Шесть из шести. «Уралхиму» предложили выбрать место на побережье
Поделитесь публикацией!

Шесть из шести. «Уралхиму» предложили выбрать место на побережье

Шесть из шести. «Уралхиму» предложили выбрать место на побережье

О планах «Уралхима» и подконтрольного ему «Уралкалия» миллиардера Дмитрия Мазепина построить в Ленинградской области морской терминал по перевалке минеральных удобрений стало известно в конце января 2019 года после совещания с участием губернатора Александра Дрозденко и заместителя министра транспорта России Юрия Цветкова. Предполагаемый объем инвестиций в проект составляет 50 млрд рублей.

«Уралхим» — один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Компания владеет морскими терминалами в Риге и Вентспилсе, где перегружается около 2 млн т удобрений в год, в том числе около 0,5 млн т аммиака. «Уралкалий» переваливает основные объёмы через «Балтийский балкерный терминал» в порту Санкт-Петербург.
По официальным прогнозам, холдинги увеличат перевалку азотных удобрений на 2 млн т к 2022 году, калийных — на 2 млн т к 2023 году (с перспективой переваливать ещё 1 млн т к 2024 году). Кроме того, к 2023 году компании собираются полностью перевести экспорт удобрений в российские порты. Как стало известно «НП», областные власти предложили инвестору на выбор шесть участков.

На юге и на северо-востоке

На южном берегу Финского залива «Уралхиму» предлагается 4 пятна: два в границах порта Усть-Луга, одно рядом и одно — в бухте Батарейная, где портовой инфраструктуры пока вообще нет. Впрочем, раньше в Батарейной располагалась база подводных лодок Балтийского флота, от которой кое-что осталась, например, пирс и железнодорожная насыпь. Ближайшая железнодорожная станция «Лебяжье» располагается в 13 километрах, требуются дноуглубительные работы.

Участок рядом с портом Усть-Луга — целина. Специалистам «Уралхима» предлагается выбрать место в одной из бухт Копорского залива, где нет и намека на портовую инфраструктуру. Там придется углублять дно, строить железную и автомобильную дороги, искать пресную воду, газ и электричество. Зато холдинг сможет там развернуться, ничем себя не ограничивая, — он будет первым на этом побережье и, надо полагать, долгое время единственным.

В границах порта Усть-Луга областное правительство предлагает бизнес-империи миллиардера Мазепина два участка.
Один располагается непосредственно в устье реки Луга на территории, где находится Региональный распределительно-накопительный грузовой узел, который контролирует ООО «Перегрузочный пункт». Участок занимает 130 гектаров, там требуется реконструкция железнодорожного подхода, углубление дна и переговоры с владельцами ООО.

Компания «Перегрузочный пункт» зарегистрирована в Ленинградской области в апреле 2011 года с уставным капиталом 3,1 млн рублей. Стопроцентным владельцем ООО является предприниматель Алексей Шуплов, генеральный директор — Рашид Нурмухометов.

Второй из предлагаемых в границах порта Усть-Луга участков располагается на территории, где находится терминал для обработки накатных и генеральных грузов, приёма паромов. Терминал называется «Новая гавань», он занимает почти 59 гектаров и сейчас не используется. Объект не входит в границы порта Усть-Луга географически, но юридически включён в состав порта в качестве отдельного грузового района. Это самый северный его терминал, что может рассматриваться как удобство с точки зрения судозаходов. Там нет железной дороги, но её строительство планируется. 

Для реализации проекта на территории «Новой гавани» представителям «Уралхима» придётся договариваться с бизнесменами Юрием Синкевичем и Денисом Щербаковым — основными владельцами ООО «Терминал Новая гавань» и «Морской промышленный комплекс «Новая гавань». Обе компании зарегистрированы в Кингисеппском районе Ленинградской области. ООО «Терминал Новая гавань» — в феврале 2006 года, ООО «Морской промышленный комплекс «Новая гавань» — в июне 2018-го. У обоих ООО уставный капитал составляет 10 000 рублей.

На северо-восточном берегу Финского залива вариантов для портового строительства меньше, оттого предложения более предсказуемы: либо в границах порта Высоцк, либо в порту Приморск рядом с его нынешней границей.

В порту Высоцк нет проблем с железной и автомобильной дорогами, но для выбора участка потребуется проведение изысканий и определение границ санитарно-защитных зон с учётом совместимости грузов. Нынешние терминалы порта удалены друг от друга, там строятся завод по производству сжиженного природного газа и терминал по его перегрузке.

В порту Приморск нет пока ни железных, ни автомобильных дорог, но зона входит в сферу интересов одного из самых амбициозных в России морских инвесторов — миллиардера Ильи Трабера с его ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс» («Приморский УПК»).

ООО «Приморский УПК» зарегистрировано 5 ноября 2015 года в Ленинградской области с уставным капиталом 200 тыс. рублей. ООО принадлежит пяти физическим лицам: Илье Траберу (26%) и его деловым партнерам Рамису Дебердееву (26%), Владимиру Даниленко (16%),  Сергею Пупко (16%), Артёму Бегуну (16%). 

14 февраля 2019 года областной губернатор Александр Дрозденко подписал с Рамисом Дебердеевым инвестиционное соглашение на 90 млрд рублей. В соответствии с ним ООО «Приморский УПК» к 2022 году на 720 гектарах в порту Приморск должно построить морской перегрузочный комплекс с терминалами по перевалке угля, минеральных удобрений, зерна, контейнеров и генеральных грузов.

Выходит, что областное правительство предлагает и «Уралхиму» вписаться в этот проект, построив свой терминал в составе единого перегрузочного комплекса с «Приморским УПК». Правда, и тут Дмитрию Мазепину предстоит сперва  договориться с Ильёй Трабером.

Безусловный лидер

В 2018 году в российских портах Балтики перевалено 11,4 млн т минеральных удобрений (65% всего российского экспорта этой продукции), не считая перевалки в специализированной таре — биг-бэгах и балк-контейнерах, которая в официальную статистику Администрации морских портов Балтийского моря не входит. 

Около 63% перевалки минеральных удобрений в отечественных портах Балтики уже под контролем Мазепина: принадлежащее «Уралкалию» АО «Балтийский балкерный терминал» в Большом порту Санкт-Петербург отгрузило в прошлом году почти 7,2 млн т. Более того, бизнес-структура Дмитрия Мазепина на данный момент единственная на российском северо-западе представляет собой полностью замкнутый цикл — от производства минеральных удобрений до их транспортировки и экспорта. Остальные стивидоры нашей акватории выполняют в этом секторе бизнеса роль грузчиков — они только переваливают минеральные удобрения.

Таким образом, сегодня решается вопрос о том, что «Уралхим» миллиардера Мазепина станет абсолютным лидером рынка перевалки минеральных удобрений в российских портах Балтийского моря. Ему осталось лишь выбрать одно из шести мест, предложенных правительством Ленинградской области. В «Уралхиме» на запрос комментария пока не отреагировали, но мы предоставим компании возможность высказаться в любой момент. 

Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева полагает, что самым удачным был бы вариант строительства терминала в составе единого перегрузочного района с «Приморским УПК», размещение которого предполагается вблизи существующей границы порта Приморск. «Там имеется возможность совместного участия в строительстве подъездных путей (6 км железной дороги до станции «Ермилово»), в расширении существующих или строительстве новых автомобильных дорог), в организации снабжения водой, электричеством и газом. Участок имеет хорошие естественные морские подходы и является глубоководным», — считает эксперт.

Первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова обращает внимание на важность серьёзного подхода к такому вопросу. По её словам, для принятия решения о месте размещения морского терминала по перевалке минеральных удобрений необходимо рассчитать множество факторов. «Но, на первый взгляд, для размещения терминала по перевалке минеральных удобрений лучше подойдёт порт Усть-Луга. Я исхожу из следующих факторов: меньшее расстояние от производителя до порта, наличие магистральных автодорожных и железнодорожных подходов к порту, имеющих запас пропускной способности, наличие необходимых  мощностей инженерной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение)», — сказала Светлана Воронцова корреспонденту «НП».

Директор по направлению «логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин считает, что на данном этапе спрогнозировать, какой выбор сделает «Уралхим», не представляется возможным: слишком много факторов предстоит оценить инвестору, чтобы принять решение. К тому же многое зависит и от позиции владельцев уже существующих портовых активов, выяснить которую пока не удалось. Телефоны ООО «Перегрузочный пункт» и «Терминал Новая гавань» в период подготовки этой публикации не отвечали, на отправленные в эти компании редакционные запросы ответов пока не было. В ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера редакционный запрос «Нового проспекта» также проигнорировали.

Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Инфографика: Константин Мшагский

 

Возврат к списку