Шоколадные реки вышли к новым берегам. Экспорт российского шоколада растёт
Новый проспект
Статьи

Шоколадные реки вышли к новым берегам. Экспорт российского шоколада растёт

Прочитано: 239

За пандемию спрос на шоколад и какао-продукты в России снизился, однако объёмы производства растут, в том числе за счет экспорта. По итогам 2021 Россия впервые в истории может войти в ТОП-10 ведущих мировых экспортёров шоколада, обогнав Швейцарию. А на российских маркетплейсах продажи российских производителей в категории «фигурный шоколад» в 2021 году выросли на сотни процентов. Что происходит с российским шоколадом, разбирался «Новый проспект».

Как рассказали в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), согласно данным Росстата, по итогам первого полугодия 2021 года производство шоколадных кондитерских изделий в годовом выражении увеличилось на 6,5% (на 70,2 тыс. т). Эта тенденция, считают в АСКОНД, связана, скорее всего, с приближающимися новогодними праздниками.

На маркетплейсе Ozon продажи всех компаний в категории «фигурный шоколад» выросли с 1 января по 29 ноября 2021 года на 262,75%, почти до 70 млн рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре 2021 года клиенты Ozon заказали в 5,89 раза больше шоколадных фигурок, чем в ноябре 2020-го: продажи выросли с 3,7 млн до 23 млн рублей. На Wildberries продажи фигурного шоколада с 1 января по 29 ноября увеличились на 311%, сообщили «НП» в пресс-службе маркетплейса. Тенденцию подтверждают производители.

«Наши продажи на Ozon за 11 месяцев 2021 года выросли в 1,94 раза», — рассказывает Владимир Фоминцев, основатель компании ChocoBrand. В прошлом году ChocoBrand запустила продажи через маркетплейсы Ozon и AliExpress. На текущий день они составляют 20% от общего объёма продаж компании. Продажи ChocoBrand в 2020 году по сравнению с допандемийным 2019-м упали в 1,5 раза, но ближе к осени ситуация нормализовалась.

Новогодние розничные продажи в прошлом году начались после 20 ноября, все складские запасы ушли за несколько дней, говорит Владимир Фоминцев. Новогодние продажи 2021 стартовали на прошлой неделе, чему способствовала в том числе «черная пятница» (26-28 ноября). Оценить их объём Владимир пока не берётся.

«Спрос на фигурный шоколад вырос — примерно на 100% по сравнению с 2020 годом», — соглашается директор отдела маркетинга и PR шоколадной фабрики «Конфаэль» Галина Шукурова. В этом году, ориентируясь на высокий спрос, в «Конфаэль» сделали объемные скульптуры тигров — символов 2022 года — из пяти видов шоколада: горького, молочного, шоколада с апельсиновым вкусом и двух видов белого шоколада. По продажам в целом было определённое падение, связанное с локдаунами, вспоминает Галина Шукурова. «Падение продаж было в торговых центрах в пики пандемии, когда люди боялись лишний раз появляться в закрытых помещениях, а у нас точки продаж в основном размещены в торговых центрах, хотя и есть отдельные магазины, например бутик при самой фабрике».

Падение продаж в B2B секторе было связано с отменой многих мероприятий, однако, отмечает Галина Шукурова, на смену прежним клиентам пришли другие, «которые ранее дарили что-то иное, возможно более дорогое, а теперь переориентировались на универсальные гастрономические подарки и стали заказывать у нас подарочные наборы».

Кроме того, «Конфаэль» активно развивает продажи через собственный интернет-магазин. «Он и до пандемии с большим охватом работал в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а во время пандемии продажи переместились в онлайн, и серьёзная доля заказов пошла через интернет-магазин. Мы ждём, как отработаем сезон новогодних продаж, всё-таки наш бизнес сезонный, для нас ключевыми праздниками являются Новый год и гендерные праздники, это самые активные пики продаж».

Шоколад для Поднебесной

До пандемии продажи шоколада и какао-продуктов в России с 2016 года ежегодно росли на 1,9-3,0%, согласно аналитике BusinesStat. За 2019 год в России было продано около 1,05 млн т шоколадной продукции, что на 7,5% больше, чем в 2016 году. В 2020-м продажи снизились на 13,3%, до 0,91 млн т. Шоколад и какао-продукты — это дорогостоящий вид кондитерских изделий, и в условиях сокращения реальных доходов покупатели делали выбор в пользу менее затратной и более питательной мучной и сахаристой продукции.

Между тем экспорт кондитерских изделий из РФ по итогам первого полугодия 2021 года показал уверенный рост как в натуральном, так и в денежном выражении. По данным АСКОНД, объем поставок из России увеличился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 329,6 тыс. т на сумму $ 709,5 млн (рост в денежном выражении на 19,3%). Таким образом, объем экспорта кондитерских изделий превысил уровень допандемийного 2019 года. Основу экспорта составили шоколадные кондитерские изделия: 47,7%, или $ 338,6 млн. В натуральном выражении этот показатель составил 39,9% (131,7 тыс. т). Поставки шоколадной продукции за первые 6 месяцев 2021 года выросли на 21,8%. «Это самый высокий показатель по динамике роста среди всех видов кондитерских изделий, продаваемых за рубеж», — отмечают в АСКОНД. По итогам года поставки российского шоколада могут превысить $ 760 млн: 120 российских кондитерских компаний активно занимаются экспортной деятельностью, это на 72% больше, чем в 2019 году.

«Объединенные кондитеры» входят в пятерку лидеров по экспорту кондитерских изделий, прирост этого направления за первое полугодие текущего года составил 30%, рассказали «Новому проспекту» в пресс-службе холдинга «Объединенные кондитеры». Это стало возможным за счёт постепенного открытия границ и возобновления международной торговли, а также открытия новых направлений экспорта за счёт стран Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки.

«Если смотреть на динамику показателей экспорта кондитерских изделий, то она говорит о том, что в краткосрочной перспективе Российская Федерация имеет хорошие шансы стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий на рынок КНР, опередив Италию, а также войти в пятерку лидеров экспорта шоколада и шоколадных кондитерских изделий во Вьетнаме», — комментирует исполнительный директор АСКОНД Вячеслав Лашманкин. По итогам 2021 года Россия может войти в десятку мировых поставщиков шоколада, обогнав Швейцарию, считают в АСКОНД.

Среди экспортёров шоколадных изделий в Китай Россия уже сейчас занимает первое место, отметили в Федеральном центре развития экспорта продукции агропромышленного комплекса (ФГБУ «Агроэкспорт») при Минсельхозе РФ. По данным «Агроэкспорта», поставки российского шоколада в КНР выросли за последние 5 лет почти в 9 раз: если в 2015 году отправлялось 7 тыс. т шоколадных кондитерских изделий, то в 2020 — уже 64 тыс. т.

Росту поставок российского шоколада в Поднебесную содействует запуск Программы продвижения российской кондитерской продукции на рынок КНР, разработанной по заказу «Агроэкспорта» в 2020 году.

Тем временем в Европе производители шоколада из-за снижения числа туристов, раньше покупавших кондитерские изделия в качестве сувениров, переживают не лучшие времена. Так, в Австрии подал заявление о банкротстве производитель известных шоколадных конфет Mozart. Основанная в 1897 году фирма, чьи шоколадно-марципановые конфеты с портретом Моцарта стали визитной карточной Зальцбурга, оказалась не в состоянии платить зарплату сотрудникам и рассчитываться с многочисленными кредиторами.

Курс на здоровье

В 2021—2025 годах продажи шоколада и какао-продуктов в России будут восстанавливаться небольшими темпами (1,1-3,9% в год), отмечают в BusinesStat. В 2025 году в России, по оценке BusinesStat, будет продано 1,03 млн т шоколадной продукции, что на 12,8% превысит уровень 2020 года, но будет ниже уровня докризисного 2019-го на 2,2%. Рост продаж шоколада и какао-продуктов будут ограничивать ожидаемая стагнация доходов россиян и снижение численности населения страны.

Вместе с тем тренд на здоровый образ жизни будет способствовать росту спроса на шоколад с повышенным содержанием какао (более 70%), прогнозируют аналитики. Производители шоколада учитывают это и осваивают производство «здоровых сладостей». Тот же «Конфаэль» активно развивает линейку таких лакомств, как мармелад, иммунные коктейли, фитнес-батончики, конфеты с кальцием, каши, которые не содержат сахара, и в том числе шоколадную продукцию. Продажи компании за 2021 год сильно выросли именно в ЗОЖ-направлении, отмечает Галина Шукурова, поскольку в период пандемии люди стали больше внимания уделять здоровью и иммунитету.


шоколад кондитерские изделия продажи экспорт пищевое производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Решение правительства Индонезии ввести запрет на экспорт продукции из пальмового масла на неопределенный срок вывело этот продукт в топ мировой экономической и продовольственной повестки. С обзором того, что пишут на эту тему зарубежные СМИ, Дмитрий Наварра.
Российские власти приступили к воплощению идеи перевести в рубли оплату отечественного газа в «недружественные» страны. С завтрашнего дня расчеты пойдут по новым правилам. Партнер аналитического агентства RusEnergy Михаил Крутихин разъяснил «Новому проспекту» риски этой стратегии.
Самоизоляция и удаленка заставили россиян разнообразить сексуальную жизнь: рынок товаров для взрослых в России перевалил за 20 млрд рублей. Что происходит на этом рынке и какие у него перспективы в России, накануне Дня всех влюбленных выяснял «Новый проспект».

Правительство отменило НДС для туристических объектов на пять лет
02.07.2022
Газ в Европе дорожает третью неделю подряд
02.07.2022
В Италии готовятся к тяжелой зиме при остановке поставок газа из РФ
02.07.2022
PostEurop приостановила членство "Почты России" и "Белпочты"
02.07.2022
В Россию разрешили вернуться 47 тысячам граждан Киргизии, совершившим правонарушения
02.07.2022
Bloomberg: цены на нефть могут достичь $380 за баррель
02.07.2022
Стало известно, какие российские товары не попали под повышенные пошлины США
02.07.2022
Умер создатель образа Чебурашки, Леонид Шварцман. Мультипликатору был 101 год
02.07.2022
ВОЗ предупредила о возможном росте заболеваемости COVID-19 в России летом
02.07.2022
Президент Кипра: санкции против РФ нанесли удар по туризму
02.07.2022
Президент Болгарии выступил против закрытия посольства РФ
02.07.2022
Более 70% американцев высказались против нового президентского срока Байдена
02.07.2022
В Петербурге открыли памятную табличку погибшему главе МЧС России Евгению Зиничеву
02.07.2022
В Петербурге заработала новая смотровая площадка в центре города
02.07.2022
В "Петергофе" после реставрации открыли павильон Катальной горки
02.07.2022
Запуск первого арктического маршрута в Петербурге приурочили к 350-летию Петра I
02.07.2022
Пожарно-спасательный гарнизон Петербурга получил18 новых машин
02.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки