Самый крупный иск похудел на 1,8 млрд. Суд наказал петербургскую компанию за ремонт буровых установок
Новый проспект
Статьи

Самый крупный иск похудел на 1,8 млрд. Суд наказал петербургскую компанию за ремонт буровых установок

Прочитано: 6452

Петербургскому ООО «СК Северная гавань» удалось в 3 раза снизить сумму претензий по иску ООО «Газпром флот». Дочка газового монополиста, недовольная качеством исполнения контракта по ремонту буровых установок, предъявила подрядчику иск на 2,6 млрд рублей. В 2021 году он стал самым крупным в петербургском бизнес-пространстве. В ходе процесса «Газпром флот» доказывал, что «Газпром» ему не указ, а представитель превысил полномочия. Но суд не согласился с доводами истца.

Петербургское ООО «СК Северная гавань» должно выплатить $ 13,2 млн (0,8 млрд рублей) ООО «Газпром флот» (100%-ная «дочка» ПАО «Газпром»). Таков результат исполнения контракта на ремонт буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда» стоимостью $ 130,3 млн. Решение об этом Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 17 августа. «Северная гавань» легко отделалась: первоначальная цена иска составляла 2,6 млрд.

«Газпром флот» нанял «Северную гавань» для ремонта, технического обслуживания и освидетельствования принадлежащих ему буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда» в ноябре 2020 года. Обе установки следовало отремонтировать к 15 мая 2021 года, стоимость контракта установили в долларах США, потому что большое количество комплектующих предстояло доставить из-за границы. Отдельными пунктами стороны вписали оплату таможенного оформления грузов и сложностей, связанных с преодолением пандемийных ограничений.

справка нового проспекта

Самоходные морские полупогружные плавучие буровые установки «Северное сияние» и «Полярная звезда», по данным портала Neftegaz, способны проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин глубиной до 7500 м на глубине моря в интервале 70-500 м при наличии битого льда толщиной до 70 см. Основания установок построены на Выборгском судостроительном заводе, а верхние надстройки построила и смонтировала Samsung Heavy Industries. «Газпром» заказал обе установки для освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. Однако в 2012 году проект был заморожен, а для «Полярной звезды» и «Северного сияния» нашлось новое место работы, которым стал шельф острова Сахалин.

«Северная гавань» задержала ремонт только «Полярной звезды», и то всего на полторы недели. Но «Газпром флот» разозлился не на шутку. «Большая часть работ <…> не выполнена, а выполненные работы не отвечали требованиям качества», — так описаны в судебном решении его претензии. Он принял недоремонтированные, с его точки зрения, буровые установки, в одностороннем порядке расторг контракт и подсчитал обиды: задержку, неосновательное обогащение, процент за пользование авансом. В рублях получилось 2,6 млрд, благодаря чему иск стал самым дорогим в петербургском бизнес-пространстве за 2021 год.

Подрядчик предъявил встречные претензии, список которых выглядит ещё внушительнее. ООО «Северная гавань» включило туда не только неоплаченные, как ему казалось, работы, но и затраты на профилактику COVID, а также траты на таможенное оформление ввезенных из-за границы комплектующих. Получилось более полутора миллиардов. А главное требование было принципиальным: сменить статью Гражданского кодекса, на основании которого «Газпром флот» расторг контракт. Вместо 715-й и 723-й статей «Северная гавань» просила применить 717-ю.

Разница: виноват — не виноват. «Газпром флот» утверждал, что расторг контракт, так как «Северная гавань» плохо его исполнила, а та просила суд считать контракт расторгнутым просто по желанию заказчика с расчетом между ними по факту того, что сделано. И козырь выстрелил: суд признал контракт расторгнутым по 717-й статье и вычел из признанных обоснованными претензий заказчика такие же претензии подрядчика. «Северная гавань» должна теперь «Газпром флоту» $ 13,2 млн, а тот должен ей 4,9 млн рублей. Так и будет, если решение арбитража вступит в законную силу. Станет ли «дочка» «Газпрома» подавать апелляцию или удовлетворится одной третью победы, пока неясно. В «Северной гавани» от комментариев отказались, ответ из «Газпром флота» на редакционный запрос пока не пришёл.

справка нового проспекта

ООО «СК Северная гавань» зарегистрировано в Петербурге в октябре 2013 года, по данным СПАРК. Выручка от продаж за 2021 год — 2,2 млрд рублей. Единственная владелица компании — Яна Родякова. Ей же принадлежат охотничье хозяйство ООО «Сапсан-М» в Архангельской области и специализирующееся на сделках с недвижимостью ООО «Люксор эстейт» в Ленинградской области. «Люксором» бизнес-леди владеет в равных долях с генеральным директором «Северной гавани» Владимиром Колесниковым.

«Северная гавань» отбивалась отчаянно, даже представила графики ремонтных работ, разделяющие их на два этапа: до и после бурового сезона. Срок завершения контракта переносился там на январь 2022 года, а на самих графиках красовалась подпись работника технического надзора самого ПАО «Газпром». Представители «Газпром флота» заявили на это суду, что материнская компания стороной договора с «Северной гаванью» не является. В общем, он хоть и «дочка», но совершеннолетняя.

Подрядчик предложил тогда полюбоваться на подпись представителя самого «Газпром флота» Дмитрия Емельянова на тех же графиках, на что юристы истца заявили, что у данного представителя таких полномочий не было, так что не считается.

Последний довод суду не понравился. «Довод истца о том, что Емельянов Д.В. не обладал полномочиями на изменение условий договора касательно сроков выполнения работ <…> подписаны им с превышением предоставленных полномочий, не нашел своего подтверждения», — написано по этому поводу в судебном акте.

Пресс-служба «Газпром флот»:

— Хотим уточнить, что полная сумма неотработанного подрядчиком аванса, подлежащая возврату согласно решению суда, составляет $ 14,7 млн. Дело в том, что осенью 2021 года наша компания в одностороннем порядке произвела зачет по другим контрактам в размере $ 1,6 млн в счет невозвращенного аванса по данному договору, поскольку была уверена в своей победе в суде.

При этом ремонт уникальных буровых установок к сроку истечения контракта (май 2021 года) был выполнен только на 30-35%, что подтверждает решение суда. А запчасти и другое оборудование для ремонта продолжали поступать вплоть до февраля 2022 года. Это подтверждают таможенные документы.

Но с марта 2021 года подрядчик начал требовать принять у него часть работ, поскольку у него «закончились деньги». Нам предложили заплатить $ 12 млн за инфраструктуру подрядчика: базу ремонта, суда и др. Хотя по договору данные расходы несет подрядчик. Согласитесь, это как приехать станцию ремонта машин и самому купить для слесаря подъемник или весь автосервис. «Газпром флот» от этого предложения отказался, поскольку несет ответственность перед госбюджетом.

суд Петербург
Другие статьи автора Читайте также по теме
Кто заберет российские активы немецкой компании Knauf, как с начала года изменился грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург», сколько туристов посетят Петербург в этом году, к чему приводит популярность фуд-холлов и другие новости прошедшей недели вы можете узнать из видеодайджеста «Нового проспекта».

Девелопер получил награду в категории «Устойчивые города и населенные пункты. Сохранение культурного и природного наследия».

14.06.2024
На международный фестиваль классической музыки Kustendorf CLASSIC в Сербии от России поедут 14 музыкантов в возрасте от 18 до 25 лет из семи регионов страны, в том числе трое ребят из Петербурга.
13.06.2024

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки