«Русский ниндзя» споткнулся о «Радугу»

09 Февраля 2019

Производитель батутов, компания «Радуга», заблокировал выход на российский рынок телешоу Ninja Warrior и стал партнером крупнейшей японской телекомпании TBS.

Японская телекомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) попыталась выйти на российское ТВ с передачей Ninja Warrior, но натолкнулась на препятствие: сходный товарный знак уже зарегистрировала петербургская компания «Радуга» — она производит батуты под брэндом «Русский Ninja». В результате русская версия телепередачи вышла на Первом канале под лицензией «Радуги». 

На прошлой неделе корпорация Tokyo Broadcasting System Television Inc (TBS TV Inc) обратилась в суд по интеллектуальным правам РФ (СИП) с иском об оспаривании товарного знака «Русский ниндзя Warrior». Дело затрагивает интересы петербургского ООО «Радуга» и эстонской фирмы Motan Baltic OU. Японцы потребовали наложить запрет на использование спорного бренда в обороте на время рассмотрения дела, но суд отказался принять эти обеспечительные меры.

Девелопер на батуте

TBS TV Inc — крупнейшая в Японии телекомпания, созданная в 1951 году. Она владеет правами на телешоу Ninja Warrior, которое транслирует в 156 странах мира. 

ООО «Радуга», по данным СПАРК, принадлежит предпринимателю Александру Антонову. Оборот компании за 2017 год составил около 17 млн рублей. Компания входит в группу «Джамп», которая производит и эксплуатирует батутные аттракционы под брендами Jump, Russian Ninja, Academy Ninja и др. Сейчас группа владеет четырьмя центрами в Петербурге и одним в Нижневартовске. Напомним, что недавно в число акционеров холдинга вошел девелопер Андрей Евдокимов.

Юристы японской корпорации считают, что петербургские бизнесмены паразитируют на ее бренде, в который она вложила огромные средства. На этом основании TBS просит аннулировать товарный знак «Радуги». Ранее компания обращалась в Роспатент с возражением на регистрацию товарного знака, но госорган отказался ее отменять. После этого и был подан иск.

Русский автор

Между тем, сама «Радуга» не придумала этот бренд, а стала обладателем исключительной лицензии, полученной от эстонской компании Avanti Plus, разработчика семейной подвижной игры на батутах Russian Ninja Warrior.

Генеральный директор группы «Джамп» Евгения Машкова утверждает, что о существовании телешоу с похожим названием производители батутов с удивлением узнали только после визита представителей TBS. «Они заявили, что им нужна наша марка, так как «Первый канал» не пускает в эфир шоу, если нет своего товарного знака. Мы им выдали лицензию за символическую плату. Но затем, выпустив шоу, они подали на нас в суд, обвинив в недобросовестном поведении», — говорит Машкова.

Главный контраргумент юристов «Радуги» на претензии TBS — то, что по ГК РФ юридическое лицо не может получить права на произведение просто в силу его создания, то есть не может считаться автором. А вот автор-физлицо имеет право передать свои права кому угодно. Настоящим же автором сценария игры Russian Ninja Warrior, которая стала причиной спора, является россиянин Дмитрий Черный. И пока авторство Черного не оспорено в суде, он единственный обладатель прав на это произведение. 

"По нашему мнению, решение Роспатента должно устоять, поскольку при тех доказательствах, которые были представлены в возражении, доводы Палаты по патентным спорам особых вопросов не вызывают, - комментирует спор патентный поверенный фирмы "Патентика" Елена Дмитренко. - Однако, считаем, что у японской компании есть шансы выиграть дело, если дополнительно к заявленным уже требованиям она дозаявит требования о недобросовестной конкуренции и злоупотреблении правом со стороны правообладателя".


Актуально сегодня