«Росморпорт» без ледокола. Конкурс по строительству нового судна не состоялся
«Росморпорт» опять не нашел подрядчика на строительство ледокола для Северо-Западного бассейна. Участники рынка в один голос говорят, что пока государство не повысит цену контракта примерно в 1,5 раза, желающие построить ледокол не появятся.
Ни одной заявки!
По данным Единой электронной торговой площадки, ФГУП «Росморпорт» подвело итоги конкурса на строительство ледокола проекта 21900М2 за 8 млрд рублей. Желающих построить судно не нашлось. Конкурс признан несостоявшимся, хотя сроки рассмотрения заявок переносили. Причем это уже второй конкурс на строительство этого ледокола. В апреле 2020 года его объявляли впервые, и стартовая цена тогда составляла 7,3 млрд рублей. На конкурс также не поступило ни одной заявки.
Новый линейный дизель-электрический ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 предназначен для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Северо-Западного бассейна. Его планируют построить в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Всего в рамках плана по модернизации предполагается возвести два ледокола, один из них за 7,5 млрд рублей в конце прошлого года начал строить завод «Пелла» на своем предприятии в Гамбурге. Как сообщил представитель «Пеллы», в Германии работы идут в соответствии с графиком.
«Исполняя этот заказ, мы получаем новые компетенции, идет обучение наших специалистов. Для нас это очень важно. Кроме того, у германского предприятия производительность выше, чем у нашей российской площадки», — отметили на предприятии «Пелла».
Но участники рынка говорят, что большой прибыли строительство ледокола предприятию не принесет. «Участие в конкурсе, скорее всего, было политическим решением. «Пелла» изначально не рассчитывала заработать на этом заказе, но ей нужно было загрузить свою немецкую верфь и увеличить ее контрактную базу для решения текущих финансовых вопросов», — комментирует источник в отрасли.
По оценкам экспертов, рыночная стоимость одного ледокола проекта 21900М2 сейчас составляет около 12 млрд рублей. Комментировать отказ от участия в только что прошедшем конкурсе на «Пелле» отказались.
Цена всё время растет
Сейчас «Росморпорт» эксплуатирует в Северо-Западном бассейне три ледокола проекта 21900М2. Их в 2012–2016 годах построил Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Стоимость одного судна составляла 4 млрд рублей. Тогда при исполнении заказа у завода возникли проблемы из-за санкций и девальвации рубля 2014 года. В итоге Выборгский судостроительный завод получил убыток в размере 0,8 млрд рублей. Генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев сказал «НП», что предприятие не участвовало в нынешнем конкурсе из-за слишком низкой цены на ледокол.
О нерентабельности проекта говорят и другие участники рынка. «Мы живем в ситуации большой неопределенности с поставкой импортных комплектующих, цена которых стремительно растет. Соответственно, увеличивается стоимость оборудования, субподрядных работ», — говорит глава Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов. Кроме того, по его словам, сейчас у большинства верфей, которые могли бы построить ледоколы, довольно большая загрузка. «Они могут выбирать заказы и брать только те, которые принесут прибыль, а не начинать строительство заведомо убыточного объекта только ради того, чтобы загрузить производство, как это практиковалось во время дефицита заказов», — говорит Сергей Коновалов.
Очень нужный ледокол
Между тем аналитики уверены, что «Росморпорт» все же повысит цену. «Она уже увеличивалась примерно на 500 млн рублей, но процесс ее изменения небыстрый», — отмечает главный редактора ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. По его словам, строительство подобных судов необходимо, поскольку ледоколы советских проектов устаревают с каждым годом и технически, и морально. Например, ледокол «Иван Крузенштерн», который сейчас приступил к работе в Большом порту Петербурга, был спущен на воду в 1964 году. «Многие помнят зиму 2010–2011 годов, когда Финский залив замерз настолько, что возникли перебои с экспортными поставками нефти из порта Приморск из-за нехватки ледоколов. Такие зимы могут повториться», — комментирует он. Виталий Чернов также напомнил, что новые суда будут соответствовать современным нормам эксплуатации. «Сейчас ужесточаются требования к их экологичности. Новый проект ледокола предполагает, например, пониженный уровень выбросов вредных веществ», — поясняет он.
«Атомные и дизель-электрические ледоколы будут нужны для восстановления грузопотока по Северному морскому пути. Кроме того, необходимо постоянное восполнение ледокольного флота, поэтому услуги Балтийского завода по строительству таких судов будут востребованы», — уверен начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
Фото: ледокол проекта 21900М «Владивосток», ВСЗ