Самый крупный иск похудел на 1,8 млрд. Суд наказал петербургскую компанию за ремонт буровых установок

19 Августа 2022

Петербургскому ООО «СК Северная гавань» удалось в 3 раза снизить сумму претензий по иску ООО «Газпром флот». Дочка газового монополиста, недовольная качеством исполнения контракта по ремонту буровых установок, предъявила подрядчику иск на 2,6 млрд рублей. В 2021 году он стал самым крупным в петербургском бизнес-пространстве. В ходе процесса «Газпром флот» доказывал, что «Газпром» ему не указ, а представитель превысил полномочия. Но суд не согласился с доводами истца.

Петербургское ООО «СК Северная гавань» должно выплатить $ 13,2 млн (0,8 млрд рублей) ООО «Газпром флот» (100%-ная «дочка» ПАО «Газпром»). Таков результат исполнения контракта на ремонт буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда» стоимостью $ 130,3 млн. Решение об этом Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 17 августа. «Северная гавань» легко отделалась: первоначальная цена иска составляла 2,6 млрд.

«Газпром флот» нанял «Северную гавань» для ремонта, технического обслуживания и освидетельствования принадлежащих ему буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда» в ноябре 2020 года. Обе установки следовало отремонтировать к 15 мая 2021 года, стоимость контракта установили в долларах США, потому что большое количество комплектующих предстояло доставить из-за границы. Отдельными пунктами стороны вписали оплату таможенного оформления грузов и сложностей, связанных с преодолением пандемийных ограничений.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Самоходные морские полупогружные плавучие буровые установки «Северное сияние» и «Полярная звезда», по данным портала Neftegaz, способны проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин глубиной до 7500 м на глубине моря в интервале 70-500 м при наличии битого льда толщиной до 70 см. Основания установок построены на Выборгском судостроительном заводе, а верхние надстройки построила и смонтировала Samsung Heavy Industries. «Газпром» заказал обе установки для освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. Однако в 2012 году проект был заморожен, а для «Полярной звезды» и «Северного сияния» нашлось новое место работы, которым стал шельф острова Сахалин.

«Северная гавань» задержала ремонт только «Полярной звезды», и то всего на полторы недели. Но «Газпром флот» разозлился не на шутку. «Большая часть работ не выполнена, а выполненные работы не отвечали требованиям качества», — так описаны в судебном решении его претензии. Он принял недоремонтированные, с его точки зрения, буровые установки, в одностороннем порядке расторг контракт и подсчитал обиды: задержку, неосновательное обогащение, процент за пользование авансом. В рублях получилось 2,6 млрд, благодаря чему иск стал самым дорогим в петербургском бизнес-пространстве за 2021 год.

Подрядчик предъявил встречные претензии, список которых выглядит ещё внушительнее. ООО «Северная гавань» включило туда не только неоплаченные, как ему казалось, работы, но и затраты на профилактику COVID, а также траты на таможенное оформление ввезенных из-за границы комплектующих. Получилось более полутора миллиардов. А главное требование было принципиальным: сменить статью Гражданского кодекса, на основании которого «Газпром флот» расторг контракт. Вместо 715-й и 723-й статей «Северная гавань» просила применить 717-ю.

Разница: виноват — не виноват. «Газпром флот» утверждал, что расторг контракт, так как «Северная гавань» плохо его исполнила, а та просила суд считать контракт расторгнутым просто по желанию заказчика с расчетом между ними по факту того, что сделано. И козырь выстрелил: суд признал контракт расторгнутым по 717-й статье и вычел из признанных обоснованными претензий заказчика такие же претензии подрядчика. «Северная гавань» должна теперь «Газпром флоту» $ 13,2 млн, а тот должен ей 4,9 млн рублей. Так и будет, если решение арбитража вступит в законную силу. Станет ли «дочка» «Газпрома» подавать апелляцию или удовлетворится одной третью победы, пока неясно. В «Северной гавани» от комментариев отказались, ответ из «Газпром флота» на редакционный запрос пока не пришёл.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «СК Северная гавань» зарегистрировано в Петербурге в октябре 2013 года, по данным СПАРК. Выручка от продаж за 2021 год — 2,2 млрд рублей. Единственная владелица компании — Яна Родякова. Ей же принадлежат охотничье хозяйство ООО «Сапсан-М» в Архангельской области и специализирующееся на сделках с недвижимостью ООО «Люксор эстейт» в Ленинградской области. «Люксором» бизнес-леди владеет в равных долях с генеральным директором «Северной гавани» Владимиром Колесниковым.

«Северная гавань» отбивалась отчаянно, даже представила графики ремонтных работ, разделяющие их на два этапа: до и после бурового сезона. Срок завершения контракта переносился там на январь 2022 года, а на самих графиках красовалась подпись работника технического надзора самого ПАО «Газпром». Представители «Газпром флота» заявили на это суду, что материнская компания стороной договора с «Северной гаванью» не является. В общем, он хоть и «дочка», но совершеннолетняя.

Подрядчик предложил тогда полюбоваться на подпись представителя самого «Газпром флота» Дмитрия Емельянова на тех же графиках, на что юристы истца заявили, что у данного представителя таких полномочий не было, так что не считается.

Последний довод суду не понравился. «Довод истца о том, что Емельянов Д.В. не обладал полномочиями на изменение условий договора касательно сроков выполнения работ подписаны им с превышением предоставленных полномочий, не нашел своего подтверждения», — написано по этому поводу в судебном акте.

Пресс-служба «Газпром флот»:

— Хотим уточнить, что полная сумма неотработанного подрядчиком аванса, подлежащая возврату согласно решению суда, составляет $ 14,7 млн. Дело в том, что осенью 2021 года наша компания в одностороннем порядке произвела зачет по другим контрактам в размере $ 1,6 млн в счет невозвращенного аванса по данному договору, поскольку была уверена в своей победе в суде.

При этом ремонт уникальных буровых установок к сроку истечения контракта (май 2021 года) был выполнен только на 30-35%, что подтверждает решение суда. А запчасти и другое оборудование для ремонта продолжали поступать вплоть до февраля 2022 года. Это подтверждают таможенные документы.

Но с марта 2021 года подрядчик начал требовать принять у него часть работ, поскольку у него «закончились деньги». Нам предложили заплатить $ 12 млн за инфраструктуру подрядчика: базу ремонта, суда и др. Хотя по договору данные расходы несет подрядчик. Согласитесь, это как приехать станцию ремонта машин и самому купить для слесаря подъемник или весь автосервис. «Газпром флот» от этого предложения отказался, поскольку несет ответственность перед госбюджетом.

Актуально сегодня