Живи роскошно и спи спокойно

Фото: Никита Инфантьев / Коммерсантъ

В Госдуму внесен законопроект о введении налога на роскошь. Таковой предлагается считать недвижимость стоимостью от 1 млрд рублей, автомобили дороже 20 млн и иные транспортные средства от 50 млн. Новый закон призван продемонстрировать социальную справедливость, но заработать на владельцах дворцов, яхт и самолетов бюджет вряд ли сможет.

Никаких даже приблизительных расчетов по количеству или стоимости объектов роскоши, которые находятся в распоряжении россиян, авторы документа — группа депутатов фракции «Справедливая Россия» во главе с ее председателем Сергеем Мироновым — не приводят. «Перераспределение богатства является необходимой мерой, предполагается осуществлять его за счет налогообложения престижного потребления небольшого количества сверхбогатых граждан», — убеждены парламентарии.

Хозяин заводов, газет, пароходов

Взимать новый налог предлагается уже с 1 января этого года. Это тот самый уникальный случай, когда закон имеет обратную силу. Плательщиками признаются как частные, так и корпоративные собственники недвижимости и транспортных средств. Вместе с тем компании и индивидуальные предприниматели не должны платить «роскошный налог» с имущества, «используемого для осуществления основного вида деятельности», в том числе для осуществления пассажирских или грузовых перевозок. Также от обложения освобождаются сельскохозяйственные земли, строительная и сельскохозяйственная техника, общее имущество в многоквартирном доме, вся государственная и муниципальная собственность.

Для объектов роскоши устанавливается прогрессивная ставка: 0,3% от рыночной стоимости недвижимости стоимостью от одного до 2 млрд рублей, от 2 млрд до 3 млрд — 0,6%, потом 0,9%, свыше 5 млрд — 1,2%. Налог для транспортных средств составит от 1% до 4%. Наибольшую ставку планируется взимать за автомобили стоимостью от 100 млн и яхты, катера, самолеты и вертолеты дороже 300 млн рублей.

В льготную категорию налогоплательщиков попадают инвалиды Великой Отечественной войны и иных боевых действий (включая СВО), Герои России или Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лауреаты ряда государственных премий, а также нобелевские лауреаты. Из входящих в первую двадцатку богатейших российских бизнесменов (по версии журнала Forbes) на льготы смогут претендовать только владелец «Северстали» Алексей Мордашов, собственник Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников и главный нефтяной магнат Вагит Алекперов (они награждены правительственными премиями в области науки и техники).

В то же время налогом облагается только расположенная на территории нашей страны недвижимость, а также транспортные средства, приобретенные в России или впервые зарегистрированные в соответствии с отечественным законодательством. Таким образом, скажем, Роману Абрамовичу не придется платить ни рубля за шесть роскошных яхт, внушительный авиапарк (включая «прописанный» на Арубе Boeing 767) и десятки люксовых автомобилей. С другой стороны, в случае перерегистрации тех же транспортных средств в российскую юрисдикцию (в том числе вынужденную в связи с западными санкциями), яхты, самолеты и лимузины становятся объектами налогообложения.

Скромность красит налоги

Владельцы большинства даже не самых роскошных объектов и сегодня платят повышенные фискальные взносы. Например, для автомобилей базовой стоимостью свыше 10 млн рублей установлена трехкратная ставка транспортного налога. Список таких авто определяется Министерством промышленности и торговли РФ, последний раз он обновлялся 29 марта. В него вошло более полутысячи моделей и модификаций, в том числе таких марок, как Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Ferrari, Cadillac, Jaguar, Lamborghini, Land Rover, Maserati, Mercedes-Benz, Porsche, Rolls-Royce, присутствует в перечне и отечественный лимузин Aurus. По последним данным фискального ведомства, в России граждане владеют 2,1 млн таких автомобилей, еще 7 тыс. зарегистрировано на юридических лиц.

Частные собственники жилых домов и квартир кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей платят налог на имущество по 20-кратной ставке (2% вместо 0,1%). А с 2021 года с доходов свыше 5 млн рублей в год россияне должны уплачивать 15%-ный НДФЛ вместо 13%-ного. В 2022 году такие доходы получали 405,6 тыс. человек (0,3% налогоплательщиков). За счет разницы в 2% они принесли в казну дополнительно 118 млрд рублей, или 2% от общей суммы исчисленного НДФЛ.

Опасная кодификация

Юристы обращают внимание на ряд противоречий предложенного законопроекта, прежде всего на недопустимость введения нового налога задним числом (с 1 января 2024 года).

Также в число объектов роскоши могут попасть многие хозяйственные здания, сооружения и транспортные средства, принадлежащие российским корпорациям. И речь не только об инвестиционных активах. Законопроект исключает из налогооблагаемой базы имущество юридических лиц, используемое для осуществления основного вида деятельности. Такой вид и соответствующий ему код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) закрепляется в ЕГРЮЛ. Так, основной деятельностью ПАО «Газпром», согласно ОКВЭД, является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом. Следовательно, используемое для добычи того же газа оборудование (включая целые заводы, трубопроводы и многое другое) к основному виду деятельности корпорации не относится. Впрочем, у газового монополиста есть поле для маневра, если учесть, что его многочисленные дочерние компании, на балансе у которых находятся производственные мощности, могут иметь другие коды основной деятельности.

Переформатировать структуру компаний придется и владельцам корпоративных автопарков, не являющихся профессиональными пассажирскими или грузоперевозчиками: торговым сетям, строительным компаниям и другим. Неожиданным обременением могут стать социальные и рекреационные объекты, а также доходная недвижимость, которую покупают и создают компании в рамках диверсификации основного бизнеса.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня