«Ростфинанс» очистят от земли

05 Апреля 2019

Деятельность «Ростфинанса», обслуживающего интересы одного из крупнейших строительных холдингов Петербурга, Центробанк (ЦБ) изучал три года. Регулятор обнаружил нарушения и хотел лишить банк лицензии. Основные разногласия коснулись оценки банковских активов — землю в капитале банка потребовали заменить на деньги. В итоге, как сообщил «НП» сам Аркадий Скоров, компании удалось договориться с ЦБ о том, чтобы оздоровить банк.

Переоценка ценностей

Осенью 2016 года «Дальпитерстрой» провел докапитализацию принадлежащего ему банка «Ростфинанс» с 0,5 млрд до 1,2 млрд рублей. Строители внесли в уставный капитал землю и коммерческую недвижимость, чтобы расширить возможности банка по кредитованию. А еще для того, чтобы он мог выдавать гарантии строительным компаниям (это позволено банкам с капиталом более 1 млрд рублей). Но в конце прошлого года регулятор переоценил эти активы и понизил капитализацию «Ростфинанса» до 0,8 млрд рублей.

Владельцы «Ростфинанса» со всеми претензиями ЦБ согласились. «Но быстро устранить недочеты не получается. Мы очень рассчитывали на финансовую поддержку, которую мог бы оказать банк строительному холдингу в части ипотечного кредитования. Однако выдачу ипотеки пришлось сократить. Если у «Ростфинанса» отзовут лицензию, это отразится на работе всего строительного холдинга «Дальпитерстрой». Понимая это, я весь август провел в Москве в переговорах. В результате кураторы  ЦБ пошли нам навстречу. Мы составили годичный план оздоровления банка и ему следуем», — говорит Аркадий Скоров.

Сейчас «Дальпитерстрой» строит 300 тыс. м2 жилья, у компании 5 тыс. дольщиков. Основная задача компании на ближайший год — продать земельные активы «Ростфинанса». Речь о 7 пятнах общей площадью около 30 га в границах Петербурга, которые сам девелопер оценивает в 2,5-3 млрд рублей.

Нужный и проблемный

Аркадий Скоров приобрел банк «Ростфинанс» в 2013 году у предпринимателей из Ростовской области. Он объяснял покупку тем, что строительным проектам холдинга необходимо собственное ипотечное кредитование. Последние несколько лет банк несет убытки. За 8 месяцев 2018 года они составили 30,8 млн рублей, за 2017 год — 481,2 млн рублей, за 2016 год — 692,6 млн рублей.

«Спасение банка жизненно необходимо компании, так как крах кредитного учреждения угрожает уже начатым проектам», — отмечает Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента «Альпари». «Тесная связь между банковским и девелоперским бизнесами — характерная беда для отрасли. Многие банки рухнули, из-за того что их основной деятельностью было финансирование девелоперских проектов собственников. Это и банк «Российский кредит», и банк «Глобэкс», и «Мособолбанк», — перечисляет начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

По его словам, 7 банков из 28-ми, у которых была отозвана лицензия в первом полугодии 2018 года, потеряли ее в том числе из-за связанного кредитования собственников. Наличие недвижимости в активах банка, по мнению Михаила Осадчего, лишь усугубляет ситуацию. «В случае снижения стоимости этих активов, например, в два раза капитала у банка не останется», — поясняет эксперт.

Спасти рядовой банк

«ЦБ удобнее при оценке капитала оперировать все же денежными ресурсами, а не стоимостью земли, и, если требования по продаже активов будут выполнены, у «Ростфинанса» есть все шансы продолжить работу в нормальном режиме», — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

Впрочем, сделать это будет непросто: покупателей, которые готовы заплатить миллиарды за землю, сейчас на рынке нет. «Разброс цен на землю вдоль границы Петербурга очень большой. Денежных сделок — единицы. Я лично не вижу покупателей, которые готовы платить за землю сразу всю сумму. Земельные участки продаются либо в обмен на часть построенных квадратных метров, либо с очень длинной рассрочкой. По моему мнению, за 30 га покупатели будут расплачиваться в течение 10 лет», – говорит председатель совета директоров «СВП Групп» Денис Жуков.

Кроме того, даже если землю удастся продать, практика показывает, что регулятор может выставить новые условия. Например, перед отзывом лицензии у «Рускобанка» его совладельцы внесли в капитал 1,5 млрд рублей. Но ЦБ потребовал докапитализации на 3 млрд рублей, и это условие акционеры выполнить не смогли. А «Международный банк Санкт-Петербурга» Сергея Бажанова все лето занимался распродажей кредитных портфелей, но все равно на днях перешел под управление Агентства страхования вкладов.

Текст: Наталья Ковтун, Александра Конфисахор

Фото: Петр Ковалев/Коммерсантъ


Актуально сегодня