«Росморпорт» без ледокола. Конкурс по строительству нового судна не состоялся
Поделитесь публикацией!

«Росморпорт» без ледокола. Конкурс по строительству нового судна не состоялся

«Росморпорт» без ледокола. Конкурс по строительству нового судна не состоялся
«Росморпорт» опять не нашел подрядчика на строительство ледокола для Северо-Западного бассейна. Участники рынка в один голос говорят, что пока государство не повысит цену контракта примерно в 1,5 раза, желающие построить ледокол не появятся.

 Ни одной заявки!

По данным Единой электронной торговой площадки, ФГУП «Росморпорт» подвело итоги конкурса на строительство ледокола проекта 21900М2 за 8 млрд рублей. Желающих построить судно не нашлось. Конкурс признан несостоявшимся, хотя сроки рассмотрения заявок переносили. Причем это уже второй конкурс на строительство этого ледокола. В апреле 2020 года его объявляли впервые, и стартовая цена тогда составляла 7,3 млрд рублей. На конкурс также не поступило ни одной заявки.

Новый линейный дизель-электрический ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 предназначен для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Северо-Западного бассейна. Его планируют построить в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Всего в рамках плана по модернизации предполагается возвести два ледокола, один из них за 7,5 млрд рублей в конце прошлого года начал строить завод «Пелла» на своем предприятии в Гамбурге. Как сообщил представитель «Пеллы», в Германии работы идут в соответствии с графиком.

«Исполняя этот заказ, мы получаем новые компетенции, идет обучение наших специалистов. Для нас это очень важно. Кроме того, у германского предприятия производительность выше, чем у нашей российской площадки», — отметили на предприятии «Пелла».

Но участники рынка говорят, что большой прибыли строительство ледокола предприятию не принесет. «Участие в конкурсе, скорее всего, было политическим решением. «Пелла» изначально не рассчитывала заработать на этом заказе, но ей нужно было загрузить свою немецкую верфь и увеличить ее контрактную базу для решения текущих финансовых вопросов», — комментирует источник в отрасли.

По оценкам экспертов, рыночная стоимость одного ледокола проекта 21900М2 сейчас составляет около 12 млрд рублей. Комментировать отказ от участия в только что прошедшем конкурсе на «Пелле» отказались.

Цена всё время растет

Сейчас «Росморпорт» эксплуатирует в Северо-Западном бассейне три ледокола проекта 21900М2. Их в 2012–2016 годах построил Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Стоимость одного судна составляла 4 млрд рублей. Тогда при исполнении заказа у завода возникли проблемы из-за санкций и девальвации рубля 2014 года. В итоге Выборгский судостроительный завод получил убыток в размере 0,8 млрд рублей. Генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев сказал «НП», что предприятие не участвовало в нынешнем конкурсе из-за слишком низкой цены на ледокол.

О нерентабельности проекта говорят и другие участники рынка. «Мы живем в ситуации большой неопределенности с поставкой импортных комплектующих, цена которых стремительно растет. Соответственно, увеличивается стоимость оборудования, субподрядных работ», — говорит глава Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов. Кроме того, по его словам, сейчас у большинства верфей, которые могли бы построить ледоколы, довольно большая загрузка. «Они могут выбирать заказы и брать только те, которые принесут прибыль, а не начинать строительство заведомо убыточного объекта только ради того, чтобы загрузить производство, как это практиковалось во время дефицита заказов», — говорит Сергей Коновалов.

Очень нужный ледокол

Между тем аналитики уверены, что «Росморпорт» все же повысит цену. «Она уже увеличивалась примерно на 500 млн рублей, но процесс ее изменения небыстрый», — отмечает главный редактора ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. По его словам, строительство подобных судов необходимо, поскольку ледоколы советских проектов устаревают с каждым годом и технически, и морально. Например, ледокол «Иван Крузенштерн», который сейчас приступил к работе в Большом порту Петербурга, был спущен на воду в 1964 году. «Многие помнят зиму 2010–2011 годов, когда Финский залив замерз настолько, что возникли перебои с экспортными поставками нефти из порта Приморск из-за нехватки ледоколов. Такие зимы могут повториться», — комментирует он. Виталий Чернов также напомнил, что новые суда будут соответствовать современным нормам эксплуатации. «Сейчас ужесточаются требования к их экологичности. Новый проект ледокола предполагает, например, пониженный уровень выбросов вредных веществ», — поясняет он.

«Атомные и дизель-электрические ледоколы будут нужны для восстановления грузопотока по Северному морскому пути. Кроме того, необходимо постоянное восполнение ледокольного флота, поэтому услуги Балтийского завода по строительству таких судов будут востребованы», — уверен начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.

Фото: ледокол проекта 21900М «Владивосток», ВСЗ

К списку новостей