясняет Давид Есаян. По его словам, эта система сейчас выстраивается, но нужно еще 3–4 года, чтобы она заработала повсеместно.
«Введение высоких экологических штрафов и вменение в обязанность сдавать подобные отходы на переработку могло бы стимулировать появление новых заводов по утилизации масел», — согласен Дмитрий Кумановский. «В любом случае Никольскому заводу регенерации масел придется менять экономическую модель проекта и уходить от ориентированности на моторные масла, организовывать, например, переработку трансформаторных масел или масляных отходов крупных сетей фастфуда», — резюмирует эксперт.
ООО «Никольский завод регенерации масел» зарегистрировано в 2017 году, уставный капитал организации — 33,3 тыс. рублей. Собственником и генеральным директором компании является предприниматель Леонид Бидный. По данным СПАРК, сейчас «Никольский завод регенерации масел» испытывает финансовые трудности: в 2020 году компания получила чистый убыток в размере 549 тыс. рублей, у нее есть задолженности по платежам за газ, тепло- и электроэнергию, в отношении ООО в 2019–2020 годах возбуждались административные дела о взыскании к уплате налогов и сборов. На 1 июля, по данным СПАРК, счета компании частично заблокированы.