Шоколадные реки вышли к новым берегам. Экспорт российского шоколада растёт

За пандемию спрос на шоколад и какао-продукты в России снизился, однако объёмы производства растут, в том числе за счет экспорта. По итогам 2021 Россия впервые в истории может войти в ТОП-10 ведущих мировых экспортёров шоколада, обогнав Швейцарию. А на российских маркетплейсах продажи российских производителей в категории «фигурный шоколад» в 2021 году выросли на сотни процентов. Что происходит с российским шоколадом, разбирался «Новый проспект».

Как рассказали в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), согласно данным Росстата, по итогам первого полугодия 2021 года производство шоколадных кондитерских изделий в годовом выражении увеличилось на 6,5% (на 70,2 тыс. т). Эта тенденция, считают в АСКОНД, связана, скорее всего, с приближающимися новогодними праздниками.

На маркетплейсе Ozon продажи всех компаний в категории «фигурный шоколад» выросли с 1 января по 29 ноября 2021 года на 262,75%, почти до 70 млн рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре 2021 года клиенты Ozon заказали в 5,89 раза больше шоколадных фигурок, чем в ноябре 2020-го: продажи выросли с 3,7 млн до 23 млн рублей. На Wildberries продажи фигурного шоколада с 1 января по 29 ноября увеличились на 311%, сообщили «НП» в пресс-службе маркетплейса. Тенденцию подтверждают производители.

«Наши продажи на Ozon за 11 месяцев 2021 года выросли в 1,94 раза», — рассказывает Владимир Фоминцев, основатель компании ChocoBrand. В прошлом году ChocoBrand запустила продажи через маркетплейсы Ozon и AliExpress. На текущий день они составляют 20% от общего объёма продаж компании. Продажи ChocoBrand в 2020 году по сравнению с допандемийным 2019-м упали в 1,5 раза, но ближе к осени ситуация нормализовалась.

Новогодние розничные продажи в прошлом году начались после 20 ноября, все складские запасы ушли за несколько дней, говорит Владимир Фоминцев. Новогодние продажи 2021 стартовали на прошлой неделе, чему способствовала в том числе «черная пятница» (26-28 ноября). Оценить их объём Владимир пока не берётся.

«Спрос на фигурный шоколад вырос — примерно на 100% по сравнению с 2020 годом», — соглашается директор отдела маркетинга и PR шоколадной фабрики «Конфаэль» Галина Шукурова. В этом году, ориентируясь на высокий спрос, в «Конфаэль» сделали объемные скульптуры тигров — символов 2022 года — из пяти видов шоколада: горького, молочного, шоколада с апельсиновым вкусом и двух видов белого шоколада. По продажам в целом было определённое падение, связанное с локдаунами, вспоминает Галина Шукурова. «Падение продаж было в торговых центрах в пики пандемии, когда люди боялись лишний раз появляться в закрытых помещениях, а у нас точки продаж в основном размещены в торговых центрах, хотя и есть отдельные магазины, например бутик при самой фабрике».

Падение продаж в B2B секторе было связано с отменой многих мероприятий, однако, отмечает Галина Шукурова, на смену прежним клиентам пришли другие, «которые ранее дарили что-то иное, возможно более дорогое, а теперь переориентировались на универсальные гастрономические подарки и стали заказывать у нас подарочные наборы».

Кроме того, «Конфаэль» активно развивает продажи через собственный интернет-магазин. «Он и до пандемии с большим охватом работал в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а во время пандемии продажи переместились в онлайн, и серьёзная доля заказов пошла через интернет-магазин. Мы ждём, как отработаем сезон новогодних продаж, всё-таки наш бизнес сезонный, для нас ключевыми праздниками являются Новый год и гендерные праздники, это самые активные пики продаж».

Шоколад для Поднебесной

До пандемии продажи шоколада и какао-продуктов в России с 2016 года ежегодно росли на 1,9-3,0%, согласно аналитике BusinesStat. За 2019 год в России было продано около 1,05 млн т шоколадной продукции, что на 7,5% больше, чем в 2016 году. В 2020-м продажи снизились на 13,3%, до 0,91 млн т. Шоколад и какао-продукты — это дорогостоящий вид кондитерских изделий, и в условиях сокращения реальных доходов покупатели делали выбор в пользу менее затратной и более питательной мучной и сахаристой продукции.

Между тем экспорт кондитерских изделий из РФ по итогам первого полугодия 2021 года показал уверенный рост как в натуральном, так и в денежном выражении. По данным АСКОНД, объем поставок из России увеличился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 329,6 тыс. т на сумму $ 709,5 млн (рост в денежном выражении на 19,3%). Таким образом, объем экспорта кондитерских изделий превысил уровень допандемийного 2019 года. Основу экспорта составили шоколадные кондитерские изделия: 47,7%, или $ 338,6 млн. В натуральном выражении этот показатель составил 39,9% (131,7 тыс. т). Поставки шоколадной продукции за первые 6 месяцев 2021 года выросли на 21,8%. «Это самый высокий показатель по динамике роста среди всех видов кондитерских изделий, продаваемых за рубеж», — отмечают в АСКОНД. По итогам года поставки российского шоколада могут превысить $ 760 млн: 120 российских кондитерских компаний активно занимаются экспортной деятельностью, это на 72% больше, чем в 2019 году.

«Объединенные кондитеры» входят в пятерку лидеров по экспорту кондитерских изделий, прирост этого направления за первое полугодие текущего года составил 30%, рассказали «Новому проспекту» в пресс-службе холдинга «Объединенные кондитеры». Это стало возможным за счёт постепенного открытия границ и возобновления международной торговли, а также открытия новых направлений экспорта за счёт стран Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки.

«Если смотреть на динамику показателей экспорта кондитерских изделий, то она говорит о том, что в краткосрочной перспективе Российская Федерация имеет хорошие шансы стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий на рынок КНР, опередив Италию, а также войти в пятерку лидеров экспорта шоколада и шоколадных кондитерских изделий во Вьетнаме», — комментирует исполнительный директор АСКОНД Вячеслав Лашманкин. По итогам 2021 года Россия может войти в десятку мировых поставщиков шоколада, обогнав Швейцарию, считают в АСКОНД.

Среди экспортёров шоколадных изделий в Китай Россия уже сейчас занимает первое место, отметили в Федеральном центре развития экспорта продукции агропромышленного комплекса (ФГБУ «Агроэкспорт») при Минсельхозе РФ. По данным «Агроэкспорта», поставки российского шоколада в КНР выросли за последние 5 лет почти в 9 раз: если в 2015 году отправлялось 7 тыс. т шоколадных кондитерских изделий, то в 2020 — уже 64 тыс. т.

Росту поставок российского шоколада в Поднебесную содействует запуск Программы продвижения российской кондитерской продукции на рынок КНР, разработанной по заказу «Агроэкспорта» в 2020 году.

Тем временем в Европе производители шоколада из-за снижения числа туристов, раньше покупавших кондитерские изделия в качестве сувениров, переживают не лучшие времена. Так, в Австрии подал заявление о банкротстве производитель известных шоколадных конфет Mozart. Основанная в 1897 году фирма, чьи шоколадно-марципановые конфеты с портретом Моцарта стали визитной карточной Зальцбурга, оказалась не в состоянии платить зарплату сотрудникам и рассчитываться с многочисленными кредиторами.

Курс на здоровье

В 2021—2025 годах продажи шоколада и какао-продуктов в России будут восстанавливаться небольшими темпами (1,1-3,9% в год), отмечают в BusinesStat. В 2025 году в России, по оценке BusinesStat, будет продано 1,03 млн т шоколадной продукции, что на 12,8% превысит уровень 2020 года, но будет ниже уровня докризисного 2019-го на 2,2%. Рост продаж шоколада и какао-продуктов будут ограничивать ожидаемая стагнация доходов россиян и снижение численности населения страны.

Вместе с тем тренд на здоровый образ жизни будет способствовать росту спроса на шоколад с повышенным содержанием какао (более 70%), прогнозируют аналитики. Производители шоколада учитывают это и осваивают производство «здоровых сладостей». Тот же «Конфаэль» активно развивает линейку таких лакомств, как мармелад, иммунные коктейли, фитнес-батончики, конфеты с кальцием, каши, которые не содержат сахара, и в том числе шоколадную продукцию. Продажи компании за 2021 год сильно выросли именно в ЗОЖ-направлении, отмечает Галина Шукурова, поскольку в период пандемии люди стали больше внимания уделять здоровью и иммунитету.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня