Sindbad готовится к осаде кредиторов
Поделитесь публикацией!

Sindbad готовится к осаде кредиторов

Илья Шатилин 9 января 2019
Sindbad готовится к осаде кредиторов
Задолжав авиакомпаниям более 600 млн рублей за проданные билеты тревел-агентство Sindbad, похоже, предпринимает действия для снижения кредиторской нагрузки. Как стало известно «Новому проспекту», перевозчики, работавшие с агентством без предоплаты, получили от него требования компенсировать расходы на эквайринг и услуги агрегаторов.

Погорели на студентах

Пятое по величине российское агентство по продаже авиа-билетов Sindbad, принадлежащее предпринимателям Рашиду Велемееву и Стивену Карону, с треском развалилось в августе этого года. Участники рынка связывали это с тем, что долгое время оно являлось эксклюзивным продавцом билетов со скидками по международной студенческой карте ISIC. В последние годы большинство авиакомпаний отменило такие скидки (их размер достигал 10-15% от стоимости билета). Лишившись этого конкурентного преимущества, Sindbad, который в лучшие времена продавал до 300 тыс. билетов в год, ушел с рынка.

Суммарный объем задолженности ООО «Синдбад» перед авиакомпаниями оценивается более чем 600 млн руб. Это деньги за реализованные агентством билеты, которые так и не поступили на счета перевозчиков. Звучали предположения, что средства выведены из компании с использованием нелегальных схем. Однако билетный агент, похоже, нашел способ снизить объем своих обязательств.

На прошлой неделе ООО «Синдбад» разослало некоторым авиакомпаниям-партнерам досудебные претензии на суммы, сопоставимые с суммами задолженностей за фактически оформленные, но не оплаченные агентством авиабилеты (копия имеется в распоряжении «Нового проспекта»).

Речь идет в основном о зарубежных авиакомпаниях: Turkish Airlines, Vietnam Airlines, Air Astana, Czech Airlines, ряд китайских перевозчиков и т.д. В некоторых случаях сумма требований агента даже превышает сумму самого долга перед авиакомпанией.

Утром деньги, вечером — стулья

Все компании, получившие такие «письма счастья», объединяет одно — они используют систему расчетов BSP, в рамках которой агентства сначала оформляют билеты, а по окончании очередного отчетного периода выплачивают сумму фактической задолженности.

Агентство в своем письме мотивирует собственные претензии тем, что при продаже билетов авиакомпаний платило за эквайринг банку ВТБ24, а также за «услуги метапоиска» билетному метапоисковику Skyscanner. И требует компенсировать накопленные за 3 года издержки — суммы исчисляются десятками миллионов рублей.

Получить авторизованный комментарий Sindbad не удалось.

При этом перевозчики, имеющие прямую систему взаиморасчетов (сначала агентство вносит предоплату, а затем оформляет билеты), не пострадали. Некоторые и вовсе не работали с «Синдбадом», например, в «Аэрофлоте» говорят, что отключили агента еще в 2017 году за то, что он оформлял билеты на внутренние рейсы от лица компании, зарегистрированной в Германии, чтобы получать более высокую комиссию (для агентов на разных рынках она разная).

«Вопрос на самом деле предельно прост: есть ли в договоре пункт о том, что агент должен нести конкретные статьи расходов, которые ему потом компенсируют. Если нет, то и требовать нечего», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Представители авиакомпаний из числа получателей претензий по понятным причинам не желают официально комментировать происходящее. Но утверждают, что в договорах с ними не упоминается компенсация подобных расходов. Они рассчитывают выиграть потенциальные иски, считая требования «Синдбада» абсурдными.

«Агентства традиционно оплачивают и эквайринг, и рекламу за счет своей комиссии: метапоисковики нужны лишь для нагона трафика на сайт, и ими пользуются далеко не все», — поясняет представитель одной из авиакомпаний.

Пассажиры полетят

Перевозчики также надеются взыскать в судебном порядке задолженности по билетам. Теоретически любая авиакомпания может аннулировать билеты пассажиров, купленные в агентстве, и продать их заново. Но в данном случае, заведомо зная, что деньги пострадавшему никто не вернет, перевозчики вряд ли будут идти на имиджевые потери.

В опрошенных «Новым проспектом» авиакомпаниях заверили, что пассажиров проблема в большинстве случаев не коснется. В S7 Airlines, например, сообщили, что до начала 2019 года им предстоит обслужить около 900 пассажиров, оформивших билеты через Sindbad. «Все авиабилеты S7 Airlines, приобретенные в онлайн-агентстве «Синдбад», действительны», — подчеркнули в компании.

Тем не менее на интернет-форумах путешественников уже встречаются сообщения о случаях отказа в перевозке. В доказательство пассажиры приводят письма некоторых авиакомпаний, где говорится об аннулировании билетов в связи с неисполнением обязательств продавцом.

Возврат к списку