Шаг к вертикали. «Инвитро» диверсифицирует бизнес в Петербурге
Группа «Инвитро», один из лидеров российского рынка лабораторной диагностики, открыла в Петербурге первый многопрофильный медицинский центр. Эксперты считают, что диверсификация бизнеса оправдана: места для горизонтального расширения на местном рынке почти не осталось.
Группа компаний «Инвитро» в апреле 2021 года открыла в центре Петербурга, у станции метро «Лиговский проспект», первый в городе многопрофильный медицинский центр. Клиника заняла коммерческие помещения на первом этаже жилого дома по адресу Лиговский пр., 109. Объем инвестиций в открытие составил около 25 млн рублей, сообщили в компании. Сейчас пациентов принимают 18 врачей: как узких специалистов, так и семейных докторов. Средний чек — 2,5 тыс. рублей, что соответствует верхнему порогу рынка.
В самой «Инвитро» поясняют, что вертикальная диверсификация бизнеса в Петербурге была в планах компании, но пандемия ее ускорила. Действительно, «Инвитро» давно задумывалась о расширении бизнеса в Петербурге: до пандемии компания анонсировала проект создания сети поликлиник «у дома» под собственным брендом в разных районах города. Эта идея получила воплощение: во многих медицинских офисах «Инвитро» принимают врачи самых востребованных специальностей — терапевты и гинекологи.
Развитие и вверх, и вширь
С заполняемостью клиники проблем не будет, уверены в «Инвитро»: за последний год люди поняли ценность своего здоровья и необходимость заботы о нем, поэтому спрос на медицинскую помощь велик. «Огромный объем исследований, которые проводит «Инвитро», поспособствует посещаемости. Клинка будет заполняться в том числе через «входные ворота» лабораторной диагностики», — говорит генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.
Эксперты считают вертикальную диверсификацию логичной. «Есть всего два пути развития: от многопрофильной клиники к своей лаборатории и наоборот. И оба они эффективны», — уверен Александр Солонин. В первом случае, по его словам, деньги за исследования не уходят сторонней лаборатории. А во втором — существующий бизнес расширяется за счет новых направлений медицинской деятельности.
«Диверсификация бизнеса в сторону оказания врачебной помощи кажется логичной: пациенту удобно, если сдать анализы и пройти лечение можно в одном месте», — рассуждает коммерческий директор лаборатории «Гемотест» Светлана Василенко. Однако, указывает она, «любая компания, всерьез занимающаяся лабораторной диагностикой, должна делать акцент на скорость, доступность, качество и количество видов исследований».
Еще одной причиной вертикальной диверсификации «Инвитро» в Санкт-Петербурге ряд экспертов считает довольно насыщенный местный рынок лабораторной диагностики. «Горизонтальное развитие выглядит естественным, но для него в Петербурге нет места: слишком плотный рынок», — говорит генеральный директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев. «Точка насыщения рынка недалека», — согласен инвестиционный директор Ales Capital Максим Зимаков. «Крупные игроки продолжат расширять свои сети на территориях с меньшим охватом, но и таких локаций остается уже не так много, в основном это средние и малые города, но точно не Петербург», — уверен он. Максим Зимаков оценивает обеспеченность лабораторной диагностикой в городе как высокую, «по наиболее массовым видам анализов она выше, чем во многих странах Европы».
Между тем сами участники рынка считают, что в Петербурге расширяться можно. Например, одна из стратегических целей «Гемотеста» — четырехкратное увеличение количества отделений на территории города. «Инвитро» также планирует расширение в 2021 году: компания помимо клиники уже открыла семь новых медицинских офисов в новых кварталах и до конца года прирастет еще пятью.
«Ни у одной из крупных компаний лаборатории не загружены на 100%. Слишком высока конкуренция», — возражает Максим Зимаков. По его мнению, даже в районах с высоким трафиком такое количество точек приема анализов не может быть оправдано и потребует оптимизации, которая по мере восстановления рынка аренды коммерческой недвижимости не заставит себя ждать.
Ковидный рост
По данным BusinesStat, в 2020 году объем российского рынка лабораторной диагностики вырос на 18,2%, до 330,6 млн исследований. Драйвером роста стали исследования, связанные с ковидом — на них пришлось более 31% от общего объема рынка.
В Петербурге, по данным аналитиков, было проведено около 45 млрд исследований, а общая емкость городского рынка в денежном выражении составила около 22 млрд рублей. «Совокупная выручка частных лабораторных служб в Петербурге в прошлом году приблизилась к 5 млрд рублей», — оценивает Александр Солонин. По его мнению, этот сегмент рынка показал почти 30%-ный рост, и в этом году такая же динамика сохранится. Крупнейшими игроками рынка являются сети «Инвитро», «Хеликс», «Гемотест» и «Северо-Западный центр доказательной медицины».
Оборот медицинского рынка Петербурга, по оценкам BusinesStat, в 2020 году приблизился к 273 млрд рублей, что на 16% выше показателя 2019 года. Из них на долю коммерческого сектора приходится около 21%, или 56–57 млрд рублей. При этом, по прогнозам аналитиков, в 2021 году оборот медицинского рынка сократится на 10,2% из-за коррекции уровня спроса после стабилизации ситуации с эпидемией.
В последующие годы денежный оборот рынка медицинских услуг стабилизируется и будет демонстрировать рост на 3–4,3% ежегодно. К 2024 году выручка рынка достигнет 272,8 млрд рублей, считают в BusinesStat, оборот медицинского рынка города продолжит повышаться главным образом из-за удорожания медицинских услуг при одновременном падении доходов населения.
«На этом фоне создание вертикально интегрированных компаний видится логичным, но приведет к уменьшению независимых частных медицинских клиник из-за их неспособности конкурировать по ценам с крупными сетями», — добавляет Сергей Ануфриев.
Справка «Нового проспекта»:
ООО «Независимая лаборатория Инвитро»основано в 1998 году ее руководителем Александром Островским. Собственником компании, по данным ресурса «Картотека.ру», является компания «Инвитро холдинг лимитед» (Кипр). Выручка «Инвитро» за 2020 год составила 10,2 млрд рублей, что на 3,8% больше показателя 2019 года, чистая прибыль в 2020 году выросла в 61 раз, до 1,07 млрд рублей.