Рынок под градусом. Производители алкоголя следуют за растущим спросом
Новый проспект
Статьи

Рынок под градусом. Производители алкоголя следуют за растущим спросом

Прочитано: 207

С начала года спрос на алкогольные напитки на фоне санкций против России вырос более чем на 10%. Увеличились продажи всех видов алкогольной продукции, хотя в прошлые кризисы потребители покупали в основном крепкий алкоголь. Производители спиртного уже принимают решение о расширении производств.

Продажи алкогольной продукции в России с начала года выросли примерно на 10%. Такую оценку дает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Рост показателей, по его словам, не драматичный, но всё же заметный.

«Традиционно во время кризисов растет спрос только на крепкий алкоголь, а продажи вина и пива снижаются. Но в текущем году тенденция изменилась: увеличились продажи всех видов алкогольной продукции», — отмечает Вадим Дробиз.

Эту тенденцию подтверждают и расчеты Росстата. По его данным, за 9 месяцев текущего года производство алкогольной продукции (без пива и слабого алкоголя) в стране выросло на 12%, до 137,8 млн дал, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Производство винодельческих напитков увеличилось на 6,9%, до 44,8 млн дал. Более заметный рывок — в 38% — показал сегмент слабоалкогольных напитков: здесь объем выпуска составил 13,3 млн дал.


Залить кризис

Эксперты называют несколько причин, вызвавших рост алкогольного рынка. Во-первых, из-за ограничения въезда в Европу и некоторые другие страны значительная часть потребителей (так называемый средний класс) осталась в России, что способствует росту продаж.

«Кроме того, из-за санкций снизились на 35% поставки импортного алкоголя, что также способствовало росту его производства внутри страны.

«Импортозамещение в первую очередь происходит в головах потребителей. После ухода с рынка ряда иностранных премиальных брендов массовый покупатель очень быстро переключился на потребление отечественной алкогольной продукции. Понятно, что в одночасье нет возможности весь импорт ротировать на аналогичную продукцию российского производства. Но это совсем небольшой рыночный сегмент, который не оказывает существенного влияния на структуру потребления алкоголя в нашей стране», — поясняет гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

По словам Дмитрия Исаченкова, директора по развитию компании Ladoga, освободившиеся после ухода части брендов ниши заполняются как российскими, так и импортными напитками. «Наша компания заключила контракты с тремя новыми поставщиками. По итогам года планируемый нами объем импорта коньяка из Франции будет больше в 4 раза, чем по итогам 2021 года, виски — больше на 70%», — отмечает эксперт.


Всё дело в матрице

Огромное количество зарубежных компаний готово поставлять свои напитки в Россию. Но для того, чтобы новые продукты появились в массовом ретейле, необходимы время и готовность продавцов пересматривать привычную ассортиментную матрицу в пользу как российских версий напитков популярных категорий, так и импортных поставщиков, продолжающих работать с Россией. «Как мы видим по структуре своих продаж, потребитель к такой ротации на полке готов», — рассказывает Дмитрий Исаченков.

По его словам, вырос спрос и на российский виски. Так продажи бренда Fowler’s выросли в 4 раза, торговой марки Highgarden — в 3 раза. «В свете уже ощутимой нехватки импортного виски, вызванной прекращением отгрузок со стороны крупных мировых компаний, потребитель начинает искать успешные российские варианты и находит их в лице вышеуказанных брендов», — комментирует он.

Другие участники рынка отмечают, что активно идет импортозамещение и в сегменте вина. По словам президента ГК «Вилаш» Машкюра Гасымова, компания смогла нарастить объем продаж с начала года. «Основная причина — это замещение импортного вина, которое не поставляется в Россию из-за проблем с логистикой. Поэтому сети повернулись к российским производителям лицом, позволив им увеличить продажи», — заключает Машкюр Гасымов.


Снимаем стресс

Эксперты напоминают, что в сложные времена спиртные напитки активно используются в качестве антидепрессантов. «Это не могло не сказаться на потреблении и в этот раз», — отмечает Максим Черниговский. Правда, часть мужчин, которые мобилизованы и уехали за границу, сейчас исключены из потребительского рынка. Но какого-либо заметного снижения на рынке алкогольных напитков пока нет, говорят эксперты.

По словам Вадима Дробиза, дефицита нет ни в одном сегменте рынка алкогольной продукции (за исключением упомянутых импортных марок), значительного повышения цен также не наблюдается.

«В целом ситуация на рынке достаточно стабильна, поэтому именно сейчас у российских компаний есть хорошая возможность для начала новых проектов», — считает Максим Черниговский.

В частности, планы по расширению есть у компании «Вилаш-КШВ». Как рассказал Машкюр Гасымов, до конца года компания планирует запустить на своем заводе в Ленобласти новую линию по выпуску вина в жестяных банках объемом 0,25 л. В следующем году планируется выпустить около 5 млн единиц этой продукции. Инвестиции в новый проект составили около 50 млн рублей.

«Мы изучили рынок и пришли к выводу, что небольшой объем и новая тара будут востребованы и у молодежи, и у более старшего поколения», — комментирует Машкюр Гасымов.

Между тем после отмены моратория на банкротство контрагенты уже начали активно угрожать компаниям, в том числе производящим алкоголь, банкротными исками. Так, компания «Полиграф — Защита СПб» намерена обратиться в суд с заявлением о признании «Вилаш-КШВ» банкротом. Речь идет о сумме 18 млн рублей, сообщается на Едином федеральном реестре значимых сведений о деятельности юрлиц.

«Этот спор будет разрешен в ближайшее время. Он связан с тем, что «Полиграф — Защита СПб» поставила нам этикетки ненадлежащего качества. Мы также обратились в суд, чтобы разрешить данный конфликт», — поясняет Машкюр Гасымов.

«Очевидно, что «Вилаш-КШВ» сможет разобраться с текущей проблемой, особенно на фоне того, что российские производители алкогольной продукции сейчас укрепляют позиции на рынке», — комментирует Максим Черниговский.


Новый импорт

Касательно перспектив некоторые эксперты считают, что продажи алкогольных напитков продолжат расти. «Этот тренд будет сохраняться на фоне текущего политического и экономического кризиса. Особенно явный всплеск потребления мы увидим на грядущих новогодних праздниках», — уверен глава ГК INFOLine Иван Федяков.

В целом рынок алкоголя ждет заметная трансформация, полагает он. «В частности, можно ожидать развития импорта из нейтральных по отношению к России стран, а также развития СТМ алкогольной продукции у ретейлеров», — заключил эксперт.


алкогольный рынок статистика алкоголь продукты питания цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
Потребительские настроения жителей России выявило новое исследование «инФОМ», проведенное по заказу ЦБ.
31.01.2023
Холдинг «Аладушкин Групп» миллиардера Александра Аладушкина официально вошел в состав собственников петербургского производителя хлеба ГК «Дарница». Эксперты считают это частью предпродажной подготовки предприятия. Они оценивают актив в 700 млн рублей.
Екатерина Захарова, ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка (DIA), рассказала «Новому проспекту», почему российским производителям молочных продуктов стоит заниматься экспортом и почему пока этот процесс идет с трудом.

Сеть клиник "Скандинавия" открывает Южную клинику на Ленинском проспекте
07.02.2023
В Петербурге торжественно открыли Музей спорта
07.02.2023
Власти Петербурга подтвердили планы по сносу школы Ольги Берггольц ради нового Большого Смоленского моста
07.02.2023
Apple оспаривает в суде штраф в 1,2 млрд руб. за монополизм
07.02.2023
Средняя ипотечная ставка в Петербурге за год упала до 5,08 %
07.02.2023
В СПбГУ открылся Центр по изучению и реставрации объектов культурного наследия
07.02.2023
В МИД РФ посоветовали россиянам пока не ездить на юго-восток Турции
07.02.2023
Турпоток в Россию сократился в 25,5 раз по сравнению с допандемийным
07.02.2023
Каток на Крестовском острове станет самым большим в мире
07.02.2023
Число жертв землетрясений в Турции и Сирии превысило 5 тыс. человек
07.02.2023
Рамзан Кадыров: "До конца года спецоперация закончится"
07.02.2023
Российские компании активно ищут фрилансеров для решения задач по маркетингу и SMM
07.02.2023
В России снова всплеск пандемии коронавируса
07.02.2023
Сеть "Лента" будет открывать супермаркеты эконом-формата
07.02.2023
"АвтоВАЗ" купил завод Nissan за 1 евро
07.02.2023
Депутаты ЗАКСа Петербурга просят дать местному бизнесу налоговые льготы
07.02.2023
В результате землетрясения в Турции погиб гражданин России
07.02.2023
Фигуристу Роману Костомарову ампутировали стопы
07.02.2023
Служившим в армии могут дать дополнительные баллы при поступлении в вузы
07.02.2023
Минобороны Нидерландов сообщило о военной помощи Украине на 1,07 млрд евро
07.02.2023
Более 1,1 млн кубометров снега вывезли с улиц Петербурга с начала зимы
07.02.2023
Съемки "Цербера" на два дня перекроют движение на Волховском переулке
07.02.2023
Утром во вторник на Петербург опустится туман
07.02.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки