Родительский контроль. Сервисы геолокации набирают популярность

Родительские тревоги бесконечны. Об этом знают владельцы сервисов геолокации и успешно зарабатывают на общечеловеческих страхах. Эксперты считают, что рынок приложений для отслеживания местоположения имеет кратный потенциал для роста в России.

Геолокация — это определение географического местоположения электронного устройства, подключённого к интернету. Сервисы геолокации становятся всё более популярными в последнее десятилетие. В сегменте B2C они в основном решают проблемы родительских тревог. Потенциально клиентами таких сервисов являются родители детей 6–15 лет. 

Дела минувших дней

По данным сервиса Findmykids, решения, связанные с геолокационными сервисами, появились на рынке более 15 лет назад, изначально их предоставляли сотовые операторы. По технологии сервис любого сотового оператора вне зависимости от страны работал одинаково: игроки рынка использовали данные сотовых вышек. «Точность геолокации была очень низкая, погрешность могла достигать нескольких сотен метров», — говорит создатель мобильного сервиса «Где мои дети» Вадих Гиниатулин. 

Новой нишей для расширения бизнеса в этом сегменте стало «сужение» географической погрешности. Триггером развития сервисов для родителей стали новые технологии анализа данных. Сегодня, как правило, собираются несколько видов данных с пользовательских устройств: данные триангуляции сотовых вышек, данные GPS и WiFi, они анализируется моделями машинного обучения. «Наши серверы обрабатывают более 15 тыс. запросов в секунду, можно обывательски назвать это искусственным интеллектом, — говорит Вадих Гиниатулин. — Кроме данных в реальном времени анализируются исторические данные передвижения пользователей и данные, привязанные к картам. После обработки в ML пользователь получает очищенные данные с минимальными погрешностями, которые расшифровываются в координаты телефоном и привязывают устройство ребенка к карте».

Современная действительность

«В России не так уж много сервисов по отслеживанию геолокации, на рынок выходят как новые российские, так и зарубежные компании, и за последние несколько лет их количество стремительно растет», — рассказали в «МегаФоне». У оператора сервис геолокации появился около 10 лет назад, правда данные по обороту этого сервиса в компании не называют.

Приложение «Где мои дети», которое насчитывает более 2,5 млн активных пользователей в 140 странах по числу скачиваний в Google Play и AppStore, появилось на рынке в 2016 году. По словам представителей компании, в тот момент на российском рынке не было серьезных игроков. «Сейчас в России активно развиваются два-три отечественных приложения, — рассказал Вадих Гиниатулин. — Есть и заметные иностранные игроки. Периодически появляются клоны, но они обыкновенно быстро умирают».

По данным за март 2021 года, в России у компании насчитывалось более 600 тыс. активных пользователей. В 2020 году рост выручки «Где мои дети» составил 30% к 2019 году. При этом рост происходил за счет иностранных рынков, где у компании локализовано более 70% бизнеса. Процент родителей, платящих за сервис, в компании не раскрывают, однако, по словам Вадиха Гиниатулина, компания была прибыльна с первого года работы, сейчас над приложениями работает более 70 человек в России и по всему миру.

«Геоаналитика стала лидером по темпам роста выручки от направления big data в 2020 году: доходы оператора от внешних проектов выросли более чем в 10 раз по сравнению с 2019 годом», — рассказали и в пресс-службе Tele2. Количество пользователей сервиса «Родительский контроль» у оператора по итогам 2020 года выросло на 10%.

Среди приложений-миллионников по числу скачиваний на российском рынке присутствует отечественный игрок — Kaspersky Safe Kids. Более 500 тыс. скачиваний имеет приложение Norton Family Parental Control. Эксперты называют его главным конкурентом продукта «Касперского». Эти сервисы концентрируются на блокировке опасного контента и контроле использования приложений, а дополнительные возможности по геомониторингу подключаются на премиум-версиях. Сервис Kidslox также имеет более 500 тысяч скачиваний. Приложение также устанавливает лимиты экранного времени и расписание, блокирует доступ к нежелательным приложениям, сайтам, социальным сетям и камере. Правда, по отзывам родителей, дети могут обходить его блокировки.

Ценный потенциал

В России около 65% рынка занимает сервис «Где мои дети». Общий объем рынка составляет, по оценкам компании, около 1 млн активных пользователей. 

Политика ценообразования у сервисов по контролю за детьми схожая. Как правило, существует бесплатная версия с базовыми функциями. Стоимость годовой подписки таких приложений колеблется от 900 до 1500 рублей. Сотовые операторы, как правило, просят ежедневную оплату. Например, «родительский контроль» Tele2 стоит 9 рублей в день, «Геопоиск» и «Геопоиск+» — 3 и 5 рублей в день соответственно.

Потенциальный объем всего рынка в России в Findmykids оценивают в 13 млн родителей. «Важный фактор для роста рынка в ближайшие 5–7 лет: миллениалы становятся основным поколением родителей школьников, для которых смартфон — привычный инструмент решения множества задач и кто легко пробует новые технологии», — уверен в потенциальном росте бизнеса Вадих Гиниатулин. Кроме того, развитию сервисов геолокации способствует и рост рынка детских GPS-часов, который составляет в России около 1 млн штук в год.

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

Актуально сегодня