Россияне по-прежнему смотрят в умный ящик. Пусть и плоский
В России растет популярность Smart TV, даже на фоне снижающихся доходов населения. Эксперты считают, что такими темпами телевизор скоро снова может стать главным экраном в доме, но не исключают, что новые девайсы отправят ТВ, пусть и умное, на свалку истории.
Самый пик
Smart TV — это умный телевизор, сочетающий в себе интернет-вещание и цифровые интерактивные сервисы, ресиверы и прочие устройства для просмотра медиа в интернете.
По данным J’son & Partners Consulting, в 2020 году количество проданных телевизоров с функцией Smart TV превысило показатель наиболее успешного в прошлом для производителей 2014 года (4,5 млн штук). «Пик роста популярности Smart TV пришёлся на 2020 год, — согласны в Ozon. — Штучные продажи умных телевизоров выросли в 4,5 раза по сравнению с 2019 годом, а телевизоры с операционной системой составили 61% от всех проданных экранов против 33% годом ранее».
Лидерами среди брендов в этой категории в последние годы являются Samsung, LG и Hyundai. По данным Ozon, основная операционная система в таких телевизорах — Android TV (используется в нескольких моделях Sony, Sharp и других компаний), его доля в I квартале 2021 года составила 44%. На втором месте Samsung с Tizen OS (20%) и LG с WebOS (15%).
Представители Ozon видят драйвер роста популярности Smart TV в повсеместном переходе на удалёнку и желании потреблять контент в высоком качестве без дополнительного оборудования: телеприставок, игровых консолей или компьютеров.
«Всего в России уже продано более 30 млн Smart TV», — рассказал директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.
По оценке группы «М.Видео — Эльдорадо», более 16 млн телевизоров со Smart TV было продано на российском рынке за последние 5 лет. Доля умных моделей в штуках увеличилась в количественном выражении c 40% в 2016 году до 65% в 2020, в деньгах за прошлый год доля составила 85% против 60% пятью годами ранее. Рост продаж сегмента по итогам прошлого года составил +33% в штуках и +28% в деньгах.
Кто эти люди
Неуклонно растет и аудитория Smart TV. В J’son & Partners подсчитали, что в 2018 году 30% опрошенных россиян использовали для просмотра телепередач Smart TV, в декабре 2019 года — 39%, а в марте 2021 — уже 45%. В этом году 95% россиян, составляющих аудиторию Smart TV, смотрят профессиональное видео в интернете. За год на треть увеличилась доля зрителей профессионального видео, которая смотрит его каждый день.
Аналитики отмечают, что у Smart TV есть принципиальное отличие от телеаудитории в целом: его смотрит больше мужчин, чем женщин (52% и 48% соответственно). «В подавляющем большинстве пользователи Smart TV — это молодежь и «продвинутые» в техническом плане взрослые люди. Так что возрастной диапазон большинства пользователей находится между 18 и 45 годами, хотя и более старшие люди всё активнее применяют подобную технику», — отмечает аналитик «Финама» Алексей Коренев.
Неоригинальный контент
«Люди смотрят как линейное ТВ, так и видео по запросу. Чаще всего в семье Smart TV — основной телевизор», — поясняет Дмитрий Колесов. «Наибольшей популярностью среди сервисов пользуются видеохостинги и стриминговые сервисы, — говорит руководитель группы закупок ТВ и аудиотехники компании «Ситилинк» Егор Панин. — Сейчас смарт-телевизоры представлены во всех ценовых сегментах, модели без этой функции сегодня остаются только в самых простых устройствах с небольшой диагональю экрана». Средняя цена телевизора с функцией Smart на рынке составляет 30 тыс. рублей. Дмитрий Колесов добавляет, что ежегодно модели умных ТВ дешевеют темпами около 5%.
В «М.Видео — Эльдорадо» согласны, что проникновению телевизоров со Smart TV способствует расширение ассортимента в нижнем и среднем ценовых диапазонах. Кроме того, немаловажным фактором выступает сборка большого количества телевизоров на территории России, тренд в период пандемии на повышение комфорта в доме, а также всё то же увеличение объёма контента для просмотра и развлечений.
По мнению CPO по интеграциям семейства виртуальных ассистентов Салют в компании SberDevices Василия Назарова, сейчас самые востребованные — функции видеостримингов, но только потому, что ТВ-бренды дают в основном их. «Я считаю, что потенциал смарт-телевизоров в ближайшее время будет серьезно расти благодаря функционалу, который раньше себе было сложно представить на ТВ. У пользователей, думаю, будут очень востребованы виртуальные ассистенты, с которыми можно поговорить, поручить им какие-то бытовые задачи, облачный гейминг, музыка, видеозвонки», — уверен Василий Назаров.
Перспективы рынка
Алексей Коренев оценивает потенциальную емкость рынка примерно как 80% от общего числа пользователей интернета. На сегодняшний день таковых насчитывается 124 млн человек. «Впрочем, надо понимать, что данная цифра может учитывать и тех, кто пользуется интернетом через мобильные устройства, а также стоит принять во внимание, что не все, кто дома использует компьютер, готов купить Smart TV, — уточняет Алексей Коренев. — Так что, вероятнее всего, миллионов 70-80 — вполне достижимая цифра на горизонте нескольких лет».
На период 2021—2024 годы J’son & Partners Consulting прогнозирует рост продаж (CAGR 5-6%). «Наличный парк к 2024 году достигнет 51 млн умных телевизоров», — добавляет Дмитрий Колесов. По прогнозу «М.Видео — Эльдорадо», уже в этом году три четверти проданных телевизоров будут поддерживать функции Smart TV. «В I квартале 2021 года рост доли Smart TV сохранился: они составляют уже 78% от проданных телевизоров. К 2024 году рассчитываем, что 90% всех телевизоров будут иметь на борту операционную систему», — называют еще более оптимистичные цифры в Ozon.
А вот Алексей Коренев напоминает, что в истории немало случаев, когда, казалось бы, надолго закрепившееся у пользователей устройство или группа устройств очень быстро уступала место новым разработкам. «Вспомним, как быстро виниловые пластинки отдали пальму первенства сперва катушечным магнитофонам, потом кассетным, а потом электронным носителям. А видеомагнитофоны очень быстро сдали позиции под натиском CD-проигрывателей и затем интернета. И уж совсем короток оказался век автомобильных навигаторов: буквально за несколько лет их функции полностью взяли на себя смартфоны. Так что не исключено, что и со Smart TV произойдет нечто подобное. Они уступят свое место новому классу приборов и быстро окажутся на свалке или на дальней полке в чулане», — предупреждает эксперт «Финама».
«ТВ будет выполнять функцию главного интерактивного экрана в доме, другие сервисы будут забирать у просмотра видео свою долю, — не верит в цикличность истории Василий Назаров. — С помощью главного экрана можно будет вести календарь встреч, проводить сами встречи, слушать музыку, звонить по видеосвязи, заказывать продукты и услуги, не говоря уже об играх и других развлекательных сервисах».
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ