Шапка пацана
Фото: кадр из сериала «Слово пацана»
Шапки-вольтовки, футболки, календари и наклейки по мотивам нашумевшего отечественного сериала «Слово пацана» разлетаются как горячие пирожки. Тренд подхватили производители и продавцы в России и за рубежом. Мода продержится долго, уверены предприниматели.
Сериал «Слово пацана» стал самым успешным в России в 2023 году. По данным сервиса «Кинопоиск Pro», он уже несколько месяцев занимает первое место в рейтинге. Такая популярность сразу отразилась на продажах одежды и мерча: предприниматели добавили в свой ассортимент десятки товаров и ждут пика продаж в феврале.
Как в кино
На Wildberries по запросу «Слово пацана» больше 90 тыс. предложений, на Ozon — 27 тыс. Там есть всё или почти всё: свитера и трусы, свитшоты и значки, стикеры и даже наклейки на ногти, созданные по мотивам фильма. Десятки интернет-магазинов продают футболки и чехлы для телефонов. На волне моды появляются и новые, специализирующиеся только на продаже вещей «как в кино». Выбор огромный, покупателю не составит труда приобрести лук точь-в-точь как у героев фильма.
«Заметно увеличились продажи спортивных костюмов, стилизованных под 90-е. Такие костюмы пользуются популярностью уже больше года, сериал же подогрел интерес примерно вдвое. Большой спрос на футболки с надписями «Чушпан», «Не чушпан», «Пацан», «Пацаны не извиняются» и др.», — делится маркетолог интернет-магазина одежды и аксессуаров с принтами «standard.Где бирка!» Владимир Шмаков.
Магазин оригинальных подарков Boorsh.ru разрабатывает и продает цифровые шаблоны для изготовления подарков. «По многочисленным просьбам мы выпустили два набора по мотивам сериала, которые пользуются одинаковой популярностью: карточки для купюр и пивной набор. Новую продукцию выпускать пока не планируем, но спрос рождает предложение», — рассказали в интернет-магазине boorsch.ru.
Куртка по цене квартиры
На «Авито» теперь часто встречается шерстяная шапка-вольтовка с широким козырьком. Именно такую носил в фильме Андрей Пальто. Свое название она получила за узор в виде синусоиды, напоминающий переменный ток. «Раритет» стоит от 900 до 1500 рублей.
За шапками следуют олимпийки «как у Mарaтa», за них просят 1900-2500 рублей. Популярны и более дешевые вещички: кружки, брелоки и наклейки с фразами из сериала.
Впрочем, есть и нестандартные предложения. Жительница Москвы предлагает вишнёвую «девятку» из «Слово пацана» для съемок. «Cдaю в аpенду свой автомoбиль BAЗ-2109. Сoстояниe идеальное, настоящая «капcулa врeмeни»: cтoял в тeплом гарaжe, выeзжaл толькo летом на дачу», — пишет она. Аренду на час она предлагает за 3 тыс. рублей. Авто арендуют для фотосессий, свадеб и съемок клипов.
Впрочем, не все товары такие бюджетные. «Ретро шарф мохеровый» выставлен за 500 тыс. рублей. «Теплый, классный, модный!» — рекламирует товар владелец. «Свитер как у Вовы Адидаса» стоит 4 млн рублей. Впрочем, это еще цветочки. Самый дорогой товар — фиолетовая куртка «как у Марата» за 5,5 млн рублей. «Российско-канадское производство. Новая, с биркой, 1992 года», — хвалит свое сокровище продавец из Москвы.
Дошли до Австралии
Тема популярна не только в России, но и за ее пределами. Автора данных строк недавно спросил приятель из Австралии, что такое пацан. Оказывается, в местной лавке он увидел кепку из России с такой надписью. Но это, конечно, экзотика. А вот в Белоруссии и Казахстане такие вещи найти несложно: их продают и в магазинах, и онлайн. На одном из рынков Таллина футболки «для пацанов» тоже выставлены на видном месте, а предприниматель в Латвии печатает и продает винные этикетки по мотивам сериала.
В интернет-магазинах и на маркетплейсах можно найти популярную продукцию с доставкой по миру. Одним из первых эту нишу осваивает магазин SlovoPacana, который делает ставку на свитшоты, худи и чехлы для телефонов. Он высылает их по Европе, в США, Австралию, Гонконг и некоторые другие страны.
Кто с пацанами
Хотя сериал показывает события конца 1980-х годов, наибольший интерес к нему проявляют те, кто в то время еще не родился, — молодежь до 25 лет (97% знают о сериале, 40% смотрели), согласно опросу ВЦИОМа. Возможно, их волнуют судьбы героев, близких им по возрасту. Эта категория, по словам предпринимателей, — активные покупатели продукции.
«Много заказов от молодежи из регионов, из небольших городов. Там в основном заказывают простые недорогие вещички стоимостью до 800 рублей. Жители Москвы, Петербурга, Казани готовы выложить за понравившуюся вещь до 3 тыс. рублей. Пик продаж мы ожидаем в феврале, перед праздниками», — рассказывает директор одного из магазинов.
По его словам, среди покупателей много мужчин. Женщины тоже покупают, но часто — в подарок друзьям и близким.
«Сериал «Слово пацана» я не смотрела и, скорее всего, смотреть не буду, а вот шапку приобрела для своего папы, — делится одна из покупательниц. — В молодости он носил такую же, только без козырька. Эта вещь, я уверена, подарит ему воспоминания о молодости».
Предприниматели считают, что мода не сиюминутная. «Еще как минимум год интерес будет сохраняться, — предполагает Владимир Шмаков из «standard.Где бирка!».
«Продукция популярна потому, что стало модным ностальгировать над славными временами, в которых прошло наше детство. Cпрос сохранится достаточно долго. Думаю, зритель отправит сериал на заветную полочку с нетленками, такими как «Брат», «Брат2», «Жмурки», «Бригада» и др.», — говорит сотрудница интернет-магазина boorsch.ru.