Шесть к одному. Ленобласть готовит новую реформу дорожно-ремонтных служб

В следующем году Ленобласть приступит к завершающему этапу реформы дорожно-ремонтных служб, которая началась еще в конце 2017 года. По замыслу властей, шесть государственных предприятий, дорожно-ремонтных строительных управлений, которые сейчас самостоятельно работают на рынке объемом 3 млрд рублей в год, получат «одну голову». Эксперты считают, что эффективность реформы будет зависеть от профессионализма руководителя нового предприятия.

Власти Ленобласти планируют в 2023 году провести реформу в сегменте дорожно-ремонтных служб (ДРСУ), которые занимаются содержанием и строительством дорог. Об этом рассказал глава комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов. По его словам, уже в 2023 году планируется реорганизовать действующие шесть государственных предприятий — дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ). На их базе появятся два или одно государственное бюджетное учреждение (ГБУ) с теми же функциями: ремонт, содержание, строительство региональных дорог.

Предполагается, что у ГБУ будут филиалы во всех районах, то есть фактически действующая структура сохранится, но будет управляться централизованно. «Я считаю, что новая структура будет экономически более эффективной, в первую очередь потому, что сейчас у каждого ДРСУ есть свои отделы заказов и другие подразделения, которые будут оптимизированы. Кроме того, централизованное управление позволит филиалам в районах работать согласованно», — сообщил Денис Седов.

Кто в лес, кто по дрова

На данный момент в Ленобласти за содержание и ремонт региональных дорог отвечают семь ДРСУ, шесть из которых функционируют в формате государственных предприятий: Киришское, Лодейнопольское, Гатчинское, Приозерское, Волосовское и Пригородное №1 (отвечает за дороги Всеволожского и частично Выборгского районов). Еще одно предприятие (Тосненское ДРСУ) имеет организационно-правовую форму акционерного общества: 100% его акций принадлежат Леноблкомимуществу.

В зону ответственности ДРСУ входит содержание автомобильных дорог регионального значения (как асфальтированных, так и грунтовых) и искусственных сооружений на них. Например, зимой ДРСУ чистят дороги от снега и обрабатывают антигололедными материалами, а летом занимаются ямочным ремонтом дорожного покрытия. Кроме того, ДСРУ содержат автобусные остановки, барьерные ограждения и дорожные знаки, наносят вертикальную разметку, убирают мусор с обочин и косят на них траву.

Общая протяженность дорог регионального значения на территории Ленобласти составляет около 9,3 тыс. км.

«Сейчас ДРСУ работают по принципу «кто в лес, кто по дрова». У кого-то сложились отношения с муниципалами, у кого-то нет, и из-за этого возникают проблемы. Поэтому я считаю, что централизация ДРСУ будет и экономически эффективной, и идеологически правильной», — пояснил Денис Седов.

Как рассказали «Новому проспекту» в правительстве Ленобласти, созданное ГБУ сможет получать средства из бюджета на выполнение работ без конкурса, в рамках планового задания. Оно также сможет привлекать к работам подрядчиков любой формы собственности в рамках конкурса по 223-ФЗ либо заключать с компаниями прямой контракт. Это позволит ГБУ достаточно эффективно контролировать исполнение обязательств подрядчиками.

Одна голова — хорошо

Эксперты в целом считают инициативу областных властей своевременной: на фоне сокращения бюджетного финансирования дорожных работ в Ленобласти в 2023 году почти на 12% повышение эффективности освоения этих средств становится актуальным.

В 2022 году на содержание и ремонт региональных трасс в бюджете Ленобласти было заложено 2,9 млрд рублей. На эти средства было отремонтировано 230 км дорог. В 2023 году областная казна выделит на эти цели лишь 2,6 млрд рублей. Для того чтобы частично скомпенсировать урезанное финансирование, власти Ленобласти намерены обратиться в Минтранс с просьбой выделить федеральные средства на ремонт региональных дорог, задействованных в процессе реконструкции федеральных трасс. «Подобный опыт, когда большие стройки компенсируют нагрузку на областные трассы, есть», — отметил Денис Седов, приведя в пример ремонт дорог около Усть-Луги, где идет строительство газоперерабатывающего комплекса.

«Централизованное управление может быть действительно эффективным решением и поможет скоординировать работу всех предприятий и их филиалов», — считает заместитель председателя комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленобласти Даниил Федичев. Однако успех реформы, по его словам, будет зависеть от того, насколько профессиональным окажется руководство нового госпредприятия.

С госпредприятием проще договориться

Один из участников дорожной отрасли Ленобласти напомнил, что в регионе уже проводили реформу ДРСУ несколько лет назад. Тогда объединяли убыточные предприятия с прибыльными, и в целом финансовое положение ДРСУ удалось поправить.

«Если говорить про нынешнюю ситуацию, то создать единую компанию можно. Но лучше, чтобы это было акционерное общество, принадлежащее области. В таком случае его работа будет эффективной», — считает собеседник «НП».

Однако, по нынешнему замыслу областных чиновников, в дорожной отрасли в основном должны работать госпредприятия, поскольку им проще выполнять государственные задачи, «в то время как частнику в первую очередь важно получать прибыль».

С тем, что консолидация управления содержанием и ремонтом дорог под эгидой государства — правильное решение, согласен и глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. «Например, с госпредприятием и его филиалами проще договориться о расчистке трасс в снегопад или в другие критические моменты. Проще и с финансированием отрасли», — поясняет эксперт.

Дорожная пятилетка

Реформа дорожно-ремонтных служб в Ленобласти началась в конце 2017 года по инициативе губернатора Александра Дрозденко. Уже в начале 2018 года 17 районных дорожных ремонтно-строительных и ремонтно-эксплуатационных управлений были объединены в шесть более крупных структур.

Результаты консолидации порадовали чиновников: уже в конце 2018 года Юрий Запалатский, возглавлявший тогда областной комитет по дорожному хозяйству, отчитался об успешности реформы: пять из шести «новых» ДРСУ заканчивали год с прибылью.

С тех пор практически все укрупненные структуры из года в год, по данным СПАРК, показывали положительные финансовые результаты. Так, чистая прибыль ГП «Киришское ДРСУ» в 2021 году составила 1,55 млн рублей, ГП «Лодейнопольское ДРСУ» — 2,47 млн рублей, ГП «Гатчинское ДРСУ» — 98 тыс. рублей, ГП «Волосовское ДРСУ» — 789 тыс. рублей, ГП «Пригородное ДРСУ №1» — 584 тыс. рублей, ГП «Приозерское ДРСУ» — 4,55 млн рублей. Правда, и АО «Тосненское ДРСУ» с 2018 года также стало прибыльным: в 2021 году его чистая прибыль составила 3,39 млн рублей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным правительства Ленобласти, в 2023 году бюджет дорожного фонда составит 20 млрд рублей. Из них 8,9 млрд рублей пойдет на строительство и реконструкцию трасс, 5,6 млрд рублей — на ремонт и капремонт, 2,6 млрд рублей — на содержание трасс.

Актуально сегодня