На авторынок будет влиять не спрос, а предложение
2021 год будет непростым для дилерского бизнеса. Игроки рынка дают противоречивые прогнозы по продаже автомобилей: одни ожидают падения, другие — роста. Неопределенность в ситуацию вносят продолжающаяся пандемия и сокращение программ государственной поддержки отрасли. О том, чего ждут автодилеры от 2021 года, руководители и собственники предприятий рассказали «Новому проспекту».
— Большинство ведущих российских дистрибьюторов ожидают, что объёмы продаж машин в I квартале следующего года сократятся на 5–10%. При этом по итогам 2021 года практически все бренды, располагающие собственными производственными мощностями в России, рассчитывают на рост продаж в пределах 3–7%. Лишь отдельные марки планируют осуществить прорыв и продемонстрировать прирост продаж на 20 и более процентов. Это в первую очередь Haval, Geely, Genesis и Ford Transit. Кстати, вероятно, уже в следующем году китайские бренды смогут преодолеть цифру в 100 тыс. штук. Это уже много, но это только начало их роста в РФ.
Основным устойчивым драйвером авторынка должны стать госпрограммы по стимулированию сбыта легковых и коммерческих автомобилей, производимых в РФ. Полагаю, что программы будут возобновлены и расширены уже весной. Как всегда, спрос на российском авторынке будет сильно зависеть от устойчивости национальной валюты.
Не думаю, что стоит ожидать резкого повышения цен на автомобили в январе или в феврале. На мой взгляд, цены будут расти последовательно по 0,5–1% в месяц. Авторынок — это стратегическая конкуренция за умы и кошельки потребителей: никто из участников не готов потерять свое место. Все внимательно наблюдают за поведением друг друга. Цена того или иного товара на рынке и его объемы продаж находятся в прямой зависимости друг от друга.
Тем не менее о полноценном насыщении складов автодилеров в IV квартале говорить не приходится. Работаем «с колёс». Из известных мне марок лишь Mazda и Haval смогли к середине декабря существенно пополнить дилерские запасы и обеспечить себе неплохой финиш в декабре. Другие марки так и не смогли или не захотели заполнить дилерские склады.
Вадим Арустамян, председатель совета директоров автохолдинга «Максимум»:
— В течение всего следующего года мы будем наблюдать значительный рост цен на автомобили. Он будет догонять курс иностранной валюты и составит не менее 10–15%. В связи с пандемией многие автоконцерны не повышали цены, и в итоге машины продавались в убыток, если пересчитывать в валюте.
Дефицит, который мы увидели во втором полугодии 2020 года в связи с приостановкой работы автозаводов, будет поддерживаться искусственно. Это позволит импортерам контролировать долю рынка, несмотря на убытки.
Мы увидим, что рынок будет формироваться не спросом, а предложением. По моим прогнозам, продажи автомобилей вырастут на 5–7%, хотя спрос на них гораздо выше. Это связано с тем, что многие покупатели вкладывают в автомобили деньги, которые не потратили на отпуск или развлечения. Кроме того, машина приобретает особую ценность как часть личного пространства, где человек чувствует себя в безопасности с учетом текущей эпидемиологической ситуации.
Эдуард Маркман, исполнительный директор, руководитель направления Renault, компания «Автопродикс»:
— В целом настроение у всех скорее негативное. С одной стороны, сохраняется дефицит ходовых моделей, с другой — всем понятно, что нереализованный спрос сходит на нет. Это видно по общей тенденции к снижению клиентского трафика в декабре, хотя обычно это месяц пиковых продаж. Тому есть несколько причин. Во-первых, производители быстро реагируют на снижение курса рубля повышением цен на автомобили, это уже выбивает клиента с рынка. Во-вторых, в декабре прекратили действие программы господдержки («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Автомобили для медиков»). Я думаю, что декабрь 2020 года покажет отрицательную динамику к аналогичному периоду прошлого года. С учетом того, что на следующий год государство в 3 раза сократило господдержку авторынка (выделило только 10 млрд рублей вместо 27 млрд, как в этом году), а также значительного увеличения цен и снижения реальных доходов, общая отрицательная динамика будет сохраняться весь 2021 год. Мой прогноз — минус 5–10% по общему рынку. Это может откинуть рынок к уровню чуть выше 2016 года — самого плохого за последние 5 лет. И это без учета локдаунов и других жестких ковидных ограничений. Учитывать возможность их появления даже не хочется, так как в этом случае прогноз будет крайне негативным.
Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель»:
— Прогнозировать ситуацию очень сложно, она непредсказуема, и всё, о чем мы говорили, например, в начале года, не оправдалось. Меня тревожит, что по итогам 2020 года в связи с дефицитом машин дилерские предприятия показали неплохую доходность. Как ни парадоксально, несмотря на тяжелый год, отрасль закрыла его с неожиданно хорошим финансовым результатом, тогда как все предыдущие годы политика на рынке была такова, что многие демпинговали ради исполнения планов. Все компании, которые были на грани исчезновения, оказались прибыльными, хотя должны были уйти с рынка.
Так что прогнозы — дело неблагодарное: мы не знаем, будут ли в следующем году локдауны, закроются ли снова автозаводы, как на покупателях скажутся последствия пандемии. Конечно, мы планируем, что в следующем году рынок подрастет, но говорить о финансовых результатах пока сложно. Думаю, весной будет понятно, куда мы все движемся.
Алексей Николаев, совладелец ГК «Автопремиум»:
— По моим прогнозам, в 2021 году рынок останется на уровне 2020 года или упадет примерно на 10%. Основная причина возможного сокращения объема продаж автомобилей — это снижение доходов населения. Мы прекрасно понимаем, что последствия экономической ситуации в связи с пандемией придутся на 2021 год. Не думаю, правда, что нас ждет волна банкротств дилерских предприятий: по результатам 2020 года они чувствуют себя неплохо, да и на рынке остались в основном более-менее устойчивые компании. Нехватка машин продлится, думаю, до весны, пока что у дилеров склады пустые, что ведет к высокой маржинальности. А вот потом, когда склады будут забиты, станет ясно, что нас ждет: застой или падение.