Щепки летят. Новый закон может парализовать работу лесопилок

Минпромторг собирается запретить экспорт древесных плит и технологической щепы. Из-за этого могут закрыться многие лесопильные производства Северо-Запада на границе с Финляндией. Их совокупный оборот превышает 20 млрд рублей в год. 

Минпромторг в феврале подготовил проект постановления правительства, предлагающий включить древесно-стружечные плиты (ДСП) в перечень важных для внутреннего рынка России товаров, на которые могут быть установлены ограничения или запрет экспорта. Предлагается также ограничить экспорт технологической щепы или стружки хвойных пород, которые могут служить сырьем для выпуска ДСП. Проект документа размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

В пояснительной записке к постановлению отмечается, что сейчас активно растет экспорт ДСП (на 15,8% в 2020 году по сравнению с 2019 годом), а объем его производства сокращается (на 1,5% за тот же период). Эта ситуация негативно влияет на работу мебельных предприятий, которые используют ДСП. Вместе с тем с сентября 2020 года отмечается взрывной рост потребности ‎в мебельной продукции, вызванный отложенным спросом со стороны потребителей. Такая ситуация увеличивает спрос на ДСП на внутреннем рынке, который ограничивает растущий экспорт, указано в записке.

Что такое хорошо и что такое плохо

Предлагаемые Минпромторгом нововведения, судя по всему, обернутся благом для производителей ДСП и мебельщиков. Но одновременно из-за запрета экспорта технологической щепы резко снизится рентабельность средних и небольших региональных лесопильных производств, в частности, расположенных рядом с границей с Финляндией. 

Как поясняют участники рынка, все лесопильные предприятия Северо-Запада и других регионов производят технологическую щепу, которая традиционно служит сырьем для производства целлюлозы. Она также может использоваться для выпуска ДСП. Но обычно производители используют другие виды отходов деревообработки: технологические дрова, сучья, стружки, опилки и так далее. 

«На Северо-Западе нет ЦБК, которые принимают технологическую щепу со стороны. Целлюлозно-бумажные комбинаты входят в крупные холдинги, которые получают сырье от дружественных предприятий в рамках холдинга (например Серегжский ЦБК) или самостоятельно перерабатывают древесные балансы (как «Интернешнл Пейпер»)», — рассказывает генеральный директор Приозерского лесокомбината Александр Озеров.

«При этом в регионе всего два предприятия, которые занимаются выпуском ДСП — в Карелии и в Ленобласти. Они потребляют незначительный объем сырья», — сообщает глава Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. По его словам, в регионе наблюдается избыток сырья для производства ДСП, в том числе технологической щепы. 

Финнам очень повезет

В такой ситуации хорошее решение проблемы нашли лесопильные заводы, расположенные рядом с Финляндией. Они поставляют технологическую щепу на финские ЦБК, причем по более высокой, чем на российском рынке, цене. 

Между тем представители перерабатывающей промышленности отмечают, что запрет экспорта технологической щепы не поддержит ни производство ДСП, ни мебели. «Для мебельщиков было удивительно предложение о включении щепы в перечень важных для внутреннего рынка России товаров, на которые могут установить запрет экспорта. Эта продукция не используется в производстве ДСП, которые являются сырьем для мебельных предприятий. Так что стабилизировать ситуацию с дефицитом древесно-стружечных плит этот запрет не поможет», — комментирует гендиректор Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России Тимур Иртуганов.

«Если экспорт будет запрещен, лесопильные заводы не смогут продавать щепу вообще, поскольку в СЗФО ее покупать не будут. А везти товар на дальние расстояния экономически невыгодно», — отмечает Александр Озеров. 

«Вместе с тем доля технологической щепы при производстве пиломатериалов составляет от 30 до 40%, это очень значительный объем. Если мы не сможем продавать продукцию на внутреннем рынке, экономика предприятий рухнет. Многие будут работать с нулевой рентабельностью или окажутся на грани закрытия», — поясняет гендиректор ООО «Карлис-Пром» Марина Шарапова. 

По ее словам, особенно сложно будет предприятиям сейчас, когда цена на сырье для лесопиления повысилась на 20%, а прибыльность в отрасли снижается. 

«Новые правила будут ударом для отрасли и разрушат уже давно сложившиеся экономические связи. И даже если лесопильным заводам удастся наладить продажи внутри страны, российские ЦБК будут предлагать за технологическую щепу гораздо более низкую цену, чем финские предприятия. В итоге это грозит отрасли коллапсом», — считает генеральный директор ООО «Мется Свирь» Вячеслав Канатов. По словам Марины Шараповой, в России цена на щепу может быть в 1,5–2 раза ниже, чем в Финляндии. 

В итоге грядущие изменения коснутся минимум 10 крупных и средних предприятий в Карелии, Новгородской и Ленинградской областях. Это в том числе «Приозерский лесокомбинат» и предприятия концерна Metsa в Ленобласти, завод «Стора Энсо» и «Карлис-Пром» в Карелии, ООО «Сетново» в Новгородской области и ряд других заводов. По данным «Картотеки.ру», их годовая выручка составляет около 20 млрд рублей. 

Экологические проблемы на горизонте

Представители отрасли говорят и о других негативных последствиях запрета экспорта щепы. По словам Тимура Итурганова, в стране сейчас нет достаточного количества мощностей, чтобы перерабатывать всю образующуюся технологическую щепу. Существующие предприятия по выпуску плит не справляются с таким объемом. «Как следствие, огромное количество щепы (продукта, который можно вторично использовать) будут вынужденно утилизировать — складировать на мусорных полигонах», — говорит он. 

Впрочем, ситуация может быть не такой плачевной, как кажется, считает эксперт. «Внесение какой-либо продукции в перечень еще не означает фактического запрета на ее экспорт. Для этого необходимо издание специального распоряжения правительства, что может занять до нескольких месяцев», — говорит Тимур Итурганов.

«Но лучшим выходом из ситуации было бы решение Минпромторга вывести из-под запрета экспорт технологическую щепу, при этом сохранив ограничения на вывоз для ДСП», — заключил Александр Озеров. 

Справка «Нового проспекта»:

В 2019 году объемы заготовки древесины в Северо-Западном федеральном округе составили более 50,5 млн м3, что на 3% больше, чем годом ранее (данные аналитического портала wood.ru). Сведений по объемам переработки за 2019 год ни у Росстата, ни у аналитиков нет. По сообщению Росстата, за 2018 год произведено 7,9 млн м3 лесоматериалов, в том числе 2,5 млн м3 древесных плит.

Актуально сегодня