Скидки врозь
Маркетинговая политика продавцов не должна нарушать права потребителей, но и не должна поощрять злоупотребления с их стороны. Вопрос справедливости взыскания необоснованно полученных покупателями скидок рассмотрел Конституционный суд России.
Действующий уже больше 30 лет закон запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг покупкой других. Равно как потребитель всегда вправе отказаться от даже добровольно получаемой услуги и досрочно вернуть кредит. В то же время большинство участников розничного рынка активно предоставляет льготы крупным клиентам или заказывающим дополнительные сервисы. В частности, автодилеры традиционно продают автомобили со скидкой, если покупатель воспользовался кредитом определенного банка или купил в «правильной» компании страховку.
Точка возврата
В спорной ситуации оказались мурманчанин Кирилл Матюшов и автосалон «Аксель-Ренорд». За 1,3 млн рублей гражданин приобрел новенький Renault Arkana. Но одновременно покупатель подписал дополнительное соглашение, предусматривающие предоставление скидки в размере 270 тыс. рублей при условии приобретения через автосалон полиса КАСКО, личного страхования и получения других услуг. Кроме того, транспортное средство приобреталось за счет предоставленного Сетелем банком автокредита.
Почти сразу послу получения нового четырехколесного друга Кирилл Матюшов выплатил кредит и аннулировал страховки, вернув уплаченные за них 60 тыс. рублей. Лишившийся соответствующего агентского вознаграждения автодилер предъявил клиенту иск о возмещении предоставленной скидки. Удовлетворяя его, служители Фемиды пришли к выводу, что у Кирилла Матюшова был выбор — приобрести автомобиль по полной цене или согласиться на обременения, а, следовательно, дополнительное соглашение нельзя считать навязанным. Потребитель принял эти условия, но впоследствии их нарушил. Мурманский областной суд и кассационная коллегия поддержали принятое в пользу ООО «Аксель-Ренорд» решение.
Обращаясь в Конституционный суд России, Кирилл Матюшов, опять же, указывал на то, что спорный договор ему был навязан продавцом. Как потребитель он лишь согласился с определенными условиями и никак не мог влиять на их содержание: «Явное неравенство переговорных возможностей сторон существенно затрудняет согласование иного содержания отдельных условий договора, включая условие об аннулировании при расторжении договора страхования не всех скидок, а только части одной из них, соразмерной возвращенной покупателю страховой премии», — заявил покупатель иномарки.
Кто честный, тот и прав
Высшая инстанция признала, что в отношениях с профессиональными продавцами граждане-потребители подчас лишены возможности влиять на содержание договоров, что является для них фактическим ограничением свободы договора. Воздействие на их волю «могут оказывать и различные преддоговорные практики, применяемые продавцами для максимизации прибыли». Более того, предлагаемая цена может быть изначально завышена, предоставляемая скидка создает «лишь видимость выгодности сделки для потребителя», а банк или страховщик делят полученный продавцом доход.
С другой стороны, служители конституционной Фемиды не исключили злоупотребления и со стороны покупателя, который намеренно с целью получить льготу соглашается на оформление кредита или страховки, а потом от них отказывается, равно как добросовестный продавец не ограничен в возможности предоставления скидок и реализации «программы лояльности».
В итоге Конституционный суд России принял компромиссное решение: допустил взыскание с покупателей части скидки, пропорциональной объему не полученных продавцом выплат по дополнительным услугам. «Придание иного смысла препятствовало бы достижению справедливого баланса прав и обязанностей профессионального продавца и потребителя», — отмечается в оглашенном 5 апреля постановлении.
Пропорциональный подход
Эксперты неоднозначно оценивают последствия такого решения. «Теперь при рассмотрении таких споров судам следует исследовать рыночность условий предоставления дополнительных услуг, то есть оценивать их стоимость не у фактически навязанных продавцом банка, страховщика и иной компании, а у других участников рынка», — поясняет старший партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев.
По мнению партнера юридической фирмы Bishenov & Partners Алима Бишенова, постановление высшей инстанции будет способствовать пересмотру продавцами практики «пакетирования» товаров и услуг, а у потребителей появится реальная возможность вести переговоры и участвовать в определении условий договора. «Если покупатель может реально выбирать — приобрести товар за полную стоимость или со скидкой при соблюдении дополнительных условий, такие условия нельзя считать навязанными и, соответственно, ничтожными. Более того, потребителя, который на справедливых условиях и при должном информировании согласился на приобретение дополнительных услуг (в том числе страховки или кредитования), а потом от них отказался, можно считать злоупотребившим правом», — полагает юрист.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов положительно оценивает выводы Конституционного суда России: «Скидка либо есть, либо её нет. Продавец не вправе обуславливать ее представление какими-то либо дополнительными требованиями. Эти конфликты довольно редки и касаются очень узкой сферы, и действия потребителей по оспариванию навязанных услуг не являются злоупотреблением правом».
А вот активно отстаивающий права потребителей частнопрактикующий юрист Антон Кудряков указывает на грозящую клиентам опасность. «Автосалоны и многие другие компании активно навязывают дополнительные сервисы. Так, одному из моих клиентов предоставили 170-тысячную скидку на автомобиль при условии, что он приобретет не нужные ему услуги на 577 тыс. В то же время, видимо, понимая несправедливость и ничтожность оговорки о возврате скидки, продавцы очень редко предъявляли подобные иски к покупателям. И есть опасения, что постановление Конституционного суда России может зажечь зеленый свет жульническим автосалонам, которые теперь побегут в суды взыскивать хотя бы часть предоставленной скидки. На мой взгляд, такие требования — фактическое наказание за реализацию потребителем своего безусловного и неотъемлемого права на отказ от исполнения договоров оказания услуг», — констатирует Антон Кудряков.
По данным портала «Судебная статистика РФ», суды удовлетворяют в среднем 84,7% исков о защите прав потребителей.