Сергей Густов: «Форум стал знаковым событием для мировой газовой отрасли»

Сергей Вадимович, вы возглавили ООО «Газпром межрегионгаз» полгода назад. Какие задачи перед вами стояли и чего удалось добиться?

— Меня пригласили возглавить компанию буквально накануне ее масштабного реформирования. В итоге в ООО «Газпром межрегионгаз» не осталось активов и направлений, которые бы не соответствовали основным видам деятельности. У «Газпром межрегионгаза» четыре стратегических направления. Первое — это реализация природного газа в Российской Федерации. Второе — эксплуатация газораспределительного хозяйства, управление работой 310 газораспределительных организаций, которые обслуживают 745 тыс. км газовых сетей. Третье — теплоэнергетика. «Газпром теплоэнерго» — наш субхолдинг, который объединяет региональные теплоэнергетические компании. Мы планируем максимально участвовать в конкурсах по передаче объектов теплоэнергетики в концессию, потому что мы хотим продавать не только газ, но и продукт его переработки — тепло. Например, анализируем предложение правительства Петербурга по передаче в концессию объектов на юге города — это Пушкин, Павловск, Колпино. Переговоры идут по всей стране. И четвертое наше направление — это газификация регионов. Мы выполняем программу 2019 года и в настоящее время приступили к формированию программы на 2020 год.

Глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер в разговоре с президентом говорил, что можно закончить газификацию страны в течение 10 лет. А во многих субъектах есть возможности завершить этот процесс в течение 5 лет. Но здесь важно, чтобы инициатива исходила от власти: только губернатор знает, где планируется размещение производительных сил, где будут развиваться территории.

На какие инвестиции вы рассчитываете при заключении концессионных соглашений?

— Речь идет о миллиардах рублей. Допустим, реконструкция системы Петроградского района стоила около 5 млрд рублей. Если говорить о Пушкине, Павловске, Колпино, то там затраты оцениваются в районе 10 млрд рублей. Но это предварительные оценки, потому что идет разработка технико­экономического обоснования проектов. И, конечно, везде смотрим на экономическую целесообразность. Важно понимать, что при газификации котельных, которые работали на других видах топлива, экономическая выгода получается не за счет тарифа, рост которого ограничен, а за счет снижения себестоимости выработки тепловой энергии. Это принципиальный подход, который мы реализуем.

Вы сказали, что в отдельных регионах можно завершить газификацию за 5 лет, в других регионах — до 10 лет. Но в той же Ленинградской области уровень газификации крайне невысокий. С Карелией было подписано соглашение всего несколько лет назад. Неужели эти планы реальны?

— Конечно, Ленинградская область у нас в приоритете по части газификации, и губернатор региона Александр Дрозденко об этом знает. Мы сейчас разрабатываем очень весомую программу под регион, потому что здесь есть объективная потребность и развиваются инвестиционные проекты «Газпрома».

По Карелии приоритетное направление — это газификация северного Приладожья. Вот газопровод от Лодейного Поля уже построили, газифицируем котельные. Приступаем к строительству газопроводов Питкярантского района. Я планирую визит в Карелию, чтобы с главой республики Артуром Парфенчиковым обсудить проекты по теплоснабжению и газификации.

Конечно, есть и такие населенные пункты, куда дорогостоящий трубопровод с природным газом вести экономически нецелесообразно, поэтому параллельно с программой газификации регионов мы реализуем проект по снабжению населения сжиженным природным газом. В 2016 году «Газпром» принял для этого специальную программу, согласно кото­ рой нужно построить 31 завод по производству СПГ.

Растет задолженность как населения, так и юридических лиц за поставленный газ. Как планируется решать эту проблему? 

— Безусловно, задолженность потребителей за газ остается острой проблемой для нашей компании. С промышленными предприятиями порядок уже навели: платишь — газ получаешь, не платишь — не получаешь. А вот с теплоснабжающими компаниями ситуация сложнее, есть задолженность, и она очень серьезная. Она формируется, когда тариф на тепловую энергию ниже экономически обоснованного, а региональные бюджеты не субсидируют эту разницу. Не говоря уже про высокий износ оборудования котельных, ТЭЦ, тепловых сетей, высокие потери при передаче тепла. Такие теплоснабжающие компании не платят нам в полном объеме.

На 1 августа задолженность организаций бюджетной сферы за газ составляет в целом по стране около 7 млрд рублей. При этом основным неплательщиком являются предприятия Министерства обороны. Но и среди региональных теплоснабжающих организаций есть крупные должники, например, «Брянсккоммунэнерго» — государственное унитарное предприятие, которое должно нам уже больше 2 млрд рублей. Сохраняется проблема неплатежей в регионах в Северо­-Кавказского федерального округа. Я на второй месяц своей работы проехал по всем субъектам СКФО, и мы наметили планы по снижению задолженности. Там есть проблема с ведением абонентских баз (покупатели четко не зафиксированы), есть проблемы с установкой узлов учета. Буквально несколько недель назад мы провели с представителями региона большое совещание и прописали, что и кому нужно сделать: четко зафиксировать покупателя, учесть газ, который он покупает, выставить ему счет и проследить за оплатой. Уверен, что с ситуацией по Северному Кавказу справимся.

Успешно взыскиваем долги путем ведения претензионно­исковой работы. За 7 месяцев мы таким образом истребовали долги от 560 организаций на почти 50 млрд рублей. Крайне нежелательной, но наиболее эффективной мерой укрепления платежной дисциплины, как ни странно, до сих пор является прекращение поставки газа.

По поводу Чечни, которая просила простить ей многомиллиардные долги. Как там планируется решить этот вопрос?

— Этот вопрос полностью снят с повестки дня. Там идет нормальная плановая работа совместно с правительством Чеченской Республики, в результате которой растет процент платежей за газ.

Вашему назначению предшествовал скандал с арестом Рауля Арашукова (советника генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз») по обвинению в хищении 30 млрд рублей. Пришлось принимать еще какие-то кадровые решения в связи с этой историей?

— Трудовые отношения с Раулем Арашуковым были прекращены в начале года по инициативе работодателя в соответствии с положениями Трудового кодекса. Это однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей — прогул (подпункт «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ) и непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ). Я его не застал, но хочу сказать, что компания оказывает всяческое содействие правоохранительным органам для того, чтобы разобраться в этом деле.

Что касается кадрового вопроса, мне дали карт­бланш на формирование новой команды, и я собрал людей, которых знаю давно и доверяю им.  Например, мой заместитель, который работает с регионами, — это Юрий Пахомовский. Он долгое время трудился вице­губернатором Ленинградской области, и сейчас это очень помогает при работе с органами власти на местах. Со мной работает и Олег Ляпустин, бывший первый зампредседателя петербургского КУГИ. Он стоял у истоков формирования имущественных отношений в Российской Федерации, будучи в  Смольном.

«Газпром межрегионгаз» — участник Петербургского международного газового форума, который в эти дни проходит в городе. Сергей Вадимович, как вы оцениваете роль и развитие этого мероприятия?

— Компания «Газпром газораспределение», когда я был там директором, принимала участие в первом форуме в 2011 году, в год 200­летия основания газовой промышленности. Поясню: в 1811 году профессор Горного института Соболевский изобрел прибор, который позволил получать газ из угля, так называемый светильный газ. Вот такому юбилею мы посвятили наше участие. Сейчас из того относительно небольшого мероприятия он вырос в большой международный форум и стал одним из главных деловых мероприятий в стране, с огромным количеством делегаций, в том числе иностранных, тысячами посетителей, большой выставочной экспозицией. Форум развивается с каждым годом, это замечательно, что он обрел мощный отклик и поддержку, став знаковым событием для мировой газовой отрасли.

Справка «Нового проспекта»​:

Сергей Вадимович Густов родился 12 октября 1969 года. 

Окончил Санкт­Петербургский Государственный Горный институт им. Г.В. Плеханова по специальности «Горный инженер». Кандидат технических наук.

1995–1998 — проректор по международным связям Санкт­Петербургского Государственного Горного института им. Г.В. Плеханова. 1998–1999 заместитель директора по работе с бюджетными организациями филиала ООО «Межрегионгаз» в Ленинградской области и республике Карелия.

1999–2004 — заместитель генерального директора ЗАО «Петербургрегионгаз».

2004–2008 — генеральный директор ООО «ПетербургГаз».

2004–2015 — генеральный директор (по совместительству) ООО «Петербургтеплоэнерго».

2008–2014 — генеральный директор ОАО «Газпром газораспределение» (до 12 апреля 2011 года — ОАО «Газпромрегионгаз», с 18 апреля 2016 года — АО «Газпром газораспределение»).

2014–2019 — генеральный директор ООО «Газпром СПГ Санкт­Петербург».

С апреля 2019 года — генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз».

Актуально сегодня