Новый проспект
Статьи

"Шаляпин" без оперы

Прочитано: 103

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Суд признал законным регистрацию товарного знака «Шаляпин», не усмотрев в нем ассоциаций с именем прославленного русского баса. Ранее бороться с использованием фамилий родителей в коммерческих целях уже приходилось Константину Райкину и дочери Юрия Гагарина. Практика рассмотрения таких споров остается крайне противоречивой.

Действующий Гражданский кодекс РФ запрещает регистрацию в качестве товарных знаков имен, псевдонимов, портретов и факсимиле известных в России лиц без согласия наследников, вот только вопрос известности оценивается крайне субъективно. Права на спорные обозначения нередко заявляют и однофамильцы знаменитостей.


Фабрика неизвестности

Заявку на регистрацию обозначения «Шаляпин караоке» для предоставления развлекательных услуг (в том числе клубов, шоу-программ, выпуска музыкальной продукции и иных) подала красноярский индивидуальный предприниматель Олеся Акимова. Отклоняя её, Роспатент указал на недопустимость использования фамилии известного оперного певца Федора Шаляпина. «Словесный элемент «Шаляпин» применительно к услугам, связанным с развлечениями, способен вызывать у потребителей правдоподобные ассоциации с разными источниками происхождения. Тот факт, что Акимова О.А. не имеет отношения к таким источникам, свидетельствует о способности заявленного обозначения ввести потребителей в заблуждение», — констатировали в патентном ведомстве.

Оспаривая это решение, заявитель указывала на уже зарегистрированные бренды, в том числе водку «Федор Шаляпин» (причем с портретом певца), одноименную гостиницу и напитки, кафе «Пушкинъ» и бар «Булгаков». Кроме того, поиск в Google выявил и других носителей фамилии, связанных с культурой и искусством: стендап-комика Александра Шаляпина (скончался в прошлом году), 73-летнего заслуженного артиста Анатолия Шаляпина и 37-летнего Прохора — финалиста «Фабрики звёзд» и ведущего прогноза погоды на «НТВ». Наконец, в Петербурге действуют два ресторана «Шаляпин»: в центре города и Курортном районе.

Оценив доводы, Суд по интеллектуальным правам усомнился, что у современного потребителя фамилия «Шаляпин» будет ассоциироваться именно с Федором Ивановичем, поэтому служители Фемиды пришли к выводу, что заявленное красноярским предпринимателем обозначение не способно ввести потребителей в заблуждение относительно оказывающего услуги лица. Принятое в пользу Олеси Акимовой решение о регистрации спорного знака поддержала и кассационная коллегия.


Первый среди равных

Героями аналогичных споров были и многие другие фамилии, причем в большинстве случаев Роспатент занимал сторону исторических личностей и их наследников. Так, принадлежащему отельеру Анатолию Полянкину ООО «Центр культуры искусства и досуга имени А. Райкина» не удалось получить права на бренд «Райкин Plaza Hotel». Против такой регистрации выступал сын известного советского комика и популярный актер Константин Райкин.

Больше 2 лет с ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский» боролась Елена Гагарина, дочь первого космонавта планеты. Её оппоненты апеллировали к известным однофамильцам, в том числе княжескому роду Гагариных, советскому академику-химику Юрию Гагарину и другим, равно как и к тому, что Гагаринские улица и набережная в Санкт-Петербурге и переулок в Москве появились еще в XVII веке. Более того, только 22% участников проведенного опроса однозначно указали на наличие устойчивой ассоциации словесного обозначения «Гагаринский» с фамилией космонавта и космосом в целом. «Таким образом словесный элемент «Гагаринский» сам по себе не может являться указанием на конкретную историческую личность, поскольку толкование данного слова требует рассуждений и домысливания, которые могут быть различны», — утверждали чиновники. Но Суд по интеллектуальным правам подтвердил законное право дочери первого космонавта планеты отстаивать имя своего отца.

В другом случае служители Фемиды предписали зарегистрировать товарный знак «Обломов». В патентном ведомстве ассоциировали его с псевдонимом музыканта Васи Обломова, который против использования такого бренда не возражал. «Роспатент не может защищать частный интерес по собственной инициативе», — заключил суд.


В поисках авторитета

Решение суда в отношении бренда «Шаляпин» многим специалистам по интеллектуальному праву кажется спорным. По мнению директора коммуникационного агентства Generation Brand Бориса Григорьева, безусловным способом определения степени известности именных брендов являются поисковые системы и их способность ранжировать сайты в зависимости от их реальной популярности у пользователя. «Первая страница поисковой выдачи не оставит сомнений, о ком идёт речь, а кто самозванец. Так, 9 из 10 первых ссылок по слову «Шаляпин» в Яндексе указывают на Фёдора Ивановича, и только одна — на поп-исполнителя Прохора. На первой странице Google Федор Шаляпин имеет всего две ссылки, Прохор три, четыре оставшиеся ведут на одноименные отели. Итого с репутацией 71 из 100 возможных побеждает Федор Шаляпин», — заключает эксперт.

«Безусловно, бренды с фамилиями исторических личностей уже заранее узнаваемы, легче запоминаются и не требуют соответствующих расходов на рекламу, — отмечает Кристина Воженникова из юридической фирмы «Интеллектуальный капитал». — Поэтому закон запрещает регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков без согласия наследников исторических персон. При этом оценивается ассоциация у современных потребителей — известность личности на дату подачу заявки».


Свое лицо

Зато в сложном положении оказался московский предприниматель Денис Бурлаков, попытавшийся зарегистрировать в качестве бренда собственную фамилию. Эксперты патентного ведомства признали её слишком распространенной (по оценке Медико-генетического научного центра, она входит в топ-2000) и, следовательно, не обладающей различительной способностью. Оспаривая эти выводы, бизнесмен указывал на ассоциацию заявленного обозначения со словом «бурлак»: согласно словарю Даля, это крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда. Но коллегия Роспатента пришла к выводу, что фамилия Бурлаков часто упоминается в связи с совершенно разными людьми, осуществляющими свою деятельность в различных сферах общественной жизни: «Это обусловливает признание необходимости нахождения данной достаточно распространенной в России фамилии в свободном использовании этими людьми, равноправными носителями наряду с заявителем», — отмечается в заключении патентного ведомства.

А вот Сергею Нектову удалось защитить своё имя в качестве бренда. По данным исследований, в России эту фамилию носят всего 177 человек. По мнению Кристины Воженниковой, для регистрации фамилии и имени как наименования собственного бренда необходимо, чтобы они обладали различительной способностью. «Такого эффекта можно добиться путем создания неповторимого комбинированного обозначения, в котором словесный элемент будет сочетаться с набором изобразительных. В свою очередь, регистрация фамилии известного политика либо иного деятеля, даже если такую заявку подает его однофамилец, исходя из сложившейся практики признается противоречащей общественным интересам», — констатирует юрист.


суд Судебная практика интеллектуальное право интеллектуальная собственность бренды Право
Другие статьи автора Читайте также по теме
Верховный суд России готов подтвердить право граждан на возмещение вреда за причинение практически любого физического или нравственного страдания. Подготовленные им разъяснения призваны защитить россиян от произвола правоохранителей и чиновников, но на деле могут обернуться ограничением свободы слова.
Арбитражный суд обязал Балтийский завод оплатить ядерное топливо, использованное при испытаниях универсальных атомных ледоколов серии 22220. Позиция судей может обойтись петербургским судостроителям в 0,2 млрд рублей.
Законодатели начали готовится к новому этапу мобилизации — разрешили призыв на службу бывших заключенных. На днях Владимир Путин подписал соответствующий закон. Но и без этих законодательных новелл под ружье были поставлены подследственные, а по некоторой информации завербованы и заключенные. «Новый проспект» спросил юристов, насколько это законно.

ЦБ: 2022 год станет убыточным для банковского сектора
11.11.2022
Поставки в Россию вина из Узбекистана выросли в этом году в 4,5 раза
11.11.2022
В Финляндии предложили отменить второе гражданство для россиян
11.11.2022
В Петербурге отрепетировали зимнюю уборку снега
11.11.2022
Петербургские предприниматели получат налоговые льготы в размере 7,6 млрд рублей
11.11.2022
В Петербурге побит второй подряд рекорд среднесуточной температуры в ноябре
11.11.2022
Минторг США лишил экономику РФ статуса рыночной из-за влияния государства
11.11.2022
Банкротство Twitter не исключено, заявил Маск
11.11.2022
Турецкий Koton заменит ушедший из России британский Marks and Spencer в ТРК "Лето"
11.11.2022
Дождь и + 12 градусов: какая погода будет в Петербурге 11 ноября
11.11.2022
Жителям Петербурга запретят гулять по воде с 15 ноября
11.11.2022
Фабрики IKEA под Петербургом могут продать к Новому году
11.11.2022
В Петербурге презентовали облик нового аэропорта в Левашово
10.11.2022
Тихвинский вагоностроительный завод погасит задолженность перед "Северсталью"
10.11.2022
Падение ВВП по итогам года окажется меньше ожиданий, считает Кудрин
10.11.2022
Европарламент одобрил принятие Хорватии в Шенгенскую зону
10.11.2022
Аэропорт Пулково увеличил пассажиропоток по сравнению с прошлым годом
10.11.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки