"Северсталь" судится за вагоны

Фото: ТВСЗ

Компания «Северсталь» через суд требует от Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) 2 млрд рублей за поставку металла для производства вагонов. Проблема с выплатами возникла на фоне вынужденного двухмесячного простоя ответчика: завод не мог выпускать продукцию из-за дефицита комплектующих, возникшего на фоне санкций.

По данным картотеки арбитражных дел, «Северсталь» через арбитраж рассчитывает отсудить у Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), входящего в Объединенную вагонную компанию (ОВК), более 2 млрд рублей. В материалах суда не указано, с чем связан иск.

«Новый проспект» направил запросы в пресс-службы ТВСЗ и «Северстали» и попросил прокомментировать судебный спор. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что иск связан с задолженностью ТВСЗ перед «Северсталью», поставлявшей предприятию металл для строительства вагонов.

Проблема с выплатами возникла на фоне вынужденного двухмесячного простоя предприятий ОВК в Ленобласти. Заводы, в том числе и ТВСЗ, не могли производить вагоны из-за проблем с комплектующими на фоне санкций.

«Сейчас ТВСЗ уже активно занимается урегулированием вопроса, в ближайшее время требуемая сумма будет выплачена контрагенту», — рассказал «Новому проспекту» собеседник.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Предприятия ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания» в Тихвине Ленобласти останавливали работу с 17 мая по 1 августа. Сейчас производство восстановлено почти на 100%, сообщили в ОВК.

Простой был связан с дефицитом кассетных подшипников, выпуском которых в России занимались завод шведской SKF в Твери и два совместных предприятия: «ЕПК — Бренко» (с американской Amsted Rail) и «Тимкен ОВК» (с американской Timken). В марте обе американские компании объявили о выходе из совместных предприятий. Затем о своем уходе из России заявила и SKF. Производство на предприятиях ОВК было возобновлено после того, как «ЕПК — Бренко» и «Тикмен ОВК» возобновили поставки кассетных подшипников ОВК.

Стратегически важный холдинг

Эксперты считают, что ТВСЗ сможет в ближайшее время закрыть задолженность перед «Северсталью». «У компании достаточно высокая выручка, несмотря на простой, для того чтобы расплатиться с контрагентом», — говорит один из участников рынка.

«Кроме того, предприятия ОВК — это стратегический важный холдинг и для вагоностроительной отрасли, и для Ленобласти. Поэтому в случае возникновения проблем ОВК всегда можно рассчитывать на помощь государства», — считает Дмитрий Марков, финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в «Финаме».

Более того, в следующем году ОВК сможет улучшить свои финансовые показатели, потому что вырастет спрос на вагоны из-за переориентации грузовых потоков из Европы в Азию и на юг России. «Наверняка сможет увеличить объем заказов и ТВСЗ», — считает Дмитрий Марков.

Другие суды

На фоне санкций и ухода из России иностранных компаний судебные споры не редкость. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в августе зарегистрировал иск АО «Балтийский завод» к финской компании Wartsila, которая производит двигатели и в июне заявила об уходе из России. Финская компания акцентировала внимание, что после ухода не предоставляет и не поставляет какие-либо услуги или запчасти для бизнеса.

Балтийский завод требует от головной компании Wartsila Oyj Abp 469,28 млн рублей. Деньги были перечислены в качестве аванса на поставку оборудования для ледоколов, которое российская компания так и не получила.

При этом юристы отмечают, что число судебных споров на фоне кризиса пока не стало драматическим. «Экономическая турбулентность породила новые судебные споры: с иностранными компаниями, уходящими из России, с банками, попавшими под санкции, с фирмами, которые не смогли перестроить цепочки поставок. Но я не могу сказать, что общее количество судебных споров колоссально, поскольку, с одной стороны, наиболее слабые компании ушли с рынка еще в коронавирусный кризис, с другой стороны, замораживание экономической активности приводит к некоторому уменьшению количества обычно возникающих споров», — комментирует Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal.

Но поскольку ситуация в экономике не улучшается, можно предположить, что нагрузка на суды будет расти. «Что касается дел о несостоятельности, то завершился мораторий, объявленный весной, и нас наверняка ждет волна отложенных банкротств», — заключает он.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

НПК «Объединенная вагонная компания» — крупнейший производитель грузовых вагонов в России. В прошлом году холдинг произвел 15,4 тыс. вагонов, то есть четверть от всех вагонов, выпущенных в РФ. В Тихвине, кроме ТВСЗ, расположены «Тихвинспецмаш», «Тихвинхиммаш» и ТСЗ «Титран-Экспресс». Выручка ТВСЗ за прошлый год — 47 млрд рублей, убыток — 6 млрд рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня