Сердце «Ночного охотника». «ОДК Климов» разработал новый вертолетный двигатель

Двигатель производства петербургского «ОДК Климов», предназначенный для вертолетов Ми-28НМ («Ночной охотник»), прошел заводские испытания и будет запущен в серийное производство в 2023 году. Это позволит России строить военные вертолеты, не уступающие по характеристикам современной иностранной технике.

Представители Минобороны сегодня передали руководству АО «ОДК Климов» документы о том, что двигатель ВК-2500П прошел государственные стендовые испытания. «Это означает, что он может быть принят на вооружение и применяться на отечественных вертолетах, обеспечивая выполнение сложнейших боевых задач», — сказал исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. 

Летные испытания двигателей ВК-2500П будут проходить в течение следующих 2 лет, после чего планируется наладить их серийное производство, отметил  Михаил Сторожев, главный конструктор АО «НЦВ Миль и Камов» (участвовало в разработке двигателя).

Новая версия «сердца» 

Турбовальный двигатель ВК2500П — новая модификация  мотора ВК-2500, который используется на модернизированных вертолетах Ми и Ка. У него, по словам Михаила Сторожева, улучшены некоторые характеристики, в частности усовершенствована система автоматического управления. На один вертолет Ми-28НМ будет устанавливаться два двигателя производства «ОДК Климов». 

По данным одного из экспертов рынка, стоимость одного такого двигателя составляет около $1 млн. «Такая цифра в принципе соотносится с ценами на двигатели данного класса европейского производства. У них стоимость может быть €1,2–1,3 млн», — комментирует заместитель директора «Центра анализа стратегий и технологий» Константин Макиенко. По его оценке, потребность России в Ми-28НМ — около 100 вертолетов. 

«Фактически производство новой модификации двигателей ВК-2500 означает, что наша страна  уходит от импортозамещения. У российского производителя пропадает необходимость закупать двигатели для Ми-28 на Украине», — поясняет эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов.
 
Вопрос импортозамещения в двигателестроении все еще актуален, отмечают участники рынка. Так, в  этом году представители корпорации «Вертолеты России» заявили, что только недавно отказались от использования двигателей украинского предприятия «Мотор Сич» для производства вертолетов Ми-28Н. Заместитель директора предприятия «Роствертол» (входит в «Вертолеты России») Вадим Баранников говорил, что на Ми-28Н теперь устанавливаются моторы производства «ОДК Климов». В то же время сейчас для российских вертолетов «Асант» закупаются моторы компании американской Pratt & Whitney. 

Экспорт интересней

По мнению экспертов, двигатели ВК-2500П будут востребованы не только в России, но и за рубежом. По мнению Константина Макиенко, возможен экспорт двигателей ВК-2500П, только в составе вертолетов. В то же время  Андрей Фролов полагает, что российские двигатели  могут продаваться за границу и для замены отработавших моторов. «Работа на экспорт, несомненно, более прибыльна для отечественных оборонных предприятий», — добавляет он. 

Так, рентабельность в российском гособоронзаказе не может быть выше 20%, а средний ее показатель — 10%, в то время как при работе над иностранными заказами рентабельность довольно часто бывает выше, отмечают эксперты. 

Справка «Нового проспекта»:
Ми-28НМ —модернизированная версия вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». Машина предназначена для уничтожения бронетехники, ведения разведки и целеуказания. В частности, Ми-28НМ получил принципиально новый локатор, обеспечивающий круговой обзор, а также новую систему управления с элементами искусственного интеллекта. Цена вертолета не раскрывается. Ранее СМИ писали, что вертолет МИ-28Н может стоить около $15 млн. 

  По данным АО «ОДК-Климов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию), за прошлый год выручка предприятия составила 21,7 млрд рублей. Это почти на 4 млрд больше аналогичного показателя прошлого года. Оборот преимущественно формировался за счет серийного производства ВК-2500 / ТВ3-117 и сервисного обслуживания газотурбинных двигателей. 

Актуально сегодня