Рынок под градусом. Производители алкоголя следуют за растущим спросом
Новый проспект
Статьи

Рынок под градусом. Производители алкоголя следуют за растущим спросом

Прочитано: 3932

С начала года спрос на алкогольные напитки на фоне санкций против России вырос более чем на 10%. Увеличились продажи всех видов алкогольной продукции, хотя в прошлые кризисы потребители покупали в основном крепкий алкоголь. Производители спиртного уже принимают решение о расширении производств.

Продажи алкогольной продукции в России с начала года выросли примерно на 10%. Такую оценку дает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Рост показателей, по его словам, не драматичный, но всё же заметный.

«Традиционно во время кризисов растет спрос только на крепкий алкоголь, а продажи вина и пива снижаются. Но в текущем году тенденция изменилась: увеличились продажи всех видов алкогольной продукции», — отмечает Вадим Дробиз.

Эту тенденцию подтверждают и расчеты Росстата. По его данным, за 9 месяцев текущего года производство алкогольной продукции (без пива и слабого алкоголя) в стране выросло на 12%, до 137,8 млн дал, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Производство винодельческих напитков увеличилось на 6,9%, до 44,8 млн дал. Более заметный рывок — в 38% — показал сегмент слабоалкогольных напитков: здесь объем выпуска составил 13,3 млн дал.


Залить кризис

Эксперты называют несколько причин, вызвавших рост алкогольного рынка. Во-первых, из-за ограничения въезда в Европу и некоторые другие страны значительная часть потребителей (так называемый средний класс) осталась в России, что способствует росту продаж.

«Кроме того, из-за санкций снизились на 35% поставки импортного алкоголя, что также способствовало росту его производства внутри страны.

«Импортозамещение в первую очередь происходит в головах потребителей. После ухода с рынка ряда иностранных премиальных брендов массовый покупатель очень быстро переключился на потребление отечественной алкогольной продукции. Понятно, что в одночасье нет возможности весь импорт ротировать на аналогичную продукцию российского производства. Но это совсем небольшой рыночный сегмент, который не оказывает существенного влияния на структуру потребления алкоголя в нашей стране», — поясняет гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

По словам Дмитрия Исаченкова, директора по развитию компании Ladoga, освободившиеся после ухода части брендов ниши заполняются как российскими, так и импортными напитками. «Наша компания заключила контракты с тремя новыми поставщиками. По итогам года планируемый нами объем импорта коньяка из Франции будет больше в 4 раза, чем по итогам 2021 года, виски — больше на 70%», — отмечает эксперт.


Всё дело в матрице

Огромное количество зарубежных компаний готово поставлять свои напитки в Россию. Но для того, чтобы новые продукты появились в массовом ретейле, необходимы время и готовность продавцов пересматривать привычную ассортиментную матрицу в пользу как российских версий напитков популярных категорий, так и импортных поставщиков, продолжающих работать с Россией. «Как мы видим по структуре своих продаж, потребитель к такой ротации на полке готов», — рассказывает Дмитрий Исаченков.

По его словам, вырос спрос и на российский виски. Так продажи бренда Fowler’s выросли в 4 раза, торговой марки Highgarden — в 3 раза. «В свете уже ощутимой нехватки импортного виски, вызванной прекращением отгрузок со стороны крупных мировых компаний, потребитель начинает искать успешные российские варианты и находит их в лице вышеуказанных брендов», — комментирует он.

Другие участники рынка отмечают, что активно идет импортозамещение и в сегменте вина. По словам президента ГК «Вилаш» Машкюра Гасымова, компания смогла нарастить объем продаж с начала года. «Основная причина — это замещение импортного вина, которое не поставляется в Россию из-за проблем с логистикой. Поэтому сети повернулись к российским производителям лицом, позволив им увеличить продажи», — заключает Машкюр Гасымов.


Снимаем стресс

Эксперты напоминают, что в сложные времена спиртные напитки активно используются в качестве антидепрессантов. «Это не могло не сказаться на потреблении и в этот раз», — отмечает Максим Черниговский. Правда, часть мужчин, которые мобилизованы и уехали за границу, сейчас исключены из потребительского рынка. Но какого-либо заметного снижения на рынке алкогольных напитков пока нет, говорят эксперты.

По словам Вадима Дробиза, дефицита нет ни в одном сегменте рынка алкогольной продукции (за исключением упомянутых импортных марок), значительного повышения цен также не наблюдается.

«В целом ситуация на рынке достаточно стабильна, поэтому именно сейчас у российских компаний есть хорошая возможность для начала новых проектов», — считает Максим Черниговский.

В частности, планы по расширению есть у компании «Вилаш-КШВ». Как рассказал Машкюр Гасымов, до конца года компания планирует запустить на своем заводе в Ленобласти новую линию по выпуску вина в жестяных банках объемом 0,25 л. В следующем году планируется выпустить около 5 млн единиц этой продукции. Инвестиции в новый проект составили около 50 млн рублей.

«Мы изучили рынок и пришли к выводу, что небольшой объем и новая тара будут востребованы и у молодежи, и у более старшего поколения», — комментирует Машкюр Гасымов.

Между тем после отмены моратория на банкротство контрагенты уже начали активно угрожать компаниям, в том числе производящим алкоголь, банкротными исками. Так, компания «Полиграф — Защита СПб» намерена обратиться в суд с заявлением о признании «Вилаш-КШВ» банкротом. Речь идет о сумме 18 млн рублей, сообщается на Едином федеральном реестре значимых сведений о деятельности юрлиц.

«Этот спор будет разрешен в ближайшее время. Он связан с тем, что «Полиграф — Защита СПб» поставила нам этикетки ненадлежащего качества. Мы также обратились в суд, чтобы разрешить данный конфликт», — поясняет Машкюр Гасымов.

«Очевидно, что «Вилаш-КШВ» сможет разобраться с текущей проблемой, особенно на фоне того, что российские производители алкогольной продукции сейчас укрепляют позиции на рынке», — комментирует Максим Черниговский.


Новый импорт

Касательно перспектив некоторые эксперты считают, что продажи алкогольных напитков продолжат расти. «Этот тренд будет сохраняться на фоне текущего политического и экономического кризиса. Особенно явный всплеск потребления мы увидим на грядущих новогодних праздниках», — уверен глава ГК INFOLine Иван Федяков.

В целом рынок алкоголя ждет заметная трансформация, полагает он. «В частности, можно ожидать развития импорта из нейтральных по отношению к России стран, а также развития СТМ алкогольной продукции у ретейлеров», — заключил эксперт.


алкогольный рынок статистика алкоголь продукты питания цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Директор по развитию партнерской сети сервиса бронирования жилья «Суточно.ру» Людмила Лаврентьева рассказала, какие направления выбирали туристы в 2023 году, как перераспределился спрос внутри России и каких гостей ждут российские гостиницы в этом сезоне.

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки