Российский искусственный интеллект предпочитает Азию
Иллюстрация: Kandinsky by Sber AI
В России составили рейтинг стран, приоритетных для экспорта отечественных цифровых решений. Из 192 стран, входящих в ООН, подходящими для IT-сотрудничества оказались лишь пять.
Рейтинг составила АНО «Цифровая экономика», использовав данные Всемирного Банка, МВФ, Heritage Foundation и др. На первом месте среди показателей, которые брались в расчет, находится статус страны (дружественная/недружественная), умноженный на параметр экономической интеграции. Экономическая интеграция — это процесс сближения и объединения предприятий, отраслей, регионов, стран и государств. На втором месте, причем уже с меньшим весом этого параметра, — объем ВВП. Третьим по значению является тот факт, есть ли в стране торговое представительство и российский «цифровой атташе».
«Цифровые атташе», являясь штатными сотрудниками торговых представительств Российской Федерации за рубежом, выступают связующим звеном между российским бизнесом и партнерами в стране пребывания, выявляют спрос и потенциальные ниши, а также оказывают содействие российским компаниям в выстраивании конструктивного диалога с иностранными контрагентами. Основной задачей «цифровых атташе» определено наращивание объемов экспорта российских товаров и услуг в области информационных технологий (программного обеспечения и радиоэлектронной продукции).
«Цифровые атташе» заняты организацией поставок различных сервисов, цифровых платформ, ПО и т. д. По данным Минпромторга, сегодня в дружественных странах работает 14 российских «цифровых атташе», а к концу 2024 года их будет 35. При этом IT-промоутеры базируются прежде всего в государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Евразийского экономического союза, а также в Аргентине, Вьетнаме, Малайзии. В этом году к ним добавились ОАЭ, ЮАР и Индия.
Фактор фактору рознь
Первые три фактора, по сути, резко ограничивают список приоритетных стран. Импорт ИКТ-услуг, индекс экономической свободы и индекс цифровой зрелости уже не играют большой роли. На последнем месте стоит культурно-языковой барьер. Это вообще никогда не было проблемой. В итоге первая пятерка выглядит так: на первом месте Казахстан, затем идут КНР, Беларусь, Бразилия и Индия. Эти страны являются дружественными по отношению к Российской Федерации, состоят в ЕАЭС или БРИКС, а также имеют высокий объем товарооборота с Россией по сравнению с другими странами.
В Казахстане есть и «цифровой атташе», да и население там в массе своей русскоговорящее. Хотя, опять же, язык — наименьшая проблема, по мнению аналитиков. Товарооборот Казахстана с Россией составляет $ 25,6 млрд, тогда как весь объем ВВП составляет $ 220,6 млрд, а вот импорт ИКТ-услуг — всего-ничего $ 425 млн. Есть куда расти.
В КНР по-русски мало кто говорит, однако «цифровой атташе» есть уже и там. Товарооборот с Россией равен $ 141,3 млрд, ВВП — $ 17,9 трлн, а импорт ИКТ — $ 40,1 млрд. Зайти на этот рынок труднее, но и перспективнее.
Беларусь ближе к России и по менталитету, и по экономическим связям, однако по оборотам явно недобирает. Товарооборот с Россией — $ 38,8 млрд, ВВП — $ 72,7 млрд, импорт ИКТ-услуг — $ 501,3 млн.
Товарооборот с Россией далекой Бразилии, где тоже уже есть наш «цифровой атташе», составляет $ 7,4 млрд, ВВП — $ 1,9 трлн, импорт ИКТ-услуг — $ 6,4 млрд.
И, наконец, в Индии, где тоже есть «цифровой атташе», товарооборот с Россией составляет $ 13,5 млрд, ВВП — $ 3,4 трлн, а импорт ИКТ-услуг — $ 14,3 млрд.
Есть еще пять государств, в целом привлекательных, но обладающих «рядом незначительных экономических, цифровых или политических ограничений»: Узбекистан, Аргентина, Египет, Израиль и Перу.
И третья пятерка, с которой в теории тоже можно работать, хотя эти страны и обладают «рядом значительных экономических, цифровых или политических ограничений». Это Доминиканская республика, Бахрейн, Эквадор, Таджикистан и Гана.
Другие государства на планете Земля в принципе не рассматриваются Россией в качестве партнеров для продажи IT-услуг и технологий.
Регионы влияния
Таким образом, доминирующими регионами на планете, с которыми РФ планирует работать, являются Азия, Ближний Восток и Южная Америка.
Азиатский регион получил лидирующую позицию благодаря уровню ВВП и степени экономической и политической интеграции с Россией. При этом здесь присутствуют развитые страны, не являющиеся привлекательными для экспорта ИКТ-услуг из-за политического статуса, такие как Сингапур и Япония.
Несмотря на незначительно более высокие «цифровые» показатели по сравнению с Азией, Ближний Восток является менее привлекательным для экспорта ввиду более низких объемов ВВП и товарооборота с Россией, а также из-за высокой степени аккумуляции экономического потенциала региона у нескольких стран.
Регион Южной Америки относительно слабо экономически и политически интегрирован с Россией: во многих странах Южной Америки отсутствуют торговые представительства и «цифровые атташе», объем товарооборота с РФ довольно низок. Но в перспективе регион может быть привлекателен для экспорта ввиду высокого уровня использования интернета населением, считают эксперты.
Страны Северной Америки, Европы и Океании, за исключением Беларуси, Сербии и Молдовы, не попали ни в одну группу рейтинга. «Это обусловлено как недружественным статусом США, Канады и большинства европейских стран, так и, в случае Океании, низким объемом ВВП, товарооборота, экономической интеграции и других параметров», — отмечают в АНО «Цифровая экономика». Впрочем, эксперты признают: несмотря на это, страны Европы и Северной Америки, а также недружественные страны Азии являются лидерами по «цифровым» показателям — уровню использования интернета населением, цифровой грамотности, импорту ИКТ-услуг.
Компенсация западных потерь
По предварительным оценкам РАЭК, по итогам 2023 года весь объем экономики Рунета составляет 16 трлн рублей, это 9,4% ВВП страны. Меж тем экспорт российских IT-решений за 2023 год снизился на 44-47%, до 3,1-3,3 млрд рублей, по данным аналитической компании «Яков и партнеры».
В начале января 2024 года президент НП «Руссофт» Валентин Макаров заявлял, что в сложившейся геополитической обстановке российские IT-компании лишились выхода на многие зарубежные рынки для экспорта своей продукции.
Валентин Макаров признает, что открылись новые страны, однако, считает он, развитие бизнеса в них затруднено в связи с недостаточной поддержкой со стороны государства. Макаров считает, что одна из проблем заключается в отсутствии грантов, которые российские компании могли бы использовать, например, для продвижения своих проектов в дружественных странах и создания системы подготовки местных кадров.
В «Яков и партнеры Digital» говорят, что в государствах Персидского залива хорошо продаются российские продукты в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения, в том числе на основе технологий компьютерного зрения. Есть потенциал экспорта IT-услуг в страны Африки и Латинской Америки, а также в Индию, но их фактический вклад в 2023 году был невелик.
По данным Российского экспортного центра, российские IT-экспортеры развивают бизнес на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, но к 2023 году экспорт по этим направлениям так и не компенсировал потери рынков западных стран.