Сделка под стук колес. Крупный подрядчик РЖД покупает актив в Петербурге

ООО «Группа компаний 1520», ключевой подрядчик ОАО «РЖД», собирается приобрести петербургскую производственно-инжиниринговую компанию «Атис», которая также работает на железную дорогу. Тем самым покупатель сможет расширить свои компетенции и увеличить прибыль, считают аналитики.

По данным базы решений и правовых актов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ООО «Группа компаний 1520» направило в ведомство ходатайство о приобретении 70% акций петербургского ЗАО «Атис».

«Новый проспект» направил запросы участникам сделки. «Атис» на запрос не ответил. А в «Группе компаний 1520» пообещали дать комментарии по сделке позже.

Отметим, что во многих отраслях деятельность «Группы компаний 1520» и «Атис» пересекается. Потенциальный покупатель — один из крупнейших производственно-строительных холдингов в сегменте проектирования и строительства железных дорог.

А ЗАО «Атис» занимается разработкой, производством и монтажом систем безопасности различных объектов. Продукция компании в области пожарной безопасности включена в перечни оборудования, рекомендованного для применения на объектах РЖД.

Операционные и финансовые показатели ЗАО «Атис» выглядят неплохо. Как рассказал аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев, по итогам 2020 года выручка компании составила 865,98 млн рублей, чистая прибыль — 92,92 млн рублей, а валовая прибыль была равна 343,19 млн рублей. Дебиторская задолженность компании составляла 414,4 млн рублей, а кредиторская — 462,83 млн рублей.

«С такими показателями компания вполне может представлять интерес для крупного покупателя. Иногда проще и дешевле купить довольно успешно развивающийся готовый бизнес, чем создавать подобные службы в рамках своей корпорации самостоятельно», — поясняет аналитик. По его оценке, стоимость «Атиса» может составлять 1,3-1,7 млрд рублей.

След ведет в Сибирь

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин полагает, что «Атис» мог понадобиться «ГК 1520» для разработки программы по учету топлива.

«Атис» занимается в том числе созданием систем мониторинга железнодорожного транспорта посредством установки спутниковой системы слежения на базе GPS. В рамках этой сферы возможна реализация программ по учету потребляемого топлива. Эти же системы применимы и в автотранспорте: в обоих случаях используются схожие методы контроля техники и расхода ресурсов. А это все более актуально», — заключает он.

Кроме того, покупка «Атиса» позволит «ГК 1520» снизить издержки в области пожарной безопасности и пожаротушения, добавляет эксперт.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский полагает, что покупка «Атиса» позволит «ГК 1520» расширить компетенции в рамках вертикальной интеграции и в конечном счете повысить прибыль холдинга.

Он напоминает, что сделка совершается на растущем рынке, на котором сейчас мало игроков. «Между тем наблюдается большой объем заказов в сторону Восточного полигона. Тут не хватает ни игроков, ни рабочих рук», — говорит Дмитрий Кумановский.

В 2020 году «РЖД» разработала план ускоренной модернизации Восточного полигона — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали. Был составлен перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции, чтобы увеличить пропускные способности этих двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Самый поздний срок реализации этих приоритетных проектов — 2023 год.

В начале текущего года премьер-министр Михаил Мишустин говорил о том, правительство планирует выделить 780 млрд рублей до 2024 года на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе на модернизацию БАМа и Транссиба.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ЗАО «Атис» основано в 1998 году и занимается разработкой, производством, монтажом систем безопасности различных объектов. В частности, она предлагает системы пожарной сигнализации, пожаротушения, телевизионного контроля и др. Имена собственников ЗАО «Атис» в открытых источниках (СПАРК, «Картотека.ру») не раскрываются.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Группа компаний 1520» создано в 2014 году. В холдинг входят такие предприятия, как «Росжелдорпроект», «Ленгипротранс» и «Дальгипротранс», а такжее «Бамстроймеханизация», «Мостоотряд-47» и другие компании. По СПАРК, выручка ООО «ГК 1520» за прошлый год составила 4,3 млрд рублей, прибыль — 3,4 млрд рублей.

По данным СПАРК, собственники ООО «ГК 1520» — Алексей Крапивин (71,67%, данные от 23 октября 2019 года) и Борис Ушерович (28,33%, данные от 4 апреля 2014 года). Алексей Крапивин, гендиректор «Группы компаний 1520» и сын Андрея Крапивина, является советником экс-главы «РЖД» Владимира Якунина, пишут СМИ. Крапивину-старшему и его партнерам исторически принадлежали крупнейшие подрядчики «РЖД».

А Борис Ушерович в 2019 году был заочно арестован Басманным судом Москвы по делу о взятке полковнику антикоррупционного управления МВД Дмитрию Захарченко в размере 2,39 млрд рублей. По версии следствия, деньги он передавал Захарченко по частям и в течение длительного времени (об этом писали СМИ). Ушерович объявлен в международный розыск по линии Интерпола, поскольку предположительно скрылся за рубежом.

Между тем у «ГК 1520» могут появиться новые собственники: в 2019 году в рамках ПМЭФ было объявлено о том, что совладельцами группы планируют стать ВЭБ.РФ и «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга, чтобы создать крупнейшего игрока на рынке инфраструктурного финансирования и строительства. Однако информации о том, что новые собственники вошли в капитал «ГК 1520», в открытых источниках нет. В самой компании и в ВЭБ.РФ на запрос «Нового проспекта» на эту тему не ответили.

Актуально сегодня