Скрытое оружие. Таможня проиграла бой с последним газовым окном в Европу

Среднетоннажный СПГ-проект «Криогаз-Высоцк» на Балтийском море. Фото: novatek.ru

Единственный на российской Балтике терминал по морской перевалке сжиженного природного газа в Высоцке даже на фоне санкций сумел нарастит экспорт. Но его работу едва не парализовали претензии российской таможни. Из-за них терминал мог потерять 0,6 млрд рублей. Однако суд встал на сторону бизнеса. В судебной практике таможенных органов такие прецеденты — большая редкость, говорят эксперты.

Компания «Криогаз-Высоцк» миллиардера Леонида Михельсона переспорила в суде Центральную энергетическую таможню и Выборгскую таможню. Судебный акт опубликован 18 июля.

Спор касался ввезенного в порт Высоцк немецкого и французского оборудования стоимостью € 37,7 млн для единственного на российской Балтике морского терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ).

Таможенникам придется вернуть компании 0,4 млрд рублей и забыть про желание взыскать ещё 0,2 млрд рублей. Это самая крупная победа бизнеса над таможенными органами в 2022 году.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Криогаз-Высоцк» на 51% принадлежит ПАО «Новатэк» Леонида Михельсона и на 49% — Газпромбанку. Компания специализируется на производстве и морской перевалке сжиженного природного газа (СПГ) в порту Высоцк Ленинградской области. Выручка с продаж за 2021 год составила почти 25 млрд рублей, оборот — 0,7 млн т. Это единственный на Балтике российский терминал такого профиля, он начал работать в 2019 году и в конце июня 2022 года отчитался о погрузке двухмиллионной тонны СПГ. По данным Ассоциации морских портов России, за первые 5 месяцев этого года на фоне общего спада портового бизнеса из-за международных санкций «Криогаз-Высоцк» нарастил обороты по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 17%.

Улучшили отчетность

Комплекс по производству и морской перевалке СПГ в Высоцке залил первые партии груза в танкеры в 2019 году. В проектировании и строительстве терминала принимали участие две иностранные компании: немецкая TGE Gas Engineering Gmbh и французская Air Liquide Global E&C Solutions France S.A. (AL). Контракты с ними предполагали работы под ключ: проектирование, поставку оборудования, его монтаж и запуск. Споры с таможней раскрыли цену этих работ: TGE получила от «Новатэка» € 15,1 млн, а AL — € 22,6 млн. Взаимодействие с европейскими поставщиками и вызвало интерес у российских таможенников.

В конце 2020 года чиновники Выборгской таможни решили, что компания не заплатила пошлины за проектирование ввезенного оборудования, и решили исправить эту ошибку. В феврале-марте таможенники внесли изменения в 126 деклараций на ввезенные товары (добавили в указанную там таможенную стоимость оборудования цену его) проектирования и взыскали в бюджет дополнительные 0,4 млрд рублей.

Это положительным образом сказалось на отчетности таможенного органа за 2021 год: по результатам 11 проведенных в том году проверок Выборгская таможня доначислила в бюджет 673 млн рублей, почти две трети которых обеспечил «Криогаз».


Проектирование было лишним

Дочка «Новатэка» оспорила взыскания в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти и выиграла уже три инстанции: кассационный суд подтвердил её правоту 6 июля. Суд постановил, что иностранные партнеры спроектировали для «Криогаза» терминал по перевалке СПГ и поставили для него оборудование. Но оборудование проектировали не для этого терминала (оно установлено и благополучно функционирует во многих других местах), его просто использовали, в том числе в Высоцке.

«Разработка AL и TGE не является проектированием, необходимым для производства такого оборудования, поэтому стоимость этих работ не подлежит включению в таможенную стоимость ввезенного оборудования», — написано в судебном решении.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

После введения международных санкций в отношении российских экспортеров «Криогаз-Высоцк» проявил удивительную жизнеспособность. Об этом заявил на ПМЭФ-2022 глава «Новатэка» Леонид Михельсон, и это подтверждает статистика грузооборота. Финляндия, отказавшись от покупки российского природного газа «из трубы», полностью перешла на СПГ из Высоцка. «Загрузка у нас выше проектной мощности. Продаем всё что есть», — цитировали миллиардера деловые СМИ. 11 июля ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков назвал не попавший под санкции СПГ «скрытым газовым оружием России» и привел в качестве примера его активный экспорт с комплексов «Новатэка «в Сабетте («Ямал СПГ») и Высоцке.

Любимая фишка не сыграла

Тем временем бурную активность развила Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ). Сославшись на результаты проверки коллег из Выборгской таможни, она попыталась довзыскать с «Криогаза» еще более 0,2 млрд рублей таможенных платежей по той же причине. Этому посвящен отдельный процесс в Арбитражном суде Москвы, который ЦЭТ тоже проиграла, 11 июля решение вступило в законную силу.

В ходе спора судья обратил внимание таможенников: поражение Выборгской таможни вступило законную силу, поэтому претензии смысла не имеют. Впрочем, ЦЭТ в любом случае пропустила срок исковой давности.

«Это редкий случай, когда таможню поправили. Обычно она такие суды выигрывает, так что «Криогазу» респект. ФТС любит довзыскивать таможенные платежи постфактум, это существенно повышает показатели их отчетности. Таможне дана команда снижать контроль на этапе ввоза, вот и компенсируют проверками после выпуска. Лицензионные платежи — любимая фишка в этом смысле. Таможенники считают, что если вы купили оборудование и технологию его использования, то в таможенную стоимость оборудования должна быть включена не только его стоимость, но и стоимость технологии, отчего таможенные платежи могут вырасти в 2 раза», — говорит член правления Гильдии профессиональных участников внешнеэкономической деятельности «Гермес» Юрий Ковалев.

«Приведённая судебная практика в очередной раз подтверждает: диктуемая ФТС методология включения в таможенную стоимость товаров затрат на услуги и интеллектуальную деятельность толком не отработана и препятствует бизнесу. Особенно это касается расходов на технические изыскания и документацию на ввозимое оборудование», — полагает ветеран таможенной службы Владимир Костин.

Он считает, что правительству давно пора рассмотреть вопрос об установлении зависимости таможенных платежей не от таможенной стоимости, а от количественно определяемых единиц: тонн, литров, килограммов или штук. «А стоимость импортируемого товара в моем понимании должна влиять на его отпускную цену, на конкуренцию на рынке», — заключил Владимир Костин.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня