С карантином на связи. Операторы прошли стресс-тест

Вынужденный карантин вызвал резкий рост потребления услуг передачи данных и голосовой связи. Пойдет ли эта ситуация в плюс операторам связи или заставит вовсе поменять приоритеты рынка, разбирался «НП».

По данным компании Nokia, ограничения, связанные с Covid-19, уже спровоцировали беспрецедентный рост мирового интернет-трафика, а то ли еще будет. В большинстве мировых сетей трафик по сравнению с прошлым годом вырос на 30–45%. Пока сети справляются с этим объемом, однако операторы рассчитывали выйти на такой уровень в течение года, но не за несколько дней. Как рассказал в недавно опубликованном исследовании директор по технологиям Nokia Deepfield Крейг Лабовиц, максимальная пропускная способность сетей в рабочее время должна справляться с объемом передачи данных равным воскресному онлайновому потоковому трафику (по состоянию на 21:00). Однако на сегодняшний день даже в рабочие дни пиковые объемы потокового трафика стали гораздо выше.

Растут «провода» и беспроводные сети

Россия, по сути, только в ступает в «карантинный тренд». По всей стране быстро растет не только интернет-трафик, но участились и традиционные голосовые звонки. В последние годы россияне все меньше говорили по телефону, предпочитая общение в мессенджерах. В пресс-службе «Билайна» рассказали, что за время карантина объем голосовых звонков снова вырос — на 12-20% в зависимости от региона. По данным «Билайн.Аналитики», последнюю неделю клиенты оператора стали в 2 раза чаще звонить на «любимые номера» родных и близких, а также разговаривать дольше обычного.

У МТС в марте 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество мобильных голосовых соединений продолжительностью более 60 минут выросло на 17%, продолжительностью более двух часов — в 2,3 раза. Количество конференц-звонков с использованием мобильной связи выросло в 2 раза.

В мобильных сетях опережающими все прогнозы темпами растет и интернет-трафик. Например, у «Билайна» потребление дата-трафика в мессенджерах на одного пользователя выросло на 63,5% — такую динамику можно объяснить ростом интереса к голосовым и видеозвонкам в мессенджерах.

Tele2 зафиксировал рост интернет-трафика в подмосковных районах. За период с 13 по 24 марта абоненты оператора в Подмосковье, видимо, самоизолировавшись на дачах, израсходовали на 23% больше дата-трафика, чем за период с 1 по 12 марта. С переходом пользователей на удаленную работу в 8 раз выросло число заявок на подключение к скоростному мобильному интернету LTE в частотном диапазоне 450 МГц.

Удаленка вызвала рост рынка стационарного широкополосного доступа в интернет. В «Билайне» говорят о положительной динамике в 20–30% в зависимости от региона.

«По итогам последних 3 недель мы видим рост общего интернет-трафика на 18%, в зависимости от региона увеличение составило до 25%, — рассказали о своих цифрах в  пресс-службе «Ростелекома». — Снижается трафик из офисов, что компенсирует рост трафика из домохозяйств». По данным оператора, в первую неделю после принятия мер по изоляции людей наблюдался всплеск спроса на подключение домашнего интернета на 22%, потом количество заявок вернулось к среднему уровню.

Цена за трафик

Несмотря на рост трафика, телеком-операторы, по крайней мере до 30 апреля, не спешат повышать ARPU (доход с одного активного абонента). «В текущих условиях мы не повышали цены на свои услуги, а наоборот, предложили своим абонентам ряд дополнительных опций, — говорят в «Билайне». — Например, возможность пользоваться услугами при отрицательном балансе».

В «Ростелекоме» также отметили, что тарифы не изменились. «Наоборот, принято решение об увеличении до максимального технически доступного уровня скорости передачи данных без изменения тарифа. Это важно, чтобы люди могли из дома эффективно выполнять рабочие задачи и для обеспечения дистанционного образования», — уточнили в пресс-службе оператора. «Жесткая конкуренция не позволяет операторам повысить цены», — поворачивает картинку оборотной стороной Леонид Делицын.

Компания «Мегафон» пока не ответила на вопросы «НП».

Инвестиции неизбежны

Развитие сетей LTE и подготовка к внедрению стандарта 5G поспособствовали тому, что российские операторы успели подготовиться к неожиданной пиковой нагрузке: в последние несколько лет участники рынка модернизировали сети, укрепляя элементы сетевой инфраструктуры опорных сетей и в крупных городах, и в небольших районах.

«В целом операторы готовы к повсеместному увеличению нагрузки на свои сети, — считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. — Возможны какие-то небольшие проблемы с доступом в сеть в пиковые часы нагрузки, но ради этого идти на значительное увеличение емкости сети сейчас не имеет смысла, проще ограничить скорость доступа и оптимизировать нагрузку». Аналитик iKS-Consulting отмечает, что возможны инвестиции в локальные модернизации и активное применение новых технологий для увеличения пропускной способности и виртуализации сетевых функций (NFV).

Пандемия короновируса и связанный с нею карантин стали хорошим стресс-тестом для операторов связи, считает исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов: «В связи сильным перераспределением потоков трафика при удаленной работе была выявлена необходимость повышения связности сетей различных операторов между собой для бесперебойной работы их сетей». Устранение этих недостатков, конечно, потребует определенных инвестиций.

Например, «Ростелеком» уже провел перебалансировку инвестиционной программы с учетом роста объемов трафика. В частности, оператор расширил пропускную способность в направлении основных европейских точек обмена трафиком. «Доступ к интернет-ресурсам, которые хостятся в России в отечественных дата-центрах, стабильный, — утверждают в «Ростелекоме». — Другое дело, что некоторые сторонние серверные мощности могут сталкиваться с перегрузками, что замедляет их работу».

Кроме того, существенный рост трафика должен усилить активность операторов связи в сегменте расширения ЦОД инфраструктуры. «Можно прогнозировать рост числа собственных дата-центров операторов, а также покупку ими сторонних активов и вступление в партнерство с действующими игроками рынка», — полагает Максим Савватин.

«Можно обойтись оптимизацией существующих мощностей, соглашениями внутри индустрии, продвижением специальных пакетов и тарифов (например, ночных тарифов), — уверен аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — Модернизация каналов связи потребует много времени, до окончания карантина можно и не успеть, а оборудование дорожает».

Расцвет или карантинная боль?

По мнению аналитика по сектору телекоммуникаций ИК «Ренессанс Капитал» Александра Венграновича, рост потребления услуг передачи данных и голосовой связи должен положительно сказаться на выручке операторов, компенсировав, например, значительное снижение объемов международного роуминга.

А вот Леонид Делицын полагает, что бурного роста всех финансовых показателей ожидать не следует. «По каким-то своим причинам государство считает, что у операторов всё и так хорошо, и добавляет им квестов в виде необходимости бесплатно обеспечивать доступ к значимым ресурсам и обязательного хранения пользовательских данных», — приводит он пример «нерыночных» затрат. Минкомсвязи уже составило список из 391 сайта, доступ к которым фиксированные операторы должны будут предоставлять бесплатно. Кроме того, правительство подумывает распространить такое же правило и на мобильный интернет.

«Регулятор спроектировал российский операторский рынок так, чтобы быстро обеспечить всех россиян доступной мобильной связью по низким ценам. Эта цель достигнута — проникновение мобильной связи и интернета в нашей стране выше среднемировых (Интернетом постоянно пользуется более 75% населения, а глобальный показатель едва достиг 50%), — говорит Леонид Делицын. — Обратной стороной такой политики являются относительно небольшие по меркам других стран масштабы бизнеса операторов связи, которые яростно конкурируют между собой и не обладают каждый по отдельности достаточным финансовым и административным ресурсом для вывода на рынок инноваций (включая и сети 5G)».

К возможному росту объема капитальных инвестиций телекомов  может привести и девальвация рубля. «Не менее 50% соответствующих бюджетов номинированы в иностранной валюте», — отмечает Александр Венгранович. Однако крупным игрокам рынка это грозит в меньшей степени. «Вся долговая нагрузка компании номинирована в рублях, валютных кредитов нет», — рассказали, например, в «Ростелекоме». «Ростелекому» 42% выручки приносит сегмент b2c, 26% — b2b, около 15% — государственный сектор, еще 16% — услуги сторонним операторам связи по предоставлению инфраструктуры плюс так называемые прочие (нетелекоммуникационные) доходы.

Новые ниши

К слову, о прочих доходах. Пандемия и вынужденная изоляция ускоряют цифровизацию в самом широком смысле слова. «Огромная масса компаний и их работников уже получили реальный опыт использования удаленной работы и применения новых облачных сервисов, — говорит Сергей Шавкунов. — Безусловно, это даст импульс их развития в ближайшем будущем и в перспективе повысит доходы операторов, предоставляющих данные услуги».

Аналитик по потребительскому и интернет секторам ИК «Ренессанс Капитал» Кирилл Панарин считает, что из-за влияния эпидемии Covid-19 цифровые каналы имеют очень хорошие шансы захватить дополнительную долю рынка телевизионной рекламы, который «более уязвим к макроэкономическим спадам и последующим сокращениям рекламных бюджетов».

Кроме того, никто не отменял растущий в последние годы сегмент M2M. Например, МТС буквально сегодня сообщили о разработке системы цифрового управления молочной фермой на основе IoT-датчиков для коров. Датчик устанавливается в желудок коровы, а программное обеспечение контролирует двигательную активность животного, температуру тела, количество потребляемой воды и т.д. Если сельское хозяйство в принципе выживет после коронавируса, то для цифровизации это одно из самых перспективных направлений.

Читайте на эту тему:

Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ


Актуально сегодня