"Шаляпин" без оперы
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Суд признал законным регистрацию товарного знака «Шаляпин», не усмотрев в нем ассоциаций с именем прославленного русского баса. Ранее бороться с использованием фамилий родителей в коммерческих целях уже приходилось Константину Райкину и дочери Юрия Гагарина. Практика рассмотрения таких споров остается крайне противоречивой.
Действующий Гражданский кодекс РФ запрещает регистрацию в качестве товарных знаков имен, псевдонимов, портретов и факсимиле известных в России лиц без согласия наследников, вот только вопрос известности оценивается крайне субъективно. Права на спорные обозначения нередко заявляют и однофамильцы знаменитостей.
Фабрика неизвестности
Заявку на регистрацию обозначения «Шаляпин караоке» для предоставления развлекательных услуг (в том числе клубов, шоу-программ, выпуска музыкальной продукции и иных) подала красноярский индивидуальный предприниматель Олеся Акимова. Отклоняя её, Роспатент указал на недопустимость использования фамилии известного оперного певца Федора Шаляпина. «Словесный элемент «Шаляпин» применительно к услугам, связанным с развлечениями, способен вызывать у потребителей правдоподобные ассоциации с разными источниками происхождения. Тот факт, что Акимова О.А. не имеет отношения к таким источникам, свидетельствует о способности заявленного обозначения ввести потребителей в заблуждение», — констатировали в патентном ведомстве.
Оспаривая это решение, заявитель указывала на уже зарегистрированные бренды, в том числе водку «Федор Шаляпин» (причем с портретом певца), одноименную гостиницу и напитки, кафе «Пушкинъ» и бар «Булгаков». Кроме того, поиск в Google выявил и других носителей фамилии, связанных с культурой и искусством: стендап-комика Александра Шаляпина (скончался в прошлом году), 73-летнего заслуженного артиста Анатолия Шаляпина и 37-летнего Прохора — финалиста «Фабрики звёзд» и ведущего прогноза погоды на «НТВ». Наконец, в Петербурге действуют два ресторана «Шаляпин»: в центре города и Курортном районе.
Оценив доводы, Суд по интеллектуальным правам усомнился, что у современного потребителя фамилия «Шаляпин» будет ассоциироваться именно с Федором Ивановичем, поэтому служители Фемиды пришли к выводу, что заявленное красноярским предпринимателем обозначение не способно ввести потребителей в заблуждение относительно оказывающего услуги лица. Принятое в пользу Олеси Акимовой решение о регистрации спорного знака поддержала и кассационная коллегия.
Первый среди равных
Героями аналогичных споров были и многие другие фамилии, причем в большинстве случаев Роспатент занимал сторону исторических личностей и их наследников. Так, принадлежащему отельеру Анатолию Полянкину ООО «Центр культуры искусства и досуга имени А. Райкина» не удалось получить права на бренд «Райкин Plaza Hotel». Против такой регистрации выступал сын известного советского комика и популярный актер Константин Райкин.
Больше 2 лет с ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский» боролась Елена Гагарина, дочь первого космонавта планеты. Её оппоненты апеллировали к известным однофамильцам, в том числе княжескому роду Гагариных, советскому академику-химику Юрию Гагарину и другим, равно как и к тому, что Гагаринские улица и набережная в Санкт-Петербурге и переулок в Москве появились еще в XVII веке. Более того, только 22% участников проведенного опроса однозначно указали на наличие устойчивой ассоциации словесного обозначения «Гагаринский» с фамилией космонавта и космосом в целом. «Таким образом словесный элемент «Гагаринский» сам по себе не может являться указанием на конкретную историческую личность, поскольку толкование данного слова требует рассуждений и домысливания, которые могут быть различны», — утверждали чиновники. Но Суд по интеллектуальным правам подтвердил законное право дочери первого космонавта планеты отстаивать имя своего отца.
В другом случае служители Фемиды предписали зарегистрировать товарный знак «Обломов». В патентном ведомстве ассоциировали его с псевдонимом музыканта Васи Обломова, который против использования такого бренда не возражал. «Роспатент не может защищать частный интерес по собственной инициативе», — заключил суд.
В поисках авторитета
Решение суда в отношении бренда «Шаляпин» многим специалистам по интеллектуальному праву кажется спорным. По мнению директора коммуникационного агентства Generation Brand Бориса Григорьева, безусловным способом определения степени известности именных брендов являются поисковые системы и их способность ранжировать сайты в зависимости от их реальной популярности у пользователя. «Первая страница поисковой выдачи не оставит сомнений, о ком идёт речь, а кто самозванец. Так, 9 из 10 первых ссылок по слову «Шаляпин» в Яндексе указывают на Фёдора Ивановича, и только одна — на поп-исполнителя Прохора. На первой странице Google Федор Шаляпин имеет всего две ссылки, Прохор три, четыре оставшиеся ведут на одноименные отели. Итого с репутацией 71 из 100 возможных побеждает Федор Шаляпин», — заключает эксперт.
«Безусловно, бренды с фамилиями исторических личностей уже заранее узнаваемы, легче запоминаются и не требуют соответствующих расходов на рекламу, — отмечает Кристина Воженникова из юридической фирмы «Интеллектуальный капитал». — Поэтому закон запрещает регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков без согласия наследников исторических персон. При этом оценивается ассоциация у современных потребителей — известность личности на дату подачу заявки».
Свое лицо
Зато в сложном положении оказался московский предприниматель Денис Бурлаков, попытавшийся зарегистрировать в качестве бренда собственную фамилию. Эксперты патентного ведомства признали её слишком распространенной (по оценке Медико-генетического научного центра, она входит в топ-2000) и, следовательно, не обладающей различительной способностью. Оспаривая эти выводы, бизнесмен указывал на ассоциацию заявленного обозначения со словом «бурлак»: согласно словарю Даля, это крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда. Но коллегия Роспатента пришла к выводу, что фамилия Бурлаков часто упоминается в связи с совершенно разными людьми, осуществляющими свою деятельность в различных сферах общественной жизни: «Это обусловливает признание необходимости нахождения данной достаточно распространенной в России фамилии в свободном использовании этими людьми, равноправными носителями наряду с заявителем», — отмечается в заключении патентного ведомства.
А вот Сергею Нектову удалось защитить своё имя в качестве бренда. По данным исследований, в России эту фамилию носят всего 177 человек. По мнению Кристины Воженниковой, для регистрации фамилии и имени как наименования собственного бренда необходимо, чтобы они обладали различительной способностью. «Такого эффекта можно добиться путем создания неповторимого комбинированного обозначения, в котором словесный элемент будет сочетаться с набором изобразительных. В свою очередь, регистрация фамилии известного политика либо иного деятеля, даже если такую заявку подает его однофамилец, исходя из сложившейся практики признается противоречащей общественным интересам», — констатирует юрист.