Санкции мешают трамваям умнеть
Новый проспект
Статьи

Санкции мешают трамваям умнеть

Прочитано: 813

Умные трамваи, компьютерное зрение в автобусах и искусственный интеллект на всём пассажирском транспорте — такие планы всё еще озвучивает Россия на государственном уровне. Но импортозамещение в этой сфере IT идет непросто.

Всё умнее и умнее

В Петербурге в июле появились трамваи, обладающие искусственным интеллектом (ИИ). Заказчиком 138 умных трамваев, оснащенных системой Cognitive Tram Pilot, выступило ГУП «Горэлектротранс». «Использование интеллектуальных беспилотных технологий позволяет свести к минимуму риски аварий вследствие человеческого фактора, обеспечить надежный контроль за процессом движения трамвая, а также облегчить работу водителя, сделать ее менее трудоемкой. И главное, что это технологии отечественного производства», — гордится директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Трамваи городу поставляет компания «ПК Транспортные системы». На ее сайте в описании продукции сказано, что, например, трамвай серии «Сити Стар» состоит из комплектующих российского производства на 85%. О том, какие комплектующие импортные (а их 15%), не сообщается. Что касается вагонов «Богатырь М» и «Витязь М», которые будут поставляться в город на Неве, то о географии их производства ничего не сказано в принципе.

ПО для трамвая поставляет российская компания Cognitive Technologies. Сообщается, что система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot «обеспечивает устойчивую детекцию объектов дорожной сцены (пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков и т. д.), на основе этой информации система «понимает» дорожную ситуацию, подает водителю предупреждающие об опасности сигналы и при отсутствии реакции на них самостоятельно принимает решение — осуществляет автоматическое торможение».

Безопасный режим вождения, система автоматического выбора маршрута — всё это достигается с помощью программно-аппаратного комплекса Cognitive, в котором очень много составляющих: например, система компьютерного зрения, набор сенсоров, включающий от 10 до 20 видеокамер, радары, GPS-датчики и т. д.

Вычислительные блоки (или «мозги») для умных трамваев Cognitive Pilot производит в России на своем производственном подразделении в Томске. Но в целом процент отечественных компонентов, задействованных в этой системе, составляет 70%. «Мы активно продолжаем работу по замещению импортных комплектующих отечественными аналогами и имеем отличные результаты и перспективы», — оптимистично настроена генеральный директор компании Ольга Ускова.

Над искусственным интеллектом для транспортной отрасли работает и университет «Иннополис» вместе с холдингом «Синара — Транспортные машины». Они создают ПО для пассажирского транспорта, которое использует технологии компьютерного зрения. Планируется, что такая система сможет практически полностью исключить возникновение нештатных ситуаций, спровоцированных человеческим фактором. Например, вагоны можно будет сканировать специальными камерами, а искусственный интеллект решит: выпускать машину на линию или отправить на повторное техобслуживание.

В Таганроге уже запущены два маршрута, работающих по новой диагностической системе. Если эксперимент удастся, то компания планирует внедрить технологию в городах присутствия как на городском общественном транспорте, так и на локомотивах.


Импортозамещение не успевает

Умный транспорт неразрывно связан с высокими технологиями. Сотовые сети, беспроводные технологии передачи данных, различные модули и датчики — без всего этого умный трамвай никуда не поедет.

В декабре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. В планах было внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, обработки больших данных, информационного моделирования, блокчейна и др.

После 24 февраля 2022 года реализация этих планов выглядит маловероятной. И хотя федеральная программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» появилась в России еще в 2007 году, ее изначальной целью было не импортозамещение, а «сокращение технологического отставания». Курс на импортозамещение был взят после 2014 года, но даже тогда он был скорее декларативным.

Аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) отмечают, что формально в российском автопроме доля импортных комплектующих не превышает 30%. Однако по факту при организации выпуска компонентов внутри страны часто основные комплектующие и материалы для их производства по-прежнему завозятся из-за рубежа. Такой же принцип действует и в сфере других высоких технологий.

В компании Globus IT, которая недавно провела митап «Импортозамещение в диджитал: опыт и кейсы», считают, что необходимость экстренной переориентации отрасли на российские системы приводит к целому ряду вынужденных мер.

«Это выделение дополнительных бюджетов не только на покупку лицензий, но и на интеграцию, экстренное обучение пользователей этих систем, замену регламентов, — перечисляет руководитель направления Hard & Soft и импортозамещения Globus IT Амир Якубов. — Мы наблюдаем недостаток подготовленных кадров, которые требуются рынку. Есть дефицит специалистов как по миграции, так и по запуску отечественных решений».

Амир Якубов уточняет, что российские системы существуют не так давно, многие из них вообще насчитывают 2-3 года с момента запуска. К тому же отечественное ПО нередко бывает дороже при более скудном по сравнению с западными аналогами функционалом, что удивляет и нередко расстраивает заказчиков.

После новых санкций 2022 года бизнес, обслуживающий транспортные системы, стал делать запасы импортного оборудования, закупая его по максимуму. Эксперты утверждают, что до конца 2022 года комплектующих для серверного оборудования, процессоров, работы программного обеспечения хватит, однако на новые поставки рассчитывать не приходится.

В итоге Москва уже приняла решение перейти с модных электробусов на старые добрые троллейбусы. Руководство столицы не скрывает, что с эксплуатацией электробусов возникли проблемы из-за наложенных на Россию санкций. Ведь троллейбус, в отличие от электробуса, не требует подзарядки и создания дополнительной инфраструктуры, а работает по старинке от контактной сети.

Фото: «ПК Транспортные системы»

производство транспорт IT импортозамещение
Другие статьи автора Читайте также по теме

Смольный разрешил компании «Евроинвест девелопмент» построить элитный жилой комплекс на территории завода «Ригель» в Петербурге.

29.03.2024
Крупный переработчик лиственной древесины из Ленобласти ГК Runko Group отказался от проекта по производству мебели из березового шпона. Не у всех производителей сегмента получается занять долю рынка. «Новый проспект» изучил примеры работы мебельщиков в Ленобласти за год.

Этап Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству проходил в Петербурге на базе детского технопарка «Кванториум».

22.03.2024

Быстрее всех бизнесов в России растет интернет-торговля
29.03.2024
Петербург продлил ковидные ограничения до конца года
29.03.2024
Осенью Петербург будет выбирать губернатора три дня
29.03.2024
На участке завода «Ригель» на Петроградке разрешили строить жилье
29.03.2024
Сегодня в больнице умер еще один раненый в «Крокусе». Он оказался гражданином Белоруссии
29.03.2024
Стоимость дворца «Олимпия» в Петербурге снижена к повторным торгам на 35%
29.03.2024
Генштаб РФ: срочников весеннего призыва не отправят на СВО
29.03.2024
Летние Олимпийские игры в Париже могут лишить церемонии открытия из-за террористической угрозы
29.03.2024
Список пострадавших в «Крокусе» увеличился до 382 человек
29.03.2024
Лавров анонсировал очередную встречу с послами по Украине
29.03.2024
"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки