Робокар Поли зовёт в суд. Создатель мультфильма борется с контрафактом игрушек
Новый проспект
Статьи

Робокар Поли зовёт в суд. Создатель мультфильма борется с контрафактом игрушек

Прочитано: 2663

Обладатель товарного знака «Робокар Поли», компания ROI VISUAL из Южной Кореи, инициировал ряд судебных исков к петербургским продавцам игрушек. Компания намерена взыскать с продавцов контрафакта компенсацию за нарушение своих авторских прав. Доля контрафакта в России растёт, и борьба с ним только с помощью судов не изменит ситуацию, отмечают юристы.

По данным картотеки арбитражных дел, ROI VISUAL подала иски к 11 петербургским индивидуальным предпринимателям, которые продают игрушки. Сумма исковых требований составляет от 10 тыс. до 120 тыс. рублей.

Связаться с ответчиками не удалось. В свою очередь, директор европейского офиса ROI VISUAL Андрей Ежов сообщил, что иски направлены на защиту интересов потребителей, а также правообладателя, лицензиатов и добросовестных продавцов. «Взыскание компенсации — лишь один из способов очистки рынка от контрафакта. Можно вместо суда перейти на «белую» сторону, закупив оригинальную продукцию. Мы с этим помогаем», — добавил он.

По данным ROI VISUAL, компания вместе с ООО «Правовая группа «Интеллектуальная собственность» активно борется с контрафактом в России с 2019 года. Суды с компаниями, продававшими контрафактных мультяшных героев, прошли в Новосибирске, Тамбовской, Архангельской, Воронежской областях, Красноярском крае и других регионах. Аналогичная работа ведётся и в Петербурге. «Количество выигранных судов приближается к 3 тысячам», — сообщил Андрей Ежов.


Детские персонажи

«Робокар Поли» — это корейский детский мультсериал, созданный компаний ROI VISUAL Co. Он рассказывает о приключениях спасательной команды машин-трансформеров. Игрушки в виде машин, созданные по мотивам сериала, считаются довольно популярными среди детей в возрасте 2-4 лет.

По словам экспертов, одним из наиболее частых вариантов выявления контрафакта является контрольная закупка продукции с видеофиксацией. Затем подается иск о денежной компенсации за нарушение прав, в том числе на использование изображений. Как правило, правообладатели делегируют задачи по мониторингу рынка юридическим компаниям, которые оказывают услуги по борьбе с контрафактом.

«Такой вариант работы требует приложения значительных усилий и в этой связи преимущественно популярен среди крупных корпораций», — говорит Антон Лалак, адвокат, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры».

«Ещё один способ борьбы с контрафактом — привлечение таможенных органов к контролю за оборотом этой продукции на границе. Это может происходить за счет включения, например, товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности конкретной страны или, например, за счет рассылки в адрес таможенных органов писем с просьбами контролировать поставки продукции с инструкциями по выявлению контрафакта. В данном случае таможенные органы уже будут самостоятельно инициировать дела о привлечении нарушителей к административной ответственности», — рассказывает Антонина Шишанова, юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services.

По мнению экспертов, у ROI VISUAL шансы выиграть суды довольно велики. «В большинстве таких споров суд вставал на их сторону. Не думаю, что в этот раз будет другой результат», — комментирует Дмитрий Урякин, юрист Maxima Legal.

«Учитывая, что компания активно проводит работу по защите своих прав, все предпосылки для её продолжения налицо. В дальнейшем это уже будет зависеть от эффективности и целесообразности предпринимаемых мер», — отмечает Антон Лалак.


Цена вопроса

По словам экспертов, проблема контрафактных игрушек год от года становится всё острее. По данным компании BrandMonitor, почти четверть российского рынка игрушек заполнена нелегальным товаром. Оборот сектора контрафакта — 30 млрд рублей в год (львиная доля реализуется через офлайн), и это максимальный показатель за последние 3 года.

По подсчетам BrandMonitor, 35% контрафакта приходится на игрушечных роботов, еще около 30% — игрушечное оружие, столько же — куклы.

Популярность подделок связана прежде всего с их ценой. Так, средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. рублей, а поддельной — 500 рублей. Оригинальный набор игрушечной железной дороги обходится потребителям в среднем в 2 тыс. рублей, а контрафактная продукция стоит всего 800 рублей.

О том, что контрафакта на рынке много, говорят и правообладатели торговых марок. «Пиратский рынок в России по-прежнему является существенной проблемой. Мы постоянно сталкиваемся с контрафактной продукцией, поскольку занимаемся известными брендами: «Смешариками», «Фиксиками», «Малышариками». Контрафакт — обратная сторона популярности лицензии. Чаще всего это игрушки, услуги аниматоров, кондитерские изделия и текстиль. В основном это происходит от незнания или от отсутствия юридической культуры в отношении авторских прав. За последние 3 года у нас было более 2 тыс. дел», — рассказала Майя Москвичева, гендиректор лицензионного агентства «Мармелад Медиа».

Если говорить о каналах распространения, то сетевая торговля сейчас переходит «на светлую сторону» и тщательно следит за происхождением товаров. А главным пристанищем пиратов остаются рынки, продажи через лотки и небольшие киоски. «Аккаунты в социальных сетях, особенно в instagram(принадлежит Meta(компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена)Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) и VK, — реальные каналы, которые используются для продвижения пиратской продукции. Блогеры практически неуловимы для применения мер юридической ответственности за нарушение прав», — сетуют в ГК «Рики».


Исков всё больше

Юристы также отмечают, что в последние годы в России увеличилось число исков по защите прав на товарные знаки. Сегмент товаров для детей не стал исключением.

По словам Дмитрия Урякина, только за прошлый год суды вынесли больше 400 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Маша и Медведь». Также более 800 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Свинка Пеппа» и больше 500 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Фиксики».

По данным Capital Legal Services, только за 2021 год студия анимационного кино «Мельница» (обладатель прав на мультфильмы серии «Три богатыря», «Барбоскины», «Конь Юлий») подала в арбитражные суды разных регионов более 550 исков о защите прав на различные объекты интеллектуальной собственности.

«Такое значительное количество дел показывает уничижительное отношение к чужой интеллектуальной собственности в нашей стране, а также подсвечивает определенную неэффективность судебной защиты нарушенных интеллектуальных прав, что во многом связано с размерами взыскиваемых судами компенсаций. Если нарушитель понимает, что за продажу чужой игрушки в худшем случае отдаст 50 тыс. рублей, получив от незаконной деятельности существенно бо́льшую выручку, он без сомнений пойдет на нарушение», — заключает Дмитрий Урякин.

О проблемах в сфере борьбы с контрафактом говорит и Антон Лалак. «В судебном порядке удается добиться запрета для конкретного лица продолжать нарушения исключительных прав, но это не гарантирует, что его место не займет другое лицо и не придется всё начинать сначала. Кроме того, взыскать крупные компенсации за нарушение исключительного права пока получается нечасто», — комментирует эксперт.

О том, что суды не смогут сократить долю контрафакта, говорит и Антонина Шишанова. По её словам, в основном в рамках подобной борьбы с контрафактом к ответственности привлекаются отдельные продавцы, которые занимаются перепродажей приобретенной у другого лица контрафактной продукции. «Это не позволяет бороться непосредственно с производством подобного товара», — поясняет она.

По мнению Дмитрия Урякина, доля контрафакта может сократиться, только если суды перестанут снижать размер компенсации до стоимости контрафактной игрушки и начнут взыскивать с нарушителей судебные издержки в существенном объеме, не снижая их до пресловутых «разумных пределов». «И судебные издержки для правообладателей, которые борются за свои права, не должны быть больше, чем сумма присужденной им компенсации. Но пока это именно так», — заключил эксперт.


суд авторское право потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Переориентация внешней торговли на восток вынудила российский бизнес усваивать традиции новых партнеров. Привычные европейские правила в отношениях с китайскими, индийскими и другими фирмами зачастую не работают, а арабскими могут восприниматься в штыки.
Художницу Александру Скочиленко на этой неделе приговорили к 7 годам лишения свободы за перформанс с ценниками. О цене, которую ей пришлось заплатить за творческое высказывание, размышляет художник «Нового проспекта».
Художница и поэтесса Александра Скочиленко приговорена к 7 годам лишения свободы за то, что подменила ценники в супермаркете на пацифистскую агитацию. «Новый проспект» в лице Михаила Грачева побывал на процессе и рассказывает, как был проигнорирован здравый смысл и провален экзамен на человечность.

Регионам дадут право запрещать продажу пива в заведениях в многоквартирных домах
05.12.2023
Saxo Bank выступил с "шокирующими прогнозами" на 2024 год
05.12.2023
Финляндия обнаружила на таможне канал поставок дронов в Россию
05.12.2023
Setl Group приступил к строительству 4-й очереди ЖК "Дворцовый фасад"
05.12.2023
В России заметно выросло количество работников с зарплатой от миллиона и выше
05.12.2023
Петербургский автозавод Hyundai продлил режим простоя еще на месяц
05.12.2023
Бренды с обозначением "№1" признали недопустимыми
05.12.2023
Lada сокращает долю на российском авторынке в пользу китайских брендов
05.12.2023
Доверительным управляющим компании "Конкорд" стал Павел Пригожин
04.12.2023
В Петербурге запустили горячую линию по качеству детских товаров к Новому году
04.12.2023
В Петербурге разворачивают дополнительные койки для больных COVID-19
04.12.2023
Петербург занял 23-ю строчку в рейтинге свободных от вредных привычек регионов
04.12.2023
За минувшую неделю с улиц Петербурга вывезли 220 тыс. м3 снега
04.12.2023
Путин заявил, что четверть населения России занимается волонтерством
04.12.2023
Валентина Матвиенко: "Государство точно не пойдет по пути запрета абортов"
04.12.2023
Петербургская компания Melon Fashion Group отсудил товарный знак у бренда Zolla
04.12.2023
Ученики петербургского лицея получили четыре медали в Китайской национальной олимпиаде по математике
04.12.2023
Владимир Машков сменил Александра Калягина на посту главы Союза театральных деятелей РФ
04.12.2023
"Адмиралтейские верфи" отправили в простой часть персонала до конца декабря
04.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки