Рожки да ножки. Почему колбасит мясопереработчиков
Многие региональные переработчики мяса испытывают финансовые проблемы: одни останавливают работу, другие уходят в банкротство. Аналитики полагают, что исправить ситуацию им поможет активная работа с региональными сетями и выход в сегмент HoReCa.
У крупного петербургского производителя мясных продуктов «Парнас-М» возникли проблемы. С 2022 года Петербургская сбытовая компания (ПСК) подала к заводу более 20 исков о взыскании 8 млн рублей. В пресс-службе ПСК отметили, что у переработчика есть просроченная задолженность по оплате потребленной электроэнергии и придется платить неустойку.
Кроме того, в апреле этого года в картотеке арбитражных дел зарегистрировано поданное ПСК заявление о несостоятельности АО «Парнас-М», тоже из-за задолженности за потребленную электроэнергию. Размер требований в исковом заявлении — 8,3 млн рублей. Всего на 9 апреля просроченная задолженность «Парнас-М» за электричество составляет 41,7 млн рублей (без учета начислений за март).
АО «Парнас-М» в 2023 году получило 96 млн рублей выручки. Компания аффилирована с ООО «МЗ «Парнас». Гендиректор АО — Екатерина Удачина, которая также является учредителем ООО. А руководитель «МЗ «Парнас» — основатель холдинга Сергей Удачин. ООО «МЗ «Парнас» с 2019 года арендует и сдает в субаренду имущество ОАО «Парнас-М».
Не первое банкротство
Как напоминает Сергей Бакешин, советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal, у АО «Парнас-М» есть старое дело о банкротстве, по которому в октябре 2022 года было утверждено мировое соглашение. Его заключили налоговики, ООО «Модресс», скупившее ранее долги компании, и другие кредиторы мясопереработчика.
«Скорее всего, это мировое соглашение еще не исполнено (оно предусматривало отсрочку на 5 лет). Если в новом деле о банкротстве будет введено наблюдение, в него вступят кредиторы из старого дела и ограничиться погашением долгов перед ПСК не удастся», — отмечает Сергей Бакешин.
«Если будет доказано, что активы и хозяйственные связи должника были переведены на другую компанию или что была выстроена схема, в которой должник являлся центром убытков, а другая компания — центром прибыли, то и другую компанию могут привлечь к субсидиарной ответственности», — добавляет он.
По мнению одного из участников рынка, скорее всего, «Парнас-М» спасет стратегический инвестор, который окончательно поправит финансовые дела компании. Но такого желающего еще нужно найти. Семья Удачиных, основавшая «Парнас-М», раньше никогда привлечением инвестора не занималась.
Мясу не хватает денег
В конце марта 2024 года угроза банкротства нависла над еще одним крупным мясопереработчиком из Петербурга. Небольшой грузоперевозчик ГК «Пеликан» подал в арбитражный суд заявление о признании несостоятельным ООО «Иней». Однако истец не опубликовал в установленные законом сроки соответствующее уведомление, поэтому суд отказался принимать заявление.
Проблемы другого рода возникли у Рощинского мясокомбината, крупного мясопереработчика из Ленобласти. Как сообщается в объявлении на «Авито», имущественный комплекс предприятия продается за 336 млн рублей. Рощинский мясокомбинат выпускал мясные полуфабрикаты, в основном рассчитанные на сегмент HoReCa.
Как сообщили источники на рынке, предприятие не работает около 2 лет. Собственники этого предприятия — гендиректор Гавриловского карьероуправления Сиражудин Магомедов и семья покойного депутата областного парламента Ильдара Гилязова. «Они хотели возобновить производство, но, видимо, так и не нашли на это деньги», — сказал собеседник «Нового проспекта».
Колбаса в затяжном пике
Аналитики называют рынок мясных изделий сложным. «Здесь тяжело выдерживать конкуренцию, потому что предложение есть, а спрос на мясную продукцию не слишком растет на фоне снижения доходов населения и инфляции. Покупатель в основном отдает предпочтение сырому мясу», — говорит глава ГК INFOLine Иван Федяков.
«Потребление колбасных изделий и мясных деликатесов до 2023 года практически стагнировало на фоне роста потребления мяса и мясных продуктов. Мясо вытесняло колбасу с 2014 по 2022 год, поскольку последняя была слишком дорога», — комментирует Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. По его словам, 2023 год также был сложным, особенно его вторая половина, когда существенно выросли цены на сырье. «Сейчас ситуация более стабильная. Цены на сырье стабилизировались, но из пике вышли не все», — говорит он.
«Предприятия отрасли давно работают на очень низкой рентабельности, ниже 10%. Есть те, у кого данный показатель не превышает 2-5%. При этом возможности ценовой конкуренции ограничены: поднять цену на продукцию «на полке» очень трудно. Это противоречит политике крупных торговых сетей — главного источника сбыта колбас и мясных деликатесов», — добавляет Сергей Юшин.
«Конкуренция и в будущем останется жесткой. Те компании, которые нашли свою рыночную нишу и производят высокомаржинальный продукт или хотя бы отличающийся от продукции других производителей, находятся и будут находиться в лучшем положении», — заключает эксперт.
Дружба с торговлей и общепитом
Что касается региональных производителей, то им, конечно, сложно конкурировать с федеральными игроками типа «Мираторга» и «Черкизово». «Они забрали весь масс-маркет под себя, а спрос в среднем ценовом сегменте невысок», — комментирует Иван Федяков.
«Правда, ретейлеры давят и на региональных мясопереработчиков. Есть примеры, когда компании из высокого ценового сегмента плавно перетекают в массовый, поскольку именно такой товар больше всего востребован сетями», — отмечает независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
По его мнению, для сохранения позиций и развития региональным производителям стоит сотрудничать с региональными сетями либо развивать собственную розницу. По такому пути, например, пошел «ПсковАгроИнвест».
«Небольшим компаниям также стоит работать с ресторанами. Общепит хорошо востребован, и там нет такого жесткого давления на цены поставщиков, как в ретейле», — полагает Иван Федяков.
По данным BusinesStat, в 2022 году производство колбасных изделий и мясных деликатесов в России сократилось на 1,9% и составило 2,56 млн тонн. Сокращение стало следствием кризиса и ослабления спроса.
Российский рынок колбасных изделий и мясных деликатесов на 98% состоит из продукции собственного производства, но зависит от импортных компонентов. В июле 2022 года Евросоюз прекратил импортировать в Россию искусственные оболочки, необходимые для выпуска колбасной продукции. Представители отрасли рассматривают возможность увеличения закупок из Китая, Сербии и Индии. Есть производства оболочки в России, но они не могут удовлетворить возросший спрос. Ожидается, что в ближайшие годы выпуск колбасных изделий и мясных деликатесов в России будет сокращаться, считают в BusinesStat.