«Рыбный порт» изменился в долях. Миноритарий схлестнулся с миллиардерами
Миллиардер Михаил Сошник скоропостижно скончался в ноябре прошлого года. Основным активом бизнесмена считалось одно из ведущих предприятий пищевой промышленности города — «Рыбообрабатывающий комбинат №1». Кроме того, группа Сошника контролировала ООО «Рыбный порт», которое владеет земельными участками, портовыми сооружениями и железнодорожной веткой стивидорного комплекса в Большом порту Санкт-Петербурга. Рыночная стоимость портового актива оценивается примерно в 8 млрд рублей. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2018 году на этом комплексе перевалено 2,8 млн т грузов — почти 5% оборота всего петербургского порта.
По данным СПАРК, до 27 февраля 24% долей «Рыбного порта» принадлежали ООО «РОК №1-Причалы», а 76% — ООО «Терминал». Обе фирмы входили в бизнес-империю Сошника. При этом 90% «РОКа» контролирует Елена Третьякова, еще 10% — у петербурженки Татьяны Малютиной.
В структуре собственников всего стивидорного комплекса «Терминал» занимает ключевую позицию. Кроме доли в «Рыбном порту», ему принадлежит ООО «Торговый морской рыбный порт» — компания, которая занимается собственно перевалкой грузов. А самим «Терминалом» на 81% владеет фирма «Глобал Марина Инк.» с Британских Виргинских островов и на 19% — фирма «Лантис Корп.» с Панамы. В бизнес-сообществе полагают, что оба офшора контролировал Михаил Сошник. Кто управляет этими офшорами сегодня, а через них «Терминалом» и «ТМРП» — такая же загадка, как и фамилии людей, которые скоро вступят в права наследства миллиардера.
Зато уже понятно, с кем им придётся побороться за портовые активы. В последние дни февраля структура собственников ООО «Рыбный порт» изменилась. Теперь 34,16% долей ООО через аффилированные фирмы контролируют Елена Третьякова и основатель сети «Бабилон», а также один из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в районе Невского проспекта, миллиардер Геннадий Голубев. При этом доли в бизнесе «Рыбного порта», контролируемые Татьяной Малютиной и «Терминалом», автоматически сократились. По данным СПАРК, Елене Третьяковой принадлежат доли в петербургских компаниях «Бабилон Дистрибьютер Компани», «Книжный мир» и «Интех-Электроникс». Другие совладельцы этих фирм — Геннадий Голубев и его давний деловой партнёр Иван Третьяков. Последнего в медиапространстве считают родственником Елены Третьяковой.
Судебные баталии
Увеличение доли Елены Третьяковой в ООО «Рыбный порт» за счёт в том числе сокращения доли «Терминала» в нём — первый после смерти Сошника шаг, позволяющий говорить о появлении претендентов на часть его наследства. А ещё действия госпожи Третьяковой давно и категорически не устраивают миноритарную владелицу долей компании «РОК №1-Причалы» Татьяну Малютину.
Татьяна Малютина начала непримиримую борьбу с Еленой Третьяковой ещё до кончины Михаила Сошника — с лета 2017 года. Сначала она пыталась признать недействительным решение собрания участников ООО «РОК №1 Причалы» об одобрении расторжения договора аренды одного из причалов с ФГУП «Нацрыбресурс». Суд ей отказал, в сентябре 2018 года это решение окончательно вступило в законную силу.
Тем же летом Татьяна Малютина попыталась заставить «РОК №1-Причалы» признать недействительным решение собрания его участников об установлении рыночной стоимости передаваемой в залог недвижимости. Речь шла о залоге земельного участка и двух складов в порту. Малютина настаивала на определении рыночной цены залогов в 4,5 млн рублей за каждый склад и 44 млн рублей за право аренды земельного участка, но собрание участников компании (читай — Елена Третьякова) установило другую рыночную стоимость объектов: по 1 млн рублей за склад и 20 млн рублей за земельный участок. Малютина проиграла и этот процесс — 1 октября 2018 года решение вступило в законную силу.
Зато третий иск, поданный в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области прошлым летом, Татьяна Малютина выиграла. Суд обязал «РОК №1-Причалы» предоставить ей пакет документов, связанных с деятельностью компании, и в ноябре 2018 года это решение вступило в законную силу. 18 марта 2019 года вступило в законную силу ещё одно победоносное для неё судебное решение: арбитраж обязал компанию Елены Третьяковой предоставить Татьяне Малютиной второй пакет документов — они касаются продажи компанией «РОК №1-Причалы» двух складов в порту.
Кроме того, в феврале и марте сего года она направила в суд ещё два иска: о признании недействительными ряда имущественных сделок, а также решения «об одобрении действий генерального директора об увеличении уставного капитала в ООО «Рыбный порт» за счёт внесения дополнительных вкладов третьими лицами». Последний иск, судя по всему, как раз и касается тех изменений в структуре собственности «Рыбного порта», которые существенным образом усилили позиции Елены Третьяковой и её бизнес-партнёров. Эти процессы сейчас в активной стадии, и решения по ним пока не приняты.
Классический случай
К сожалению, до самой Татьяны Малютиной нам дозвониться не удалось, её адвокат Кирилл Кукушкин предложение об интервью проигнорировал. Из опубликованной на сайте Арбитражного суда информации можно сделать вывод, что Малютина полагает, будто её оппоненты специально выводят активы из ООО «РОК №1-Причалы», чтобы остаться их единственными владельцами. Елена Третьякова ранее обещала автору статьи подумать над возможностью диалога, но на телефонные звонки не отреагировала. «Новый проспект» предоставит возможность высказаться всем участникам конфликта, как только они выразят желание пообщаться с нашим корреспондентом.
Независимый эксперт Роман Пархоменко, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Pen&Paper, полагает, что в «Рыбном порту» имеет место классический корпоративный конфликт миноритарного и мажоритарного участников общества. «Действия госпожи Малютиной (миноритария) логичны: это получение информации о деятельности компании и последующее оспаривание сделок, которые, по её мнению, причиняют ущерб. В свою очередь госпожа Третьякова предпринимает действия, направленные на сокращение возможностей госпожи Малютиной опосредованно участвовать в управлении ООО «Рыбный порт». Увеличение уставного капитала за счёт взносов третьих лиц — распространённый способ размытия доли в обществе. Решение об этом должно быть принято единогласно. Соответственно, без голосов ООО «РОК №1-Причалы» увеличение уставного капитала ООО «Рыбный порт» было бы невозможно», — отмечает адвокат.
При этом перспективы оспаривания данного факта, по его мнению, оценить сложно. «Госпожа Малютина может оспорить решение общего собрания участников ООО «Рыбный порт» об увеличении уставного капитала. Кроме того, она может предъявить к генеральному директору ООО «РОК №1-Причалы» требование о взыскании убытков, причинённых обществу его действиями. Основная сложность в подобного рода спорах — доказывание факта причинения убытков и их размера. Разумеется, необходимо также доказать, что генеральный директор действовал неразумно и недобросовестно в ущерб интересам общества. В данной конкретной ситуации, возражая против взыскания убытков, директор может сослаться, например, на привлечение инвестиций в ООО «Рыбный порт» за счёт взносов новых участников и доказать, что данные инвестиции позволят получить «РОК №1-Причалы» выгоду от участия в ООО «Рыбный порт», несмотря на то что доля участия сократилась», — рассуждает эксперт.