Рынок без новинок. Машиностроителей оставили без денег на новые разработки
Минпромторг отменил запланированные на текущий год субсидии для машиностроителей на выпуск пилотных партий новой продукции. Хотя у машиностроителей довольно много мер поддержки, без этой программы на запуске новых разработок можно будет временно поставить крест, говорят участники рынка.
Недавно Минпромторг отменил программу по предоставлению субсидий на компенсацию части затрат по производству и реализации пилотных партий новой продукции. Об этом «Новому проспекту» рассказали несколько участников рынка.
Определить получателей субсидий власти собирались с 15 февраля по 4 апреля этого года, но в конце марта министерство отменило проведение отбора «в связи со сложившейся геополитической и экономической ситуацией, а также в связи с необходимостью перераспределения бюджетных ассигнований на мероприятия, предусмотренные антикризисным планом» (документ есть в распоряжении редакции).
Пресс-служба Минпромторга не смогла оперативно прокомментировать отмену субсидий и пояснить, какова вероятность их возврата, но ранее чиновники называли данные субсидии важным инструментом поддержки отрасли.
«Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз на решение этих проблем. Они помогут сократить расходы предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции», — говорил ранее заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. По его словам, в рамках программы производители должны компенсировать до 50% своих расходов, а контрагенты-потребители — закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15-50%. «Этот механизм поддержки позволит увеличить количество выпускаемых высокотехнологичных средств производства и будет способствовать снижению доли импортной техники на российских предприятиях», — отмечал Василий Осьмаков.
Десяток игроков и миллиарды рублей
В рамках программы одно предприятие могло претендовать на субсидию в размере не более 150 млн рублей на производство опытной серии.
Субсидии распространялись на продукцию тяжелого, нефтегазового, энергетического, пищевого и строительно-дорожного машиностроения. Например, в свое время был поддержан проект создания Уралмашзаводом карьерного самосвала за 550 млн рублей. Размер субсидии составил 100 млн рублей.
«Данная программа за 2 года до пандемии поддержала нефтегазовое машиностроение на 1,2 млрд рублей, строительно-дорожное машиностроение — на 1,17 млрд рублей, тяжелое машиностроение — на 787,1 млн рублей, станкостроительную отрасль — на 725,1 млн рублей, энергетическое машиностроение — на 238,8 млн рублей и пищевое машиностроение — на 48,5 млн рублей», — подсчитали аналитики «Фридом Финанс».
В программе в разное время участвовали структуры «Объединенных машиностроительных заводов» — «Уралхиммаш» и ПАО «Ижорские заводы». Среди участников также были ООО «МЗ ТОНАР», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ЗАО «Единство», ООО «ФАМ» (входит в холдинг «Русская Трапеза»).
По информации «Нового проспекта», в текущем году в отборе на получение субсидий планировали участвовать в том числе структуры ОМЗ, РЭП-Холдинг, компания «Кранмаш», «Теплоэнергопром», завод «Камкабель» и еще несколько десятков машиностроительных предприятий.
Рынок останется без новинок
Официально потенциальные получатели субсидий отмену программы не комментируют. Например, в пресс-службах ОМЗ, РЭП-Холдинга и ряда других компаний на запрос «Нового проспекта» не ответили, но неавторизованно представители отрасли сообщили, что обещанных субсидий им будет не хватать.
«Мы уже не первый раз участвуем в программе. Рассчитывали, что получим субсидию (около 150 млн рублей) на производство новых энергетических установок. Мы нашли потенциальных покупателей и уже предложили им продукцию со скидкой, ниже себестоимости, поскольку рассчитывали на возврат части средств», — рассказывает один из участников рынка. Теперь, по его словам, предприятие пытается отсрочить поставки продукции и пересмотреть условия контрактов с клиентами в надежде, что конкурс всё же состоится.
«Кажется, что 150 млн рублей — небольшая сумма, однако эти средства могли бы дать развитие производства новой линейки продукции. Это особенно актуально с учетом нынешнего кризиса, когда контрагенты зачастую не готовы покупать еще не проверенную в деле продукцию по полной стоимости», — поясняет другой собеседник «Нового проспекта».
«Без отмененных субсидий и с текущими ценами на материалы и комплектующие про ноу-хау в машиностроении можно забыть. Производителям сейчас будет гораздо проще заниматься выпуском серийной продукции, чем тратить деньги на инновационные компетенции», — говорит представитель другого отраслевого предприятия.
В ассоциации «Росспецмаш» также сообщили, что организация выступает за продление программы субсидирования. «Эта программа важна для производителей специализированной техники. Многие российские заводы активно в ней участвовали, выпуская ежегодно на рынок новые модели техники и оборудования», — заявили в пресс-службе ассоциации.
Импортозамещение под вопросом
По мнению аналитиков «Фридом Финанс», отмена программы по субсидированию производства опытных партий замедлит темпы импортозамещения в отрасли.
«В условиях ограниченного предложения иностранного оборудования отмена таких субсидий может подорвать экономическую безопасность страны», — согласен Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».
Дмитрий Марков, автор стратегий автоследования в «Финаме» отметил, что отмена субсидий приведёт к сокращению инвестиций предприятий в новые разработки и технологии. «Возвращение программы пришлось бы очень кстати, это поможет ускорить импортозамещение. Сейчас во многих отраслях возникает необходимость перехода на собственные комплектующие и технологии из-за вводимых санкций и ухода иностранных компаний», — говорит он.
Между тем Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», напоминает, что в России и так довольно много мер поддержки промышленности. «Правительство упростит правила предоставления универсальной субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с производством конкурентоспособной продукции. Для инновационной продукции будут значительно снижены требования к предоставлению субсидии, станет меньше контрольной отчетности», — перечисляет он.
Кроме того, планируется изменить законодательство для упрощения работы с различными видами интеллектуальной деятельности, включая изобретения, полезные модели, а также промышленные образцы. «В трехгодичном федеральном бюджете на соответствующие выплаты заложено более 19 млрд рублей», — говорит Дмитрий Баранов.
Кроме того, в феврале было решено расширить действие льготного налогообложения, в том числе и для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «С учётом вышеизложенного отмена субсидий не столь критична, так как действуют другие меры поддержки. А кроме того, промышленности могут быть и оказаны и иные виды помощи с учётом текущей ситуации», — заключил эксперт.
О том, как еще можно стимулировать развитие промышленности, говорят и отраслевые союзы. «Производство и отгрузки российской спецтехники растут ежегодно на протяжении последних лет, однако 2022 год может стать исключением. Предприятия уже в марте начали фиксировать резкое снижение количества заказов на их продукцию по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. На сегодня запредельно высокие ставки по кредитам и лизингу просто не позволяют подавляющему большинству потребителей специализированной техники обновлять парк», — констатируют в ассоциации «Росспецмаш».
Чтобы не допустить падения рынка российской спецтехники, по мнению экспертов, необходимо сделать вновь доступными для покупателей основные инструменты, позволяющие им приобретать технику. «Важно направить субсидии на льготный государственный лизинг, программу скидок на спецтехнику, поддержать производство и локализацию выпуска в России критически важных комплектующих», — заключили в ассоциации.